Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сотворение человека. Состав человека




ЧЕЛОВЕК

Каков взгляд иудаизма на человека? Как человек «устроен»? Хорош он или плох? Каково его место в мире? Свободен ли он в своём жизненном выборе, или же этот выбор предопределён судьбой? В каком отношении находится человек к Богу? К миру? К самому себе и другим людям? Осмысленна ли его жизнь? Кончается ли она смертью? И если нет, то что ждет человека после смерти?

Две первые главы Торы повествуют о сотворении человека. Что наиболее важно в этом повествовании?

Человек, как и весь мир, частью которого он является, возник не сам по себе, не как результат слепой, случайной эволюции. Человек, как и весь мир, создан. И создан он не инопланетянами, прибывшими в научную командировку, не ангелами и не какими-то прежде него созданными существами, но Самим Богом.

Творение человека не похоже на творение других живых существ, в котором Бог непосредственно не участвовал, а лишь руководил им. Бог говорил: «Да произведет вода...» (Быт. 1, 20), «Да произведет земля...» (Быт. 1, 24), и, исполняя Его волю, вода и земля творили растительный и животный мир по заложенной в них Богом «программе».

Бог сотворил человека из двух «компонентов»: из «праха земного», уже созданного к тому моменту, и души,' которую Бог вдохнул в человека и которой прежде не существовало. Так сложно устроен только человек. Все остальные живые существа относятся или только к материальному миру (животные), или только к духовному (ангелы), и лишь человек имеет двойственную природу. Один из мудрецов Талмуда так комментирует эту двойственность: «У всех существ, сотворённых из неба, душа и тело из неба; а у всех существ, сотворённых из земли, душа и тело из земли, кроме человека, душа которого – из неба, а тело – из земли. Поэтому если он соблюдает Тору и волю Отца Небесного, то подобен высшим существам, как сказано: „Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего– все вы...» (Пс. 81, 6); а если не соблюдает Тору и волю Отца Небесного, то подобен тварям низшим, о которых сказано: „...но вы умрете, как человеки...» (Пс. 81, 7)».

На самом деле в повествовании о начале мира слово «человек» на иврите не употребляется. Вместо него использовано слово «адам» – производное от слова «адама» (земля). «Адам» рождается от «адамы». Уже в корнях слов содержится прямое указание на то, что часть человеческого существа («прах земной») порождена природным миром. Существительное «адам» также очень близко глаголу «адамэ» – «уподоблюсь». То есть речь здесь идёт о подобии Богу – о сверхприродной части человека.

Слово «адам» состоит на иврите из трёх букв: «алеф», «далет» и «мем». «Алеф» – первая буква, с которой начинается слово, переводимое на русский язык словом «Бог». «Далет» и «мем» образуют слово «дам» («кровь»). Таким образом, сам язык подталкивает к пониманию человека как существа, в котором Бог облекается в плоть и кровь. Очевидно, что подобные толкования невозможны, если иметь дело с переводом.

С одной стороны, человек – это часть природного мира. С другой – человек больше природного мира. О человеке нельзя сказать, что он в принципе такое же существо, как, например, обезьяна или дельфин, но только более развитое.

В Торе описывается, как человек пытался найти среди животных помощника, «соответственного» себе, но не нашёл (Быт. 2, 18–20), потому что в природном мире просто нет существа, «соответственного» ему. Эта идея Торы резко противоположна современным материалистическим и древним тотемистическим представлениям, согласно которым человек произошёл от животных.

Человек не только вмещает в себя всю природу, он – больше, чем природное явление, ибо в нём есть ещё и то, что отсутствует в природе: «дыхание», которым Бог призвал его к жизни. Поэтому мудрецы Талмуда называют человека «олам катан», что значит «малая вселенная», или «микрокосм».

Человек создан в последнюю очередь. Им завершается процесс творения. В человеке одновременно заключены и весь материальный мир («прах земной»), и божественный образ, поэтому он – венец творения, его главное действующее лицо. Мудрецы Талмуда задают вопрос: «Почему человек был создан последним?» – и так на него отвечают: «Чтобы он тут же попал на пир... На что это похоже? На царя, который построил дворец, подготовил пиршество и лишь затем созвал гостей». Царь в этой притче – Бог; дворец и пиршество – созданный Им мир; гости – люди. Иными словами, мир создан ради людей, ради каждого человека. Без человека он неполон и бессмыслен, как необитаемый дворец, как пир без пирующих.

Создание человека завершает творение мира и придаёт ему окончательный смысл. Если, завершив творение в предыдущие дни, Бог видит, «что это орошо», то о шестом, последнем дне ворения – только о нём – сказано:...и вот, хорошо весьма» (Быт. 1.31), олько к нему приложено это «весьма».)днако, чтобы человек не возгордился воим высоким положением в мире, на опрос: «Почему человек был создан оследним?» – мудрецы Талмуда предлагают и другой ответ: «Если он возгорится, ему говорят „Даже комар был создан раньше тебя!”».

Первоначально человек был еди-ым: разделение полов (создание мужчины и женщины) – это следующий шаг в становлении человека. То есть женщина не была создана из ребра мужчины: они были созданы одновременно – целостный человек (андро-гин) разделён на мужчину и женщину.

«Ребро» – это лишь одно из значений употребленного в оригинале слова «цэла». Другие его значения – «грань» и «сторона». В переводе использовано наименее абстрактное, анатомическое понятие («ребро»), что неоднократно давало несведущим людям повод для недоумения и насмешек.

Первая и вторая главы Торы рассказывают о сотворении мира и человека по-разному. Видимое противоречие обясняется тем, что, хотя они изображают, казалось бы, одно и то же, цели их повествования совершенно различны, они описывают творение мира с разных сторон. Если в первой главе важна последовательность творения от первого до седьмого дня, то во второй она не имеет никакого значения. Здесь всё подчинено идее о центральном положении человека в мире. Поэтому, например, о сотворении животных говорится позже, чем о сотворении человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.