Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О смысле истории еврейская концепция истории




Бог в еврейском понимании – это, помимо всего прочего, и Бог истории. Бог заботится о каждом человеке от его рождения до смерти и после неё. Бог заботится и обо всём человечестве. Но жизнь человечества – это и есть история. Вообще идея истории как осмысленного процесса, имеющего начало и конец, направленность и определённые стадии, родилась в иудаизме. Иудаизм принёс в мир идею направленного времени, т. е. времени, «текущего» от сотворения мира к его концу. Это была действительно революционная идея. Ведь для древности было естественным представление о циклическом времени, в котором всё повторяется. Согласно еврейскому пониманию, в основе всемирной истории лежит план Бога, который осуществляется в направленном времени. Бог контролирует всемирную историю. Предопределённость её течения от начала к концу таинственным образом связана со свободой человека. Еврейское летосчисление берёт своё начало от сотворения мира. Однако Тора повествует, что мир сотворён не мгновенно, а за шесть дней-периодов. Так вот, счёт дней и лет ведётся не с первого дня, а с шестого – с момента сотворения человека. Другими словами, историческое время – это человеческое время. Пока человека не было, время «не считалось». 1995 год, когда пишутся эти строки, – это, если следовать еврейской традиции, 5756 год от сотворения мира. В Торе рассказывается, что с самого начала существования человечества и на протяжении всей его истории происходит драма добровольного разрыва человека со своим Создателем, Это одно (центробежное) направление истории. Другое (центростремительное) – возвращение человечества к Богу. Оба направления сосуществуют на протяжении всей всемирной истории и будут сосуществовать вплоть до её завершения. Отличие еврейского понимания истории от понимания её другими народами древности заключается в том, что другие народы считали золотой век человечества давно прожитым; каждое поколение всё более отдаляется от него. Согласно же еврейскому пониманию, несмотря на видимое усиление зла в мире, золотой век человечества – впереди. Это очень оптимистический взгляд, и гарант этого оптимизма – Сам Бог. Ведь это Он устами пророков предсказывает прекрасные грядущие дни, это Он не позволяет морю зла затопить еврейский народ и всё человечество. Для иудаизма общая схема истории человечества такова: Адам и Ева противопоставляют свою волю воле Бога, их сын Каин убивает своего брата Авеля. В конце концов люди настолько порывают с Богом, зло настолько овладевает человечеством, что мир гибнет в водах потопа. Пучина зла превращается в водную пучину. Однако одна семья спасается – это семья Ноя. Из всего человечества избирается только праведник Ной. Он должен стать родоначальником нового человечества. Но и новое, «послепотопное» человечество, которое в лице своего прародителя Ноя было близко к Богу, всё дальше отходит от Него и даже начинает враждовать с Ним. Символ этой вражды – Вавилонская башня. Род человеческий обединяется в своей ненависти к Богу. Тора рассказывает, как в процессе строительства люди потеряли общий язык, перестали понимать друг друга. Вавилонская башня так и не была возведена. Подобно тому как Бог избрал Ноя и заключил с ним Союз, чтобы человечество не погибло в волнах потопа, Бог избирает Авраама и заключает с ним Союз, чтобы он, а затем его потомки свидетельствовали о Боге на протяжении всей человеческой истории. Раньше Бог обещал Ною, что, как бы ни уклонялись его потомки от Бога, потопа больше не будет – точно так же Бог обещал Аврааму, что, как бы ни уклонялись его потомки от служения Всевышнему, как бы они ни нарушали свои союзнические обязательства, этот Союз нерушим. Обещание Ною не устраивать потопа и Союз с Авраамом взаимосвязаны, Союз с Авраамом – это та плотна, которая не даст стихии зла и стихии воды затопить мир. Радуга – это видимый знак Союза Бога с Ноем и его сыновьями, т. е. со всем «послепотопным», а значит, и нынешним человечеством, знак того, что потопа больше не будет. Евреи – это видимый знак нового Союза Бога с человечеством, видимый знак присутствия Бога в истории. В этом смысле евреи в мире истории выполняют ту же роль, что радуга в природе. Еврейская концепция истории одновременно универсальна как история всего человечества и национальна как история одного народа. Но сама еврейская история – ось всей мировой истории. Грехи народа приводят к галугу – изгнанию из Эрец-Исраэль (Страны Израиля), которую еврейский народ рассматривал как драгоценный дар Бога. Это изгнание было предсказано в Торе, но в Торе же было предсказано и возвращение. В мировой истории происходит сгущение зла, причём галут и сгущение зла взаимозависимы, однако зло и тьма не могут одолеть божественный свет. Пророчество о возвращении, что эра добра и богопознания наступает для всех; евреи считают себя призванными ввести звечество в эту эру. Каждый человек, какого бы рода измени он ни был, – полномочный[ представитель и посланник Бога «той земле: ведь в каждом человеке заключён образ Божий. Однако у;ев в силу их избрания есть особая сия и особая ответственность. Еврей может быть плохим и даже иь плохим посланником. Но для зла, которые существуют в мире, факт еврейского присутствия не-осим: ведь оно свидетельствует о сутствии Бога в истории, о Его гроле над историей. Поэтому в 1-ом поколении силы зла пытаются уничтожить евреев. Борьба против евреев есть, таким образом, война против Бога. Ненависть к евреям (антисемитизм) – это ненависть к Богу. Ненависть к Богу – это ненависть к жизни. Иными словами, антисемитизм – это форма саморазрушения, стремление к личному, общественному и историческому небытию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.