КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бог. Познание Бога и границы этого познания
Откуда человек вообще может что-либо знать о Боге? О Боге невидимом, непостижимом, познание Которого заведомо превышает познавательные возможности человека? Шломо ибн Габироль, еврейский философ XI в., живший в Испании, изрек «Бог – это Тайна, где мысли наши истощаются и останавливаются»^ И всё же у человека есть возможности познания Бога. Тот же Шломо ибн Габироль говорит об ощущении близости Бога благодаря небесам, земле и (самое главное!) волнению собственного сердца. Речь идёт о чувстве, но прежде чем дойти до предела, «где мысли наши истощаются и останавливаются», человек может в некоторой степени составить какое-то мнение о Боге: по Его действию в природном мире, в истории, по Его действию в собственной душе, в глубине которой – образ Божий. Один средневековый еврейский мистик восклицал: Я не видел Тебя, но я славлю Тебя, Я не знаю Тебя, но я вижу пути Твои... Пророки говорили о Тебе, но не таков, наверное. Ты, Ибо по делам Твоим вообразили они Тебя! В этой попытке составить мнение о Боге есть своя правда, однако здесь таится и опасность приспособить Бога к своим ограниченным (даже у самых гениальных людей) возможностям понимания. Поэтому-то мистик и говорит: «Но не таков, наверное, Ты». Эта боязнь ложного понимания привела к мысли, что любые положительные определения по отношению к Богу невозможны. Что это значит? Например, было бы неправильно сказать: «Бог добр», потому что Бог бесконечно выше даже самого высокого человеческого понятия о доброте. Говоря: «Бог добр», человек бессознательно ограничивает Его собственными несовершенными представлениями. Поэтому правильнее говорить о Боге, употребляя так называемые отрицательные определения. Например, вместо приведённого высказывания следовало бы сказать: «Бог не зол». Однако псалмы (духовные стихи, составляющие часть Танаха) полны восхищённых и благодарных слов о благости, долготерпении и величии Бога. И это понятно: человеческое сердце в своём стремлении к Богу движимо не размышлением, а чувством! Помимо знания о Боге, «добываемого» с помощью размышления, или, как говорят философы, «умозрения», существуют и другие пути. Один из них – путь внутреннего мистического опыта, в котором человек постигает Бога непосредственно. Вообще говоря, это возможно для любого, потому что, согласно Торе, каждый человек создан по образу Божьему, но путь этот длителен и требует больших усилий. В иудаизме основной путь познания Бога – через откровение, т. е. через то, что Бог открыл в Своей Торе. Это знание принадлежит не только философам, постигающим силой своей мысли присутствие Бога в мире, и не только мистикам. В узком смысле оно обращено к каждому еврею, а в широком – к каждому человеку совершенно независимо от его национальности, положения в обществе, уровня образования, возраста и пола.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |