Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хариджитов




Шиитов

( считали, что главой мусульман может стать только кровный родственник Мухаммада, ибо только на него может перейти божественная благодать, осенявшая основателя ислама. В мире ислама шииты составляют меньшинство (их около 40 млн), но они очень активны и оказывают заметное влияние на мусульманское движение не только на Востоке. );

суннитов

(Большую роль в разделении ислама на течения и направления сыграла Сунна. Представители большинства именовали себя «людьми Сунны и согласия» (ахл ассунна и валджамаа). В их среде считалось, что именно они точно следуют Корану, установлениям Мухаммада и его сподвижков.)

 

(Хариджиты (от слова «хаваридж» – «вышедшие», «восставшие») были убеждены, что божественная воля проявляет себя через умму. Они пытались провести в жизнь принцип выборности халифа, подчинить правителя воле народа, утвердить высокие моральные требования к поведению всех мусульман.).

Формирование этих направлений в основном завершилось уже в VII в. Позже внутри движения шиитов сформировались течения

исмаилитов

(В середине VIII в.в среде шиитов произошёл раскол. Шестой имам шиитов Джафар асСадик (ум. 765 г.) сделал своим преемником не старшего сына Исмаила, а четвёртого сына Мусу Казима (ум. 799 г.). Часть шиитов, однако, продолжала считать наследником имама Исмаила, а поскольку он умер тремя годами раньше отца, то его приверженцы признали имамом Мухаммада – старшего сына Исмаила.)

и имамитов

(сторонники сохранения имамата в потомстве Мусы асКазима).

Из-за различных подходов к вопросам веры в VIII в, из среды суннитов выделились течения

мурджиитов

(К VIII в. среди мусульман оформилась группировка мурджиитов («откладывателей»). Они не брали на себя смелость судить о том, кто имеет больше прав на власть, призывали «отложить» рассуждения о достоинствах и недостатках халифов до встречи с Аллахом, который предписывает одним власть, а другим – подчинение.

Вера в то, что каждому мусульманину гарантируется уже в силу его принадлежности к умме особое попечительство Бога, выразил поэт Сабит Кутна (VII в.), заявивший на одном из частых диспутов между хариджитами и мурджиитами: «Я заключил союз с Богом и если останусь верен Ему, то буду наслаждаться в раю вместе с мучениками. Я не допускаю мысли, чтобы один грех сравнял с неверующими того, кто верит в Единого Вечного Бога».)

и мутазилитов,

а в IX в. – движение ханбалитов

(Наиболее непримиримые ревнители правоверия(основатель – Ахмад ибн Ханбал, IX в.). Требовали неукоснительного следования букве, а не только духу религиозного предания.).

Решение конкретной проблемы предопределения и свободы воли привело к образованию в конце VII – начале VIII в. направлений кадаритов

((от слова «кадарийа» – «защитник воли, ответственности») Пытались преодолеть языческое представление о Боге. Они обращались к Богу уже как личности, а не как безликие члены уммы. Они обращались к Богу уже как личности, а не как безликие члены уммы.)

и джабраитов

(Позиция джабраитов (от слова «джабрийа» – «защитник божественного предопределения») основывалась на представлении о том, что в силу безграничности власти Аллаха жизнь человека со всеми её превратностями предопределена.),

среди последних в VIII в. выделилось направление джахмитов, а в Х в. возникла секта ашаритов. Решение проблемы сущности Бога, Его свойств и качеств прибавило к существующим направлениям течения суфиев и мушаббихитов (VIII– IX вв.), а различные подходы к вопросам права, которые в раннем исламе тесно переплетались с вопросами веры, в IX в. породили течения ханафитов и маликитов.

Большинство из этих течений к настоящему времени практически утратили своё значение. Наибольшую роль играют сейчас пять направлений: шииты, сунниты, хариджиты, мурджииты и мутазилиты. Особняком стоят ордена суфиев, поскольку суфий – это не столько принадлежность к тому или иному направлению, сколько состояние души человека, посвятившего жизнь поискам Бога в своём сердце.

Наиболее глубокие расхождения уже в VII в. вызывало решение проблемы верховной власти. Здесь столкнулись две точки зрения. Сторонники одной из них (сунниты) считали, что и духовная, и светская власть должна принадлежать религиозной общине (умме), а внутри неё – тому, кого изберет община. Их противники (шииты) отстаивали передачу сана верховного предводителя (имама) по наследству внутри отмеченного Божьим попечительством рода.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.