Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мужчина и женщина




ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ТШУВА

В рассказах об Адаме и Еве, о Каине говорится о том, что у человека всегда есть возможность покаяния. Рассказ о ниневитянах показывает, как ею воспользоваться.

На иврите «тшува» означает «покаяние». В еврейской литературе на русском языке это слово обычно вообще не переводят. Его так и пишут: тшува.

У слова «тшува» несколько значений. Одно из них – «покаяние» – производное, а исходные, полностью сохранившиеся в современном иврите, – «возвращение» и «ответ». Таким образом, если грех – это уход от Бога, то тшува – возвращение к Нему. Если грех – это нежелание отвечать Богу, то тшува – ответ Ему, ответственность перед Ним.

Тшува состоит из определённой последовательности «действий»: – осознание греха; – принятие решения об исправлении; – принесение извинений и возмещение ущерба; – действия, обратные греху. Это полный цикл тшувы. Если человек не осуществил его до конца, то тшува не состоялась, возвращения не получилось, ответ Богу не дан,

Без осознания греха тшува вообще невозможна. Однако самого по себе осознания неправильности поступка совершенно недостаточно. Едва ли не самый тяжкий грех совершается тогда, когда человек успокаивает себя: «Подумаешь, согрешил! Попрошу у Бога прощения, и Он простит меня!».

Человек должен принять твёрдое решение изменить своё поведение и поступать в дальнейшем в соответствии с этим решением. Для этого человеку необходимо прежде всего постараться исправить последствия своих действий: ведь грех – это всегда грех по отношению к Богу, определённому человеку и миру. Совершившему грех надо попросить прощения, причём если это был грех по отношению к человеку, надо просить прощения именно у него и обращаться к Богу только тогда, когда прощение получено.

Нанесённый материальный или моральный ущерб необходимо возместить, иначе извинения бесполезны. Что подразумевается под моральным ущербом? Например, можно отозваться о человеке незаслуженно плохо (допустим, из-за недавней ссоры с ним) и тем самым изменить в худшую сторону отношение к нему окружающих. Это необходимо исправить.

Но и этого недостаточно. В конце концов грех – это не единичный поступок, а определённое состояние души, которое, если его не изменить, и в дальнейшем породит подобные поступки. Вот оно-то и должно быть изменено. Если это произойдёт, для человека станет естественным поступать иначе. И тогда тшува будет полной.

Мужчина и женщина, согласно Торе, внутренне глубоко связаны: только вместе, в семье, они, взаимно дополняя друг друга, составляют целостного человека. Согласно Талмуду, «муж должен любить жену, как самого себя, и уважать её больше, чем самого себя», То же самое относится и к жене.

Сотворив людей, Бог даёт им заповедь «плодиться и размножаться», благословляет их сексуальную жизнь. Иудаизм рассматривает семейную и сексуальную жизнь в семье как величайшие ценности. Стыд, связанный с сексуальной жизнью, напряжённое к ней отношение – это просто последствия греха. В Торе сказано, что до того, как Адам и Ева согрешили, они были голы «и не стыдились» (Быт. 2.25).

Заповедь семейной жизни и любви – это первая заповедь, данная Богом людям: муж «прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2.24). Слово «своей», как подчёркивают комментаторы, означает, что безгрешная, счастливая, заповеданная Богом сексуальная жизнь возможна только в семье. Вне её она обратится в свою нравственную противоположность и не принесёт людям счастья. «Единая плоть», которой должны стать муж и жена, – это их дети.

В Талмуде обсуждается вопрос, сохраняющий свою важность и сегодня: в какой момент человек становится человеком? Мудрецы Талмуда отвечают: в момент зачатия. Такое понимание, естественно, делает аборт нравственно невозможным, потому что он равнозначен убийству.

Выполнение заповедей «плодиться и размножаться», «прилепиться к жене» с точки зрения иудаизма несовместимо с формами крайнего аскетизма, отрицающего семейную жизнь или рассматривающего её как нечто второсортное, как уступку животной природе человека, как нечто, предназначенное для духовно слабых людей, не способных жить исключительно духовной жизнью.

В еврейской истории были отдельные (очень немногие) выдающиеся люди, жившие без семьи. В древности существовало даже одно монашеское движение – ессеи. Однако это не оставило в иудаизме никакого следа.

Семья в понимании евреев – это не препятствие, а необходимое условие для служения Богу. Такое высокое значение семейной жизни соседствует с вполне трезвым взглядом на че-ювеческую природу, на то, что люди, увы, часто не способны ужиться друг с другом. В иудаизме развод не поощ-зяется, но и не запрещается.

В Талмуде сказано, что муж может разойтись с женой даже из-за подгоревшего завтрака. Размышляя над этим неожиданным текстом, один толкователь замечает, что людям, которые задумываются о разводе из-за подгоревшего завтрака, действительно лучше разойтись.

Принципиальное равенство мужчины и женщины перед Богом не означает их равенства в религиозной жизни. Им предписано выполнять разные заповеди, причём религиозные требования к женщине существенно мягче, чем к мужчине. Разность их служения нашла отражение и в молитве. Мужчина ежедневно благодарит Бога за то, что Он не создал его женщиной, женщина – именно за то, что создана женщиной!

Об уважении, которым окружена женщина в иудаизме, свидетельствует, в частности, и то, что принадлежность ребёнка к еврейству определяется не по отцу, а по матери.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.