Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миманса




ВЕДАНТА

Из упанишад выросла веданта (буквально «конец вед»). Авторитетными текстами для этой даршаны считаются «Бхагавадгита», «Бхагавата пурана» и «Брахма-сутры» Бадараяны. Под названием «веданта» существовало несколько традиций религиозно-философской мысли, ожесточённо споривших между собой. Первой была адвайта-веданта Шанкары, за ней следовали вишишта-адвайта Рамануджи, двайта-веданта Мадхвы, двайтадвайт Нимбарки и др. Все школы объединяла главная тема: соотношение человека и Абсолюта, абсолютного начала (божественного или безличного) и мира, освобождение от сансары и пути этого освобождения.

Особой известностью пользуется школа Шанкары. Он утверждал, что безличный Брахман – абсолютная реальность и нет ничего помимо него. Весь видимый мир – результат действия его магической силы – майи. Большинство людей именно этот иллюзорный мир считают реальным. Мудрецы же проникают за его внешнюю оболочку и за обманчивой игрой иллюзии постигают истинную реальность – Брахман. Он непознаваем, и его нельзя определить словами, он всемогущ и всезнающ, он творит, сохраняет и разрушает мир. В этом смысле он – Ишвара (Господь), и его надлежит почитать тем, кто верит в реальность мира.

Дух, связанный с телом, в мире иллюзий забывает о своей божественной сущности. Истинное освобождение – воспоминание и осознание своей связи с вечным Брахманом и достижение единства с ним.

 

Шестая даршана исследовала и обосновывала ритуал, построенный на ведийской традиции. Первый текст школы – «Миманса-сутра» Джаймини. Согласно мимансе, ритуал важнее для познания истины, чем философское размышление. Миманса утверждала абсолютный авторитет вед, доказывала, что они происходят не от бога и не от человека, а являются безличным источником знаний и потому не содержат ошибок.

Весь видимый мир – внешняя оболочка, скрывающая некую сущность и основу. Он не покоится ни на чём, кроме самого себя, и просматривается весь насквозь, как часовой механизм. Жертвоприношения являются тем действием, которое создаёт вселенную, «заводя» её, как часы. Для отдельного человека, погруженного в обыденную жизнь, именно ритуал даёт смысл и направление этой жизни и выступает символом высшей значимости. Миманса отрицала существование божеств: обращение к ним – всего лишь условный приём в ритуале, а сами они – лишь имена, языковая абстракция и не более.

Главную ценность для последователей мимансы имели ритуальные предписания священной традиции. Они несли в себе особый заряд энергии, которая побуждала, подталкивала к ритуальному действию. Все остальные тексты ведийской традиции имели лишь вспомогательное значение и были избыточными, ненужными, рассчитанными на незрелых людей, не готовых принять жёсткую картину мира. В мире нет места богу или некоему абсолютному единству, есть лишь дхарма – долг, понимаемый как неукоснительное выполнение ритуалов. Миманса была единственной из даршан, которую не интересовало освобождение от сансары. Она полагала, что главная жизненная цель – достижение успехов в этом мире и рождение на небесах.

За пределами Индии миманса почти неизвестна. Примерно с XIII в. главенствующее место в индуистской философии заняла веданта, частично поглотив санкхью и йогу. Ньяя превратилась в науку логики, а другие даршаны стали скорее предметами обучения, нежели развивающимися самостоятельными философскими школами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.