Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пять ступеней восхождения




Внутренняя организация суфийских братств характеризуется строгой иерархией, в основе которой лежит представление о ступенях приближения к истине, к Богу. Первая из них, подготовительная, – шариат, т. е. требования безусловного следования установлениям веры во всех житейских обстоятельствах. Вторая ступень начинается с тариката – вступления на путь суфиев. Выбрав из числа глав тариката духовного наставника, суфий становится его послушником и ведёт себя согласно заповеди: «Мурид должен быть в руках своего наставника, как труп в руках обмывателя мёртвых». Пройдя суровый курс послушания, суфий может перейти на следующую ступень – марифат («мудрость»), становясь арифом («познающим»). Презрев всё мирское, посредством отшельничества, самоизнурения, специальных упражнений по концентрации воли (постоянное произнесение имён Бога и т. п.) он может обрести возможность экстатического восхождения к Богу. На этой ступени суфий поднимается над пучиной жизни, встаёт над различением добра и зла. Достижение высшей стадии – хакикат («истина») – выражается в угасании всех интересов, кроме жажды божественного, в окончательным освобождении от рабства плоти, в самоотречении и потере своего Я, которое исчезает в Боге, растворяется в Нём.

Важным элементом жизни общины суфиев являлись хадараты – периодические собрания, сопровождаемые зикрами – мистическими радениями. Зикр («поминание») признаётся всеми школами как стержень истинной религиозной практики. Необходимость зикра в первую очередь обоснована Кораном: «О те, которые уверовали! Вспоминайте Аллаха частым упоминанием и прославляйте Его утром и вечером!» (сура 33, аят 41).

Цель зикра – погружение в созерцание Аллаха в состоянии транса. Многократно повторяя определённые слова и фразы, включающие имена Бога, участники радений подавляли проявления воли и чувства, отвлекались от бренного мира и приближались к божественной реальности. Достигнуть состояния транса помогали различные телодвижения и музыкальное сопровождение, наркотические и тонизирующие напитки (чай, кофе и др.). Со временем зикры различных тарикатов стали отличаться как поведением участников, так и принятыми формулами поминания Бога. Дервишей (перс. «нищий», «бедняк»; дервишами обычно называли странствующих членов суфийских орденов) тариката рифайита именовали «воющими», мавлавийта – «крутящимися», исавийита – «прыгающими», шуайбийита – «пляшущими». В каждом из этих названий отразились принятые в том или ином тарикате способы вхождения в состояние транса.

В каждом тарикате выделялась группа лиц, непосредственно руководивших коллективными ритуалами. Роль главного организатора хадаратов и других обрядов обычно выполняли халифы – представители шейха, возглавлявшие отдельные «филиалы».Под началом халифов находились пакибы («распорядители»), непосредственно отвечавшие за то, чтобы соблюдался принятый порядок совершения обрядов. Пакиб, открывающий и закрывающий собрания, обычно именовался пакиб алмаджлис («распорядитель собрания»).

К числу важнейших обрядов, совершаемых в собрании дервишей, относилась церемония вступления новичков в члены тариката, обычно именуемая ахд («клятва», «обет»). Порядок приёма во всех тарикатах включал несколько обязательных действий: декламацию шейхом или халифом соответствующих стихов Корана, публичное' покаяние мурида в грехах и принятие обета следовать «путём ищущих». Вступающий в братство снимал прежнюю одежду и надевал рубище. Для ашиков («влюблённых»), как именовали наиболее горячих почитателей шейха, было достаточно принести байа («присягу верности») и пообещать читать определённый набор молитв. Своеобразная церемония

посвящения существовала в тарикате саадийа. Она именовалась дауса («попирание») и состояла в том, что шейх верхом на лошади проезжал по распростёртым на земле телам дервишей и других людей, которые в экстазе бросались под копыта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.