Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распространение ислама




После завоевания Мекки Мухаммад не остался жить там, а вернулся в Медину. Отсюда он направил послов в разные концы Аравии и к правителям сопредельных стран с предложением принять ислам. Правители Византии и Ирана не ответили Пророку, но вожди племён и мелких владений в Аравии выразили готовность заключить союз с уммой или даже принять ислам.

С самого начала ислам был не просто религиозным, но и политическим учением. Эта немаловажная часть доктрины ислама содержится в мединских сурах (главах) Корана – главной священной книги мусульман, содержащей откровения Мухаммада, полученные им от Аллаха. В Медине сложились и хадисы (рассказы очевидцев) о поступках и речах Пророка. Поскольку святилище в Мекке имело общеарабское значение, Пророк решился на компромисс и обявил его священным для мусульман. Именно в этом проявилась политическая природа ислама. Разрозненным арабским племенам жизненно необходимо было обединиться перед лицом постоянной военной угрозы со стороны великих держав раннего средневековья – Византии и Ирана. Утверждение уже имевшегося общеарабского святилища в качестве мусульманской святыни стало важной вехой на пути к этому обединению. Веря в грядущее торжество своей пророческой миссии не только в Аравии, но и за её пределами, Мухаммад начал подготовку военного похода на север, за Иордан, где незадолго до этого отряд мусульман потерпел поражение от местных арабов христиан, союзников Византии. Снаряженное для похода войско уже готово было выступить, когда Мухаммад заболел. 26 мая 632 г., через два дня после приказа о выступлении, Мухаммаду стало плохо, начались головные боли, лихорадка. Пророк стойко переносил страдания и не позволял лечить себя. Не имея возможности возглавить молитву, Мухаммад поручил обязанности имама («предстоящего на молитве», верховного духовного руководителя религиозной общины) Абу Бакру. На некоторое время состояние здоровья Пророка улучшилось; 8 июня он вышел к утренней молитве, сидел рядом с Абу Бакром и произнёс короткую речь, напомнив о загробном воздаянии и запретах, о предписаниях веры. В тот же день на руках у жены Айши он умер. После захода солнца Пророк был погребён на том же месте, где находилось его последнее ложе.

Смерть Мухаммада явилась для мусульманской общины неожиданностью. Хотя посланник Аллаха постоянно напоминал своим последователям, что он только человек, в сердцах у них таилась надежда на сверхестественное вмешательство и исцеление больного Мухаммада. Однако надежды оказались тщетны. «Те из вас, кто поклоняются Аллаху, пусть знают, что Аллах жив и будет жить вечно, – сказал Абу Бакр. –Но те из вас, кто поклонялся Мухаммаду, пусть узнают от меня, что Мухаммад умер».

Перед общиной встал вопрос о выборе её главы. После недолгих колебаний сподвижники Мухаммада остановились на кандидатуре почтенного тестя Пророка, отца его любимой жены Айши, Абу Бакра. Преемник (халиф) посланника Аллаха Абу Бакр (632–634 гг.) вместе с другими соратниками предпринял: ряд удачных военных походов, в результате которых образовалось сильное мусульманское государство, а военная мощь обединенных арабских племён была немедленно направлена на внешние завоевания. Абу Бакр, умирая, передал власть другому тестю Мухаммада, Умару ибн ал-Хаттабу, ставшему вторым праведным халифом (634–664 гг.). К этому времени ислам распространился практически на всём Аравийском полуострове. При следующих праведных халифах, Усмане и Али ибн Абу Талибе (двоюродном брате и зяте Мухаммада), ислам стал мировой религией. Уже через несколько десятилетий территория халифата охватила всю Северную Африку, Испанию (Магриб, т. е. «запад»), а также Египет, Ближний Восток, Иран до границ с Индией и Среднюю Азию (Машрик – «восток»). Ислам очень быстро утратил чистоту начальной поры и неразрывно сросся с политической доктриной. К этому его направлял исторический ход предшествующих событий: бесконечные войны между Византийской империей и державой Сасанидов в конце VI – начале VII в. пагубно отразились на торговых и политических связях Аравии, До прихода Мухаммада арабским племенам, не связанным ни единой верой, ни единой государственной системой, грозило исчезновение в войнах с внешним врагом и внутренних распрях. Ислам принёс людям не только Слово Божье. Он дал им государство, способное обеспечить членам общества относительно равные условия и некоторое подобие «социальной справедливости».

Однако изначально в исламе было заключено противоречие: иерархическое устройство общества освящалось вероучением, но при этом оно же утверждало, что все люди равны перед Богом. Вероятно, именно это противоречие и предопределило последующую историю ислама, в частности обилие в нём самых разнообразных сект и течений. С этой проблемой тесно связан и вопрос о преемственности власти – как духовной, так и сугубо светской. Уже через полстолетия после смерти Мухаммада в мусульманской общине образовалось несколько религиозно-политических группировок, распавшихся в свою очередь на течения, школы, секты. Это вполне соответствовало предсказанию самого Пророка о том, что после его смерти община распадётся на 73 направления. На протяжении первых четырёх веков существования ислама его приверженцы покорили Ближний Восток, южные и восточные владения Византии, часть Средиземноморья и Индию. Сегодня ислам исповедуют около 1,5 млрд. человек во всём мире.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.