Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение индуизма о человеке




Каково же мировоззрение индуизма? В основе его лежит идея о том, что мир, который человек видит, в котором он живёт и из которого уходит, – это не случайное и хаотическое сочетание вещей, предметов и явлений, а гармонически упорядоченное целое. Оно существует в соответствии с определёнными закономерностями.

В последние века до новой эры в индуизме оформилось учение о трёх целях жизни человека. Оно называется санскритским словом триварга. Каковы же эти цели?

Первая цель обозначается словом дхарма. Оно многозначно. Слово это происходит от корня «дхар-», что значит «поддерживать», «держать». Следовательно, дхарма – то, на чём держится мир и общество: закон, долг, обязанность, устои, совокупность установленных правил. Их соблюдение – необходимое условие поддержания и сохранения миропорядка.

Дхарма понимается и как безличная закономерность вселенского целого, и в то же время как закон, определяющий судьбу каждого человека. Поэтому дхарма человека выводится из всеобщей вселенской дхармы.

Дхарма существует нераздельно с истиной-сатья. Общая дхарма людей – правда, чистота, беззлобность, непричинение вреда другим. Понятие дхармы тесно связано с определением индуизма. Его самоназвание – «санатана-дхарма», что значит «вечная дхарма», «вечный закон». Индуизм определяется иногда и как «варна-ашрама-дхарма», то есть «дхарма сословий и жизненных стадий человека». Каждый индуист должен соблюдать свою дхарму в соответствии со своим происхождением, сословной принадлежностью и возрастом. Следование собственной дхарме – основа индуистской морали.

Дхарма вечна и неизменна. Она завещана божествами и запечатлена в текстах откровения (ведах) и священных текстах индуизма, прежде всего в дхарма-шастрах. Несоблюдение дхармы карается в зависимости от степени отклонения от неё либо наложением штрафа или покаяния, либо более суровыми мерами вплоть до исключения из касты. Но самое страшное наказание, которое ожидает преступившего закон дхармы, – худшее перерождение, ввергающее человека в тягостные муки земного бытия.

Вторая цель жизни индуиста – артха, то есть «польза», «выгода», связанная с общественной жизнью. Артха касалась средств, способствующих достижению материального благополучия и мирских жизненных успехов. Для этого требовались умные, ловкие и своевременные действия. В учении об артхе в древности серьёзное внимание уделялось царям и правителям, их обязанностям и правам. Самой ранней и наиболее значительной книгой, посвященной вопросам артхи, является Артхашастра. Она приписывается Каутилье – министру индийского царя Чандрагупты Маурьи (IV–III вв. до Р.Х.). Артхашастра даёт подробные наставления об управлении государством, организации хозяйства страны, о правилах ведения войны и т. п.

Третья цель жизни – кама, «любовь». Она связана с удовлетворением телесных потребностей, прежде всего – стремлений к чувственной любви. В Древней Индии была глубоко и серьёзно разработано учение о любви. В истории мировой культуры оно не имеет себе равных и считается важной составной частью древнеиндийской культуры.

Так индуизм позаботился обо всех трёх главных областях человеческого существования.

Каждый человек действует под влиянием своих намерений и желаний. До тех пор пока он обуреваем желаниями и страстями, он будет страдать и рождаться в этом мире, перевоплощаясь в растения, животных, людей, божеств. Так будет продолжаться, пока человек не освободится от всех желаний.

Идея вечного возвращения в мир земной, странствие духа из одной телесной оболочки в другую, круговорот жизни определяется в индуизме понятием сансара – круг бытия. Оно выросло из учения упанишад о «пути божеств» и «пути предков». Согласно ему, сумевшие обрести истинное знание следовали после смерти «путём божеств». Те же, кто был озабочен лишь мирским существованием, направлялись после смерти к луне, а потом возвращались назад, совершая «круг перерождений».

Переселение душ. В Каушитаки-Брахмана-Упанишадах встречается одно чрезвычайно интересное место, которое (по переводу Бётлинга) гласит: «Все, покидающие этот мир, имеют свое местопребывание на Луне, которая в первую (светлую) половину месяца постоянно увеличивается от их жизненного дыхания; во вторую же (темную) половину месяца она подготовляет их к возрождению. Луна есть дверь, ведущая в небесные обители; кто ей отвечает (на ее вопрос), того она пропускает, а тот, кто не дает ей ответа, низвергается вниз, превращаясь в дождь. Такие люди, соответственно их делам и их знанию, вновь рождаются здесь в виде червя, моли, рыбы, птицы, льва, кабана, дикого осла, тигра, человека или другого какого-либо существа в том или ином состоянии»1.

Круг сансары не ограничивается земным существованием. В него входят и круги ада – миры мучений и сферы райского блаженства.

Череда перерождений в сансаре регулируется законом воздаяния – кармой (буквально – «поступок», «деяние»). Согласно ему, благие, приятные перерождения или, напротив, дурные, тягостные обусловлены поступками людей в предыдущих жизнях. Любой осознанный поступок человека откладывается в его глубинной памяти и запечатлевается на его тонком, невидимом теле – лингашарире. Он хранится там, созревает и при благоприятных для этого внешних обстоятельствах проявляется. Убийца, например, в одном из следующих перерождений сам будет убит или попадёт в ад, где подвергнется мучительным пыткам.

Главная желанная цель – Махамокша – великое освобождение, но оно невообразимо далеко, а поэтому, чтобы пессимизм не разедал жизнь человека, освобождаться нужно через следование четко разработанной системе социального устройства общества, следование и подчинение безличной дхарме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 2856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.