Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма духовной практики




БХАКТЫ

ФОРМЫ ДУХОВНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ

УЧЕНИЕ ТАНТРЫ

Вся традиция индуизма пронизана сокровенным учением Тантры. Тантризм обладает всеми признаками самостоятельной духовной традиции – вероучением, своеобразной культовой и йогической практикой, священными книгами-тантрами. Происхождение тантризма связано с культом великой богини-Матери. Тантристы считают своё вероучение универсальной религией всех людей, из которой развились и черпают свою духовную силу остальные религии. В одной из наиболее почитаемых тантр – «Маханирвана-тантре» – говорится: «Все люди на земле – от высокорождённых брахманов до нижайших неприкасаемых – способны следовать вечному Пути Тантры». Тантрическая духовная традиция состоит из большого числа всевозможных течений и сект. Как правило, их приверженцы взаимно признают друг друга иноверцами. При всём многообразии тантрических культов все они сводятся к четырём основным типам: «тантра правой руки», «тантра левой руки», реформированный универсалистский шактизм и примитивный архаичный тантризм с элементами шаманства, распространённый среди наиболее отсталых народностей и племён полуострова Индостан. Лишь первые три разновидности тантризма уверенно можно отнести к направлениям индуизма. Последователи «тантры правой руки» почитают Богиню-Мать согласно предписаниям ортодоксального индуизма. Они отказались от древнего ритуала, включавшего сексуальные обряды, приёмы «чёрной магии», кровавые жертвоприношения рвотных и т. п. Приверженцы «тантры левой руки», напротив, сохраняют в своей практике признаки древнего тантрического культа и используют в своих обрядах многое из того, что для остальных индуистов считается неприемлемым (принесение в жертву животных, употребление в пищу мяса, вина, игнорирование кастовых различий, сексуальные и магические обряды). Одним из основателей универсалистского шактизма можно считать индуистского мистика и гуманиста Шри Рамакришну (1836–1886). Взгляды «универсалистов» характерны для представителей «Миссии Рамакришны» и некоторых других реформистских течений современного индуизма. «Универсалисты» отошли от ортодоксального тантризма. Хотя они и сохраняют в своём вероучении некоторые древние элементы (особенно культ женского начала), но фактически их следует рассматривать как типичных представителей неоиндуистских течений. Таково место тантризма в общеиндуистской религиозной традиции.

 

Наряду с традиционной обрядовой духовной жизнью, человеческой личности необходимо проявлять чувственно-эмоциональную и интеллектуальную стороны своей души, и в VI–IX вв. бхакти становится мощным религиозным течением, оказавшим влияние на всё средневековье. К XVI в. движение охватывает уже всю Индию, определяя образ жизни и веру огромной части населения страны.

В основе бхакти – эмоциональная преданность божеству, доходящая до экстатической одержимости, желание увидеть его, слиться с ним, ощутить его присутствие и пережить всепоглощающее чувство сопричастности с божественным бытием. В ответ божество готово ниспослать своему приверженцу благодать и спасение от страха смерти и тягот жизни.

Этот путь богопочитания не требовал сложных знаний, глубоких размышлений или особых действий, в том числе и обрядовых. Общение божества и его почитателей происходило во внутреннем созерцании, в области чувств, в их зыбкой и таинственной сфере. Внешняя обрядность становилась ненужной. Внутреннее богопочитание могло сопровождаться мистическими озарениями, экстазами или минутами самоуничижения и раскаяния, томления, близкого к любовному.

Однако и внешние формы почитания божества не остались неизменными. С бхакти связан настоящий «взрыв» храмостроительства. Большое место в богослужении стали занимать музыка и танец. Сложилась традиция исполнения гимнов и песен на местных новоиндийских языках. В песнях бхакты обращались к божеству, повинуясь неодолимому влечению сердца.

Философия в индуизме понимается иначе, чем на Западе. В Индии она неотделима от духовной практики. Обучение философии, как и духовной практике, начиналось с обряда посвящения, продолжаясь в постоянной и тесной связи с духовным наставником-гуру. Обучение затрагивало все стороны личности ученика; ум, чувства, поведение, всю его деятельность.

Философские вопросы звучат уже в поздних гимнах Ригведы. Мудрецы риши задумывались о зарождении мира, появлении жизни, месте человека в ней. Много философских проблем можно найти в упанишадах: о начале и основе всего сущего, разворачивании мира, о соотношении человеческого духа и мирового Абсолюта и т. п.

К началу новой эры, если не ранее, сложились различные школы философской мысли.

Все философские школы возникли почти одновременно и развивались в постоянном взаимодействии друг с другом. Их название – даршана – связано с идеей ведения, постижения истины внутренним зрением, интуицией. Цель даршаны – открыть истину во всей её целостности и полноте, поэтому она называется ещё и мокша-шастра, то есть наука, ведущая к освобождению.

Все шесть основных даршан опирались на веды и брахманическую картину мира, но каждая из них имела своё поле деятельности и «возделывала свой участок» знания. Школы образовывали пары, части которых были близки и взаимно дополняли друг друга в исходных положениях. Вот их названия: санкхья и йога, ньяя и вайшешика, веданта и миманса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.