Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что говорит Тора о создании мира




Согласно Торе, Бог – Творец всего мира, видимого и невидимого, материального и духовного, однако её рассказ о сотворении мира нуждается в некоторых пояснениях.

Бог сотворил мир не из имевшихся прежде и не из созданных Им материалов, а совершенно из ничего. Конечно, понять это очень непросто: ведь здесь человеческий разум вплотную приближается к той грани, за которой обычная логика бессильна. До момента творения не существовало не только каких-то «подручных материалов» – не было пространства и времени, созданных затем Богом точно так же, как и всё остальное.

Бог создал мир по определённому плану, по определённой программе. Мир был сотворён не мгновенно, а в результате длительного процесса, включающего семь периодов, называемых в Торе «днями». О продолжительности каждого из них можно только гадать, но комментаторы Торы любят ссылаться на псалом, в котором говорится, что «у Бога один день, как тысяча лет».

Бог не создавал мир своими собственными «руками», как, например, скульптор. Он говорил: «Да будет...» – и становилось именно так, т. е. Он создавал мир словами, или, как принято говорить, «речениями». У Бога нет различия между словом и делом.

Начиная с определённого момента уже созданный мир становится соучастником творения, сподвижником Бога в Его творении. Бог говорит: «Да произрастит земля...» (Быт. 1.11), и земля включается в процесс творения. Бог говорит: «Да произведет вода...» (Быт. 1.20), и вода тоже начинает творить. «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1.25). Однако мир приобретает смысл и завершённость только после сотворения человека.

ХОРОШ ЛИ МИР?

Поскольку человек не присутствовал при творении мира, ему остаётся либо верить, либо нет, что он был сотворён именно так, как описано в Торе.

Но вот вопрос: «хорош» ли сотворённый мир? Это вопрос не только веры. Каждый человек по собственному опыту знает, что мир «хорош» не безусловно и не всегда, порой он действительно очень «хорош», порой не очень, а иногда и совсем не «хорош». Как же тогда согласовать этот опыт с утверждением Торы? Почему Бог увидел, что «это хорошо», а человек часто не видит этого?

Во-первых, мир, который создавался по Слову Бога, не был таким, каким стал сегодня: сильно пострадавшим в результате деятельности людей.

Во-вторых, человеческое понимание часто до смешного поверхностно: не попали мальчик с девочкой в кино – вот им уже и мир не хорош. Взрослые в этом отношении (как и во многих других) нисколько не разумнее детей.

И наконец, самое главное: Бог видит мир завершенным, для человека же он постоянно меняется, находится, как говорят философы, в процессе непрерывного становления. Значит, человек видит всего лишь «полдела». Согласно известной пословице, полдела можно показывать далеко не всем, так что заключение о целом (о котором Бог говорит: «хорошо») несколько преждевременно.

Разумеется, человек может самым отрицательным образом повлиять на состояние мира, который, однако, при любых условиях всё равно несёт на себе печать Творца. В мире заложена возможность стать «хорошим», даже прекрасным, причём не по несовершенной мерке человека, а по требовательной мере Бога, от взгляда которого не может ускользнуть ни один изъян!

Один из мудрецов Талмуда, рабби Ицхак бен Марион, размышляя о сотворении неба и земли, восклицает:

Их Творец восхваляет их –

кто же осудит их? Их Творец превозносит ихкто же

найдёт в них недостаток? Нет! Они прекрасны и достойны хвалы!

В этом гимне творению есть и полемические нотки. Рабби Ицхак прекрасно знал, «кто осудит» и «кто же найдёт... недостаток». Этими «кто» были гностики, считавшие, что «плохой бог» сотворил плохой мир. Их воззрения живы и по сей день. Однако иудаизм всегда исповедовал оптимистическую веру во Всеблагого Бога, Который создал воистину хороший мир.

Любовь Бога к миру вызывает ответную любовь, мир «помнит» о своём Создателе: псалмы полны восклицаний о деревьях, поющих хвалу Богу, о небесах, проповедующих славу Божью, о мире, восхваляющем своего Творца.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.