Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Два лжемессии




МЕССИЯ

Предсказано, что силы добра и зла в истории не будут сосуществовать бесконечно – их решающая битва неизбежна. Перед этой решающей битвой зло будет видимым образом торжествовать, Жизнь станет совершенно невыносима. Человек испытает чувство полной беззащитности перед лавиной зла. «На кого же нам опереться? – задают вопрос мудрецы Талмуда и отвечают: – На Отца нашего Небесного». Этот грядущий период истории называют муками перед пришествием Мессии. В еврейской истории ощущение абсолютной сгущённости зла возникало неоднократно, и тогда ждали посланного Богом Мессию, который должен принести желанное избавление. Неоднократно появлялись люди, выдававшие себя за Мессию, и многие верили им. Таких самозванцев называют лжемессиями. «Мессия» – русский эквивалент слова «машиах» (что на иврите означает «помазанник»). На греческий язык оно переводится как «Христос». Слово «мессия» применялось к еврейским царям и первосвященникам, а однажды даже к иноземному царю – Киру II. Имелось в виду помазание елеем – специальным ароматизированным оливковым маслом. Помазание елеем означало символическое поставление на царство или священство. Очевидно, что в отношении Кира слово «мессия» употребляется в переносном смысле. Он как бы незримо помазан самим Богом для освобождения еврейского народа из Вавилонского плена. Как правильно писать: «мессия» или «Мессия»? На иврите вообще не существует прописных и строчных букв: имена собственные пишутся так же, как и нарицательные. Поэтому проблема возникает только при переводе. Когда по-русски пишут «мессия», то подразумевают одного из многих помазанников древности. Когда же пишут «Мессия», имеют в виду того, кто должен избавить от унижения и изгнания народ Израиля, возвратить его в обещанную ему Богом страну и установить царство справедливости и добра для всего человечества. В христианстве Мессией называют Иисуса, жившего в Стране Израиля около 2 тыс. лет назад. В иудаизме Иисусу отказано в этом титуле по многим причинам, в частности потому, что царство справедливости, мира, добра и общего богопознания, о котором возвещали пророки и которое должен установить Мессия, до сих пор так и не наступило. Мессия должен происходить из дома Давидова, т. е. быть потомком царя Давида – самого замечательного еврейского царя, прославившегося, с одной стороны, своими успешными войнами против врагов Израиля и государственной мудростью, а с другой – своим богопознанием. Будучи человеком, Мессия способен выполнить свои грандиозные исторические и духовные задачи, ибо он в полной мере выполняет волю Божью, В Талмуде подчёркивается, что сроки пришествия Мессии никому не известны и предугадывать или «вычислять» их – дело совершенно безнадёжное. Время прихода Мессии зависит от того, насколько еврейский народ следует заповедям, данным Богом. Их выполнение всем народом может приблизить его приход. Никому не дано знать, появится ли Мессия в смиренном обличье верхом на осле или триумфатором на тучах, но в любом случае он – всего лишь человек, посланный Богом. Реформисты считают, что Мессия – не какое-то конкретное лицо, а весь народ, что царство добра и справедливости достигается коллективными усилиями и что по мере того, как идеи Торы будут овладевать человечеством, всё человечество будет становиться коллективным Мессией. Мессия должен сразиться с силами зла – Гогом и Магогом. Эти имена символически означают всё зло, накопившееся в мире. Пророк Иезекииль (VII–VI вв. до н. э.), пророчествуя о грядущих временах, упоминает Гога из страны Магог, который захочет погубить евреев при возвращении их в Страну Израиля. Иезекииль говорит, что Гог будет побежден. В многочисленных текстах Талмуда сообщается, что войны с жестокими и кровожадными народами Гога и Магога начнутся ещё до прихода Мессии, но именно Мессия одолеет их и станет основателем всечеловеческого царства добра. Этот период истории называется веком Мессии или днями Мессии. Одни связывают эти времена с радикальным изменением природы: например, пророк говорит о том, что возляжет волк рядом с ягнёнком. Но ведь подобное совершенно невозможно в мире, в котором мы живём. Значит, мир должен стать принципиально иным. Другие полагают, что пророчество возвещает изменение не природных законов, а отношений между людьми и народами. При таком понимании волк, не желающий сесть ягнёнка, – только метафора: на самом же деле речь здесь идёт о том, что сильный никогда уже более не будет притеснять слабого. Царство Мессии – это и царство богопознания, когда всем народам станет очевидна правда Торы, когда Бог с невиданной полнотой и ясностью откроется всем людям и они вновь обретут общий язык, потерянный ими при строительстве Вавилонской башни, Царство Мессии должно завершиться преображением мира и всеобщим воскресением мёртвых. Это и будет концом всемирной истории. КАББАЛА Каббала – это еврейская мистика Само слово «каббала» в переводе с иврита означает «получение», «предание». Речь идёт о предании, тайно передававшемся от учителя к ученикам. На первый взгляд это кажется довольно странным: почему что-то должно передаваться тайно? Ведь центральная идея иудаизма состоит в том, чтобы всем народом (а не только узким кругом избранных) как можно полнее понять волю Божью и всем народом её исполнить. Однако тайна и бережность передачи каббалы имеют свои достаточно серьёзные причины. Еврейские мудрецы прекрасно понимали, что к мистическому опыту нельзя относиться легкомысленно, что даже для подготовленных и серьёзных людей он может представлять немалую опасность. В Талмуде приводится история о четырёх мудрецах, достигших высот мистического созерцания. У одного из них сердце не вынесло увиденного, и он умер. Другой сошел с ума. Третий потерял веру. И лишь самый великий – рабби Акива – «вошёл с миром и ушёл с миром». Есть примеры и более близкие нашему времени. Лжемессия Саббатай Цви, потрясший в XVII в. еврейский мир, действовал под сильным влиянием каббалы. Это, естественно, повлекло за собой дополнительные ограничения в допуске людей к мистическому учению. Центральная книга каббалы – «Зогар» («Сияние»), написанная на арамейском языке, – была обнародована в XIII в. Моше де Леоном в Кастилии. Согласно традиции, её автором считается живший во II в. в Стране Израиля Шимон бен Иохай. Во время правления императора Адриана (117–138 гг.) бен Иохай 12 лет прятался в пещере, спасаясь от жестоких гонений. Рассказывают, что сам пророк Илия являлся ему, чтобы поведать мистические тайны. Этот духовный опыт и был зафиксирован в книге «Зогар». В ней предпринимается попытка постичь сокровенный смысл Торы, понять зашифрованные в символах тайны Бога и творения. В учении каббалы Бог сам по себе предстаёт абсолютно непознаваемым, к Нему в принципе неприменимы никакие человеческие определения. Возможно ли вообще хоть какое-то знание о Боге? И как установить контакт с таким недоступным Богом? Каббала отвечает на этот вопрос так. Непостижимый Бог связан с миром, точнее с чередой творимых Им миров, исходящим из Него сиянием. Именно в нём Он и открывается людям. Наш материальный мир – всего лишь видимая часть огромной реальности, недоступной физическому восприятию. Однако эта невидимая реальность отражается в нашем мире точно так же, как и наш мир в ней. Видимый и невидимый миры многообразно взаимосвязаны, причём не только по направлению сверху (т. е. от Бога) вниз. Всё, происходящее у нас внизу, отражается наверху и вновь возвращается на землю, влияя на личные и исторические судьбы, Поэтому человек может стать активным сотрудником и соучастником Бога – Его союзником в своём собственном мире. А руководством в таком сотрудничестве как раз и служит Тора. Таким образом, выполнение заповедей кроме их постигаемого умом смысла имеет и скрытый смысл. Он и является основным. Большое внимание в каббале уделяется мистике букв (естественно, еврейских) и цифр. Одна из идей каббалы – собирание искр божественного света, рассеянных во мгле. Эта идея была развита некоторыми каббалистами в самом неожиданном направлении: схождение во мглу для освобождения божественных искр понималось ими как схождение во грех, и такое теоретическое толкование привело к весьма тяжёлым последствиям. Мессия и на их глазах происходит великое чудо: кончаются ужасы истории и начинается время Мессии. Мессианское достоинство Саббатая Цви косвенно подтверждалось преданием, согласно которому Машиах (Мессия) должен родиться в день падения Первого и Второго Храма – 9 ава. Саббатай Цви родился именно в этот день! Среди приближённых Саббатая Цви было много выдающихся каббалистов. В Амстердаме напечатан молитвенник с молитвой за Саббатая-Мессию. Два брака Саббатая Цви произвели огромное впечатление на современников. Он женился на девушке из Польши, семью которой убили казаки Хмельницкого. Девушка чудом уцеле-Каббала помимо сё значения в еврейском мире серьёзно повлияла на религиозно-философскую и мистическую мысль Европы. Интерес к каббале и сегодня очень велик. Сами каббалисты относятся к этому интересу со стороны достаточно иронически. Исследователь мистики, по мнению одного из современных каббалистов, похож на бухгалтера: он может знать, где лежит богатство, но не может им воспользоваться.

В XVII в. чаша страданий еврейского народа оказалась переполненной. Восстание Богдана Хмельницкого превратилось в геноцид евреев на Украине. Было уничтожено около 700 общин, погибло более 100 тыс. человек (общая численность евреев в мире составляла тогда около 1,5 млн человек). И число убитых, и та неимоверная жестокость, с которой эти убийства совершались, и фактическая невозможность сопротивления – всё это повергло народ в ужас и смятение. Но на самом дне отчаяния таилась надежда. Еврейские мистики пришли к выводу, что избавление начнется именно тогда, когда страдание народа достигнет высшей точки. Был предсказан и год явления Мессии. Он совпал со временем истребления евреев на Украине. В 1648 г. (когда, по расчётам некоторых мистиков, следовало ожидать Мессию) в синагоге турецкого города Смирны появился молодой человек. Он произнёс вслух неизреченное имя Бога (что позволялось лишь первосвященнику в Храме раз в год, в день праздника Иом Киппур) и провозгласил себя Мессией. Присутствовавших в синагоге поразила такая неслыханная дерзость. Его немедленно отлучили от синагоги, и он был вынужден покинуть город. Саббатай Цви – так звали молодого человека – к тому времени уже был известен своей аскетической жизнью и успешным изучением каббалы. После поражения в Смирне ему был уготован один триумф за другим. Его притязания признала община Иерусалима, а затем и многие другие общины. К нему в Иерусалим стекались евреи со всех концов Европы. Более половины евреев всего мира верили, что он и есть долгожданный Мессия, и ей было видение, что она станет невестой Мессии. Для многих их брак стал убедительным подтверждением того, что Саббатай действительно Мессия. Когда она умерла, он вновь женился, но на сей раз невестой его была не девушка: Саббатай Цви заключил символический брак со свитком Торы. Саббатай Цви не оставил никакого письменного учения, но до нас дошло его благословение: «Хвала Тебе, Господи, Который позволяет запретное». На вершине славы Саббатай Цви отправился в Стамбул, чтобы обратить в свою веру турецкого султана. Но султан заточил его в тюрьму и предложил выбор: смерть или принятие ислама. Мало кто сомневался, что Саббатай предпочтет смерть, но, к изумлению и ужасу многих, он выбрал ислам. Однако и этот, казалось бы, чудовищный акт не отвратил от него некоторых последователей. Они стали искать тайный смысл происшедшего и нашли его, используя каббалистическую аргументацию. По их мнению, для спасения мира Мессия должен сойти в самую бездну греха, что и сделал Саббатай Цви, верный своему призванию. Этот теоретический вывод привёл к массовому принятию ислама последователями Саббатая Цви. Так возникла секта дёнме, просуществовавшая до начала XX в. Движение Саббатая Цви получило название саббатианства. Последним крупным саббатианцем был Яков Франк, живший в Польше столетием позднее. Яков Франк утверждал, что в нём пребывает дух Саббатая Цви, что все религиозные запреты сняты, всё ранее запретное разрешено, что теперь вообще всё позволено и грешить похвально, ибо таким образом сила зла преодолевается изнутри. И он усердно демонстрировал это своей жизнью. В конце концов Яков Франк и его последователи приняли католичество и вошли в историю своими клеветническими нападками на иудаизм. 1 Пример Саббатая Цви и Якова 1 Франка привёл раввинов к убеждению, что необходимо как-то ограничить доступ к изучению каббалы, потому что человек с незрелым умом и злой направленностью воли способен делать из мистического учения чудовищные выводы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.