КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Четыре этапа жизни
КАСТЫ А когда Пурушу разъяли на сколько частей разделили рот и руки как нарекали называли бедра и ноги. Нарекли его рот брахманом его руки стали раджанья его бедра назвали вайшья его ноги родили шудру. Кастовая система делит всё население страны примерно на 3 тыс. обособленных групп высокого и низкого происхождения, обставляет их жизнь множеством разных правил и запретов, начиная от глубоких философских положений и кончая точными указаниями, кто у кого может стричь ногти на пальцах ног. Касты берут начало в четырёх варнах, на которые делилось население Древней Индии. Слово «варна» означает «вид», «род», «цвет»; так обозначались основные сословия, или ранги, в древнем обществе. В основе деления общества на варны лежало убеждение в том, что люди неодинаковы, что существует иерархия сословий, причём у каждого человека свой долг-дхарма и свой жизненный путь. Старшей и высшей была варна брахманов – жрецов, учителей, наставников, учёных. Следующей по рангу шла варна кшатриев – воинов, правителей и знати. К третьей варне (вайшьев) в древности относились земледельцы, скотоводы и торговцы. В четвёртую варну (шудр) входили зависимые люди, слуги. Между представителями трёх первых варн и шудрами проходила резкая граница. Высшие варны назывались «двиджа» – дважды рождённые. Считалось, что эти люди вторично рождаются при обряде посвящения, когда на них надевают священный шнур. Главный долг брахмана – учиться и учить других, совершать жертвоприношения, подносить дары божествам и получать их от людей. Кшатрии должны были защищать народ и учиться. Первейшей обязанностью вайшьев было возделывание земли и разведения скота. Шудрам надлежало прислуживать трём высшим варнам. Эта идея осталась ведущей в истории индуистского общества: каждый человек должен занимать в нем определённое место, выполнять определённую общественную роль и соблюдать все связанные с ней обязанности и запреты. За сотни веков общественное устройство в Индии усложнилось, произошло разделение труда, и число общественных групп и статусов увеличилось от четырёх до нескольких тысяч. Все касты делятся на четыре основные группы; высшая (брахманы, воины), средняя (торговцы, земледельцы), низшая (земледельцы и ремесленники) и неприкасаемые. Члены каждой касты изолированы от представителей других каст, и каждый человек связан со своей кастой сотнями нитей. Что же сохраняет неизменность принципов кастовой иерархии и изолированность каст в течение многих веков? Прежде всего, система правил и запретов, которая регулирует и религиозные, и общественные, и бытовые отношения. Во-первых, каждый индиец с момента рождения и до последнего вздоха принадлежит к определённой касте, если только он не изгоняется из неё за нарушение законов. Никто не имеет права выбирать себе касту по желанию или переходить из одной касты в другую. Во-вторых, никто не должен вступать в брак вне своей касты. Правда, некоторые формы неравных браков считались допустимыми. Так, не осуждался брак, когда муж занимал более высокое положение, чем жена. Такой брак уподоблялся поглаживанию «по шерсти» («анулома») и считался естественным. В-четвёртых, за многими кастами точно закрепляется род занятий. Одни касты могут заниматься только земледелием, другие – ткачеством, третьи – торговлей, четвёртые – стиркой белья и т. п. В-пятых, члены каст обязаны строго соблюдать правила и обычаи своей касты. Членам высших каст запрещено принимать еду и питье из рук низших, чтобы не подвергнуться ритуальному осквернению. Ритуальная чистота – главная основа, на которую опираются кастовые законы и предписания. Это не внешняя чистота или загрязнённость, это – внутренняя незапятнанность. Высокие, чистые и священные касты не должны вступать в общение с низкими и нечистыми. За соблюдением правил следит специальный кастовый комитет, или совет, – панчаят, что означает «пятёрка», хотя на деле число членов комитета может быть и больше. Он состоит из самых старых и уважаемых людей селения или квартала. Совет судит провинившихся, его решения могут быть опротестованы только перед местным раджой. За небольшой проступок панчаят предписывает покаяние и очищение, за более серьёзный – временное исключение из касты. За тяжёлое прегрешение, например, за убийство коровы, выносится самое суровое наказание – изгнание из касты. В современной Индии строгость соблюдения кастовых ограничений слабеет, но консервативность кастовых правил в вопросах брака остаётся неизменной.
ИЗ «ЗАКОНОВ МАНУ» «Ученик, домохозяин, отшельник и аскет – эти четыре отдельные ашрамы имеют своим исходным пунктом ашраму домохозяина. Все они, пройденные последовательно согласно шастрам, ведут брахмана, поступающего, как указано, к высшей цели. Из всех них, согласно правилам веды и священного предания, домохозяин считается наилучшим, ибо он эти три содержит. Как все реки находят пристанище в океане, так и пребывающие во всех этих ашрамах находят пристанище у домохозяина».
В основе арийского общества лежало, во-первых, разделение на сословия, или варны, а во-вторых, представление о периодах (или амрсшах), на которые должна разделяться жизнь каждого человека. Арийское общество состояло из четырёх сословий, и жизнь каждого ария делилась на четыре этапа. Высшие варны отличались от низших обрядом посвящения (упанаяна). Его совершали, когда мальчику исполнялось 8–12 лет. Избежать посвящения было невозможно; без этого путь в варну, а позже и в касту, и в общину был закрыт. Обряд включал в себя несколько процедур, и главной среди них было вручение священного шнура, который с этого момента следовало носить постоянно.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |