Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода. Грех. Покаяние




Человек в отличие от животных обладает свободой. Речь, разумеется, идёт не о свободе пойти направо или налево, а о свободе выбора между добром и злом. Иудаизм не признаёт судьбы, которая бы заранее запрограммировала нравственные действия человека. Человек не обречён быть хорошим или плохим. Один из мудрецов Талмуда говорит, что Бог определяет, быть человеку бедным или богатым, здоровым или больным, но только сам человек решает, быть ему праведником или грешником.

Свобода человека заключена в образе Божьем. Будучи свободным, человек несёт полную ответственность за свои поступки перед Богом, другими людьми и миром, который он должен «хранить и возделывать».

Праведность – это «хождение перед Богом», жизнь в ладу с Ним, людьми и миром по заповедям, данным Богом. Грех – это сознательный или бессознательный уход от Бога, от выполнения Его воли.

В самом своём начале Тора описывает две модели греха: нарушение Божьей воли в райском саду и убийство Каином Авеля.

Первые люди – Адам и Ева – нарушают запрет Бога и седают плод с дерева познания добра и зла, после чего пытаются скрыться от Бога. Бог даёт им возможность раскаяния, но они не используют её.

Адам не говорит: «Прости меня, я поступил так, как Ты запретил мне. Я сожалею об этом. Это больше никогда не повторится». Он произносит нечто совершенно иное: «Это виновата моя жена». И тут же добавляет: «Ведь это Ты дал её мне». То есть Адам перекладывает ответственность сначала на жену, а затем в конечном счёте и на самого Бога. Ева заявляет: «Виноват змей». Таким образом оба они оказываются как бы ни при чём. Виноваты другие. А если так, то пусть те и каются.

Подобными аргументами охотно пользуются многие до сих пор, причём даже на философском уровне. Например, существует теория, что человек – продукт своей социальной среды. И, выросший в определённых условиях, он уже запрограммирован в своих действиях: ведь во всём виновата среда. Точно так же Адам обвиняет в случившемся свою жену: «Она дала, и я ел», следовательно, раскаиваться ему не в чем.

Согласно другой теории, виноват во всём Сам Бог. Совершив неблаговидный поступок, человек говорит: «Должно быть, такова воля Божья». Так можно оправдать решительно всё. Тора считает подобную логику не-приемлемоИ. За свой выбор человек отвечает сам: бессмысленно и безнравственно обвинять в собственном выборе жену, змея или Бога.

Вторая модель греха – это убийство Каином Авеля. Сын Адама и Евы Каин позавидовал своему брату Авелю потому, что Бог предпочел жертвоприношение Авеля жертве Каина.

Желание быть первым у Бога толкает Каина на тягчайший грех. Бог, читающий в глубинах сердца Каина, предупреждает его и даёт шанс раскаяться ещё до того, как преступление совершено. Тем не менее тот идёт на убийство. Но и тогда для Каина ещё не всё потеряно. Бог говорит с братоубийцей, т. е. даже у человека, совершившего тяжкое преступление, есть возможность раскаяться, вернуться к Богу. Даже такое преступление не лишает человека этой возможности. Но Каин не использует и её.

В рассказе об Адаме и Еве и в истории об убийце Каине много общего. И в том и в другом случае человеческая воля совершенно сознательно противопоставлена Божьей воле. И в том и в другом случае человек не использует данного ему шанса раскаяния. И в том и в другом случае совершенный грех и отказ от раскаяния нарушают общение человека и Бога. Адам и Ева прячутся от Него. Каин говорит: «...от лица Твоего я скроюсь» (Быт. 4.14).

Тора не показывает, что было бы, если бы Адам и Ева раскаялись, и не говорит нам о возможных последствиях раскаяния Каина.

Однако в Танахе есть книга, в которой описывается случай искреннего покаяния. Это Книга пророка Ионы. Он послан Богом в Ниневию, ставшую в глазах всего древнего мира символом злодейства. Пророк сообщает её жителям волю Бога: за свои преступления город заслуживает разрушения и через 40 дней будет стёрт с лица земли.

Как реагируют жители города на слова Ионы? Они не протестуют против приговора, не занимаются бессмысленным самооправданием и не пытаются свалить вину на других, однако и не воспринимают слова Ионы как справедливый, но безжалостный и окончательный приговор.

Они убеждены, что 40 дней – это их шанс. В стране обявляется пост. Люди молят Бога, чтобы Он отвратил от них Свой гнев. Они признают гнев Божий справедливым, искренне соглашаются с нравственной оценкой своих поступков и самое главное – прекращают творить злодеяния. Без этого их пост и молитвы ровным счётом ничего бы не стоили.

«И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3.10). Иными словами, пророчество носит условный характер. Оно дано не для того, чтобы у людей опускались руки, а с целью предоставить им шанс изменить свою жизнь. Но вот воспользуются ли они этим шансом?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.