Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-культурная программа как средство решения “отраслевых” проблем 2 страница




– Малочисленные народы, основные проблемы которых связаны с неблагоприятной социально-демографической и культурной ситуацией (низкая рождаемость, высокая смертность, культурная ассимиляция с другим народом с потерей своего языка, традиционного образа жизни и др.). Сюда относятся некоторые народности Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока[60];

– Народы, социокультурные проблемы которых связаны с отсутствием административно-территориальной автономии;

– Народы, которые в различные периоды истории подвергались насильственной депортации: курды, немцы Поволжья, крымские татары и др.

– Народы, проживающие за пределами своих административно-территориальных образований (национальные меньшинства, лица коренной национальности).

Практически любая из обозначенных выше категорий, являясь носителем большого числа проблем и противоречий, может оказаться источником социальной напряженности. Именно в силу этого обстоятельства субэтнические группы должны рассматриваться в качестве приоритетной категории в практике социокультурного проектирования – от качества и успешности программ будет во многом зависеть, станут ли они фактором общественной дезинтеграции или реальной культуротворческой силой.

Наиболее оптимальным способом и формой организации культурно-досуговой жизни в рамках исторической культуры для лиц некоренной национальности является национально-культурный центр (в республиках СНГ аналогом таких центров являются клубы русских общин). Данная форма организации социально-культурной жизни в последние годы получила широкое распространение. Центрами осуществлен ряд интересных культурных программ, направленных на консолидацию общественных сил, активизацию народной инициативы, широкое международное и межнациональное сотрудничество. Подготовлены проекты создания областных энциклопедий краеведения, школ народных искусств и ремесел. В некоторых регионах национально-культурные центры и землячества эффективно взаимодействуют с клубными учреждениями, разрабатывая и осуществляя такие совместные программы как “Дни национальных культур”, “Национальный эпос”, “Национальные праздники”, “Сохранение культурного наследия” (охрана археологических памятников, реставрация и консервация исторических и художественных объектов), способствующие восстановлению и сохранению целостности и непрерывности национально-культурной и духовной жизни в ее традиционных проявлениях. К подготовке и проведению подобных мероприятий как правило, привлекались специалисты в области истории, археологии, языкознания, геологии, архитектуры.

Решению социально-культурных проблем национальных меньшинств и этнических групп может также содействовать создание на базе образовательных и досуговых учреждений учебных центров и различных групп по интересам – кружков по изучению языка, фольклорных коллективов, просветительских объединений по пропаганде национальной символики, архитектуры, праздников, обрядов.

Духовно-нравственная и социально-психологическая культура. Специфика данной сферы культурной жизни заключается в том, что мораль не имеет своей собственной локализованной сферы общественных отношений и своих институтов, она пронизывает все формы человеческого бытия и сознания, составляет ядро духовных ценностей. Гибко реагируя на изменения социальной практики, нравственность выступает одним из мощных регуляторов жизнедеятельности человека и общества, воздействуя непосредственно на поведение людей во всех сферах – политике, экономике, праве и т.д.

Проблемное поле проектирования здесь обусловлено целям рядом негативных тенденций, связанных с утратой значительной частью населения духовно-нравственных идеалов, девальвацией фундаментальных ценностей (добра, сострадания, совести, социальной справедливости). В общественном сознании сохраняются (и даже усиливаются) ориентации, основанные на принципах насилия, борьбы, ненависти, нетерпимости. Нравственность как базовое основание культуры разрушена чрезмерной политизацией общественной жизни и индивидуального сознания, причем, тенденция подчинения нравственности задачам политики сохраняется и сегодня.

Наиболее актуальными проблемами, характерными для данной сферы проектной деятельности, являются: кризис духовно-нравственных ценностей, вызванный непониманием специфики отечественной культуры, некритичным заимствованием ценностей, образа жизни и стереотипов, характерных для западного типа культуры (культ гедонизма, индивидуализма, рационализма и т.п.); деформация общественной нравственности и криминализация отношений, обусловленная внедрением модели рынка, не соответствующей ценностям российской культуры; утрата смысла жизни, духовный кризис у значительной части населения (пожилые, интеллигенция, безработные и т.д.); дефицит милосердия в обществе, рост агрессивности, ожесточенности по отношению к другому человеку, равнодушие к инвалидам, больным, одиноким, лицам, нуждающимся в защите и помощи; отсутствие системы нравственного воспитания школьников; разрушение духовно-нравственного климата семьи (увеличение количества разводов, жестокость родителей, подавление детской инициативы, взаимонепонимание “отцов” и “детей” и т.д.); размывание поведенческих моделей и образцов «мужественности» и “женственности” (мальчик – лидер, муж, хранитель семьи, защитник отечества, девочка – будущая мать, жена и т.д.); утрата чувства долга по отношению к своим родителям (о чем свидетельствует увеличение числа престарелых людей, сдаваемых своими детьми на попечение государства); деградация морально-нравственного облика значительной части населения (проституция, наркотики, алкоголь, противоправные формы поведения и др.); криминализация населения, рост преступности, в т.ч. организованной, женской, подростковой. Основная причина роста преступности несовершеннолетних – неблагоприятные факторы социальной среды, которые сказываются на качественном ухудшении мотивации преступности (больше «взрослых» мотивов, рост доли неадекватно жестоких преступлений и действий групп, омоложение преступности, рост доли преступлений 14-15 лет, женской преступности; «пьяной» преступности подростков. 15-20% всей правонарушаемости и преступности дают подростки с отставаниями в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии. Усиливается тенденция к обесцениванию человеческой жизни (рост числа самоубийств); молодое поколение утрачивает романтические идеалы и ценности любви, дружбы, служения, справедливости. Невостребованными в сегодняшней социокультурной ситуации оказываются национальные духовные лидеры. Средства массовой информации создают, продвигают и пропагандируют молодежных кумиров, несущих антисоциальные образ жизни и систему ценностей. Растет число участников и расширяется социальная база тоталитарных сект и объединений нетрадиционной религиозной ориентации, способствующих духовно-нравственной и психологической деформации личности. Развитие национально-культурного самосознания российских этносов происходит болезненно, сопровождается экстремизмом, агрессивностью по отношению к другим культурам, нациям.

Проблемное поле социально-психологической культуры включает в себя: снижение нравственных критериев во взаимоотношениях между людьми; неразвитость качеств и способностей к сопереживанию, сочувствию (особенно у подростков, молодежи); социально-психологическую неадаптированность, вызванную разрушением привычной социально-психологической среды существования (в связи с вынужденной сменой места жительства – мигранты, беженцы, потерей работы, поступлением в вуз и др.); усиление конфликтности между субкультурами различных возрастных и социальных групп населения (конфликт ценностей); отсутствие нормативно-регулирующего и воспитывающего влияния среды (поощряющее асоциальные способы поведения и формы самовыражения); рост межэтнической напряженности, формирующей негативные этнические стереотипы и национальные предрассудки; дискриминацию русскоязычного населения в странах ближнего и дальнего зарубежья; взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий, провоцирующее межнациональные конфликты, усиливающее социальную напряженность; неуважение культурных ценностей и святынь других народов, этносов; нетерпимое и агрессивное отношение к лицам, имеющим высокие доходы – как со стороны населения, так и со стороны государства (и как следствие – неразвитость благотворительности, спонсорства, обусловленная нежеланием предпринимателей легализировать свои доходы).

Наряду с негативными тенденциями, связанными с утратой духовно-нравственных оснований бытия, современная ситуация характеризуется усилением потребности в ценностных координатах и смысловых ориентирах. Для поддержки этой тенденции необходимы программы, формирующие социально-нравственные идеалы, инициирующие и поощряющие деятельность “элитарных” в духовном смысле форм социальной организации, способные выращивать и поддерживать социально-генетический потенциал (или код) нравственности.

Основной акцент в данной области проектирования необходимо сегодня сделать на поиске способов и методов ненасильственного разрешения социальных конфликтов, развития личности на идеалах добра, ценностях справедливости и милосердия. Социально-педагогические программы, ориентированные на нравственное совершенствование личности, должны стремиться к ликвидации образовавшегося в обществе дефицита добра, человеколюбия, чуткого и внимательного отношения к другому человеку, его судьбе[61], распространять и утверждать этику ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем; этику развивающего диалога. Важнейшими задачами программ в рамках данного приоритета должно стать распространение идей мирного устройства жизни, обучение молодежи и подростков способам и методам преодоления конфликтных ситуаций ненасильственными средствами. Решение обозначенных выше задач сегодня представляет особую сложность – слишком долго общество упражнялось в умении обнаруживать и уничтожать врагов. Искусство же превращать врага в друга, союзника или, по крайней мере, не делать из оппонента своего врага находится пока на очень низкой стадии развития, и его придется осваивать еще довольно долго.

Наиболее эффективно действующие программы в сфере нравственной культуры связаны с движением милосердия и клубами социальной помощи, которые возникли в связи в образовавшимся в обществе дефицитом добра, человеколюбия, чуткого и внимательного отношения к другому человеку, его судьбе. Службы социального обеспечения не в состоянии решить эти проблемы, ибо их деятельность, как правило, не выходит за рамки оказания материальной помощи или решения каких-либо организационно-правовых вопросов, а человеку часто гораздо важнее простое слово участия, возможность быть услышанным. Формы работы групп социальной помощи и объединений “Милосердия” самые разнообразные – рейды милосердия в больницы, детские дома и дома престарелых; материальная и моральная помощь инвалидам, одиноким людям; создание студенческих медико-педагогических отрядов безвозмездного труда и др.

– Программа “Сопричастность ”[62]. Основная идея программы – развитие эмпатии, чувства сострадания, чуткости, отзывчивости, сопереживания; изменение установки детей и подростков по отношению к инвалидам (убеждение, что человек с дефектом имеет право быть принятым в общество таким, какой он есть); воспитание способности принимать и ценить людей с физическими и умственными недостатками. Программа осуществляться в различных формах: введение кураторства над учащимися из спецшкол и интернатов, организация групп социально-психологического тренинга для детей-инвалидов; формирование специального репертуара кукольных театров, в спектаклях которых среди персонажей есть как здоровые, так и “герои” с физическими недостатками и др.

– Проект «Надежда». Задачи проекта связаны с социальной реабилитацией детей-инвалидов средствами культуры и искусства; помощью в профессиональном самоопределении, обретении социального статуса и ощущения личностной значимости; использованием терапевтических возможностей различных видов и жанров искусства; содействием в решении социально-психологических проблем инвалидов; изменением отношения социальных институтов и властей к проблемам инвалидов, формированием оптимального общественного климата, создающего атмосферу психологического комфорта и благоприятного самочувствия; созданием условий для самореализации детей-инвалидов в сфере досуг.

Форма реализации: городская ассоциация родителей детей-инвалидов «Надежда».

Направления деятельности ассоциации: консультационно-методическая помощь семьям детей-инвалидов; организация и проведение физкультурно-оздоровительных акций и программ; проведение лечебно-оздоровительных мероприятий (в т.ч. с приглашением народных целителей, известных медиков – специалистов по различным видам и методикам реабилитации, психологической поддержки и т.д.); создание коллективов и кружков самодеятельного художественного и прикладного творчества; организация оздоровительного отдыха; проведение праздников для детей-инвалидов и их родителей (в рамках международного Дня инвалидов и Международного дня защиты детей).

В качестве источников финансирования такой программы можно рассматривать бюджет Федеральной программы «Культура и инвалиды», средства спонсоров, частные пожертвования.

Решению проблем развития духовно-нравственной и социально-психологической культуры способствуют такиепроекты как “Сопричастность ”, “Старшие братья ”, “ Библиотека на дому ”, “ Диалог культур ”, “Эмпатия ”, “Воскресная школа”, клубы социальной помощи и телефоны доверия.

Экологическая культура. Актуальность проектного обеспечения воспитания экологической культуры (путем разработки соответствующих информационно-просветительских программ, организации и поддержки общественных движений в сфере охраны природы) связана с ростом экологических проблем, вызванных, в свою очередь, низким уровнем экологической культуры населения. Суровой реальностью стало растущее загрязнение окружающей среды, нарушение экологического баланса, истощение природных ресурсов, разрушение природного начала в самом человеке. Во многих регионах страны экологическая ситуация становится катастрофической, требует принятия безотлагательных и кардинальных мер, участия широкой общественности в мероприятиях по охране окружающей среды, восстановлению утраченных природных ценностей.

Основные проблемы экологической культуры заключаются в слабой информированности населения об экологической ситуации в регионе; недооценке роли природоохранной деятельности со стороны властей; негуманном отношении к природе, вызванном недооценкой ее фундаментальной ценности как среды обитания, условия гармоничного развития человека; разрушении форм естественного и органичного существования человека в природе, ликвидация природосообразных ремесел и производств; несформированности общественного мнения по отношению к организациям и лицам, ответственным за ухудшение экологической ситуации; недооценке роли экологического воспитания школьников, отсутствии системы экологического воспитания и всеобуча; неразвитости природоохранных форм самодеятельности, отсутствии у населения интереса к этим видам социокультурного творчества; политизации существующих объединений и движений экологической направленности, смещающей интересы с проблемы охраны природы на решение ситуативных задач (особенно в период предвыборных кампаний; усилении экстремистских тенденций в экологическом движении за счет прихода туда маргинализированных и “люмпенизированных” слоев населения; разрушении уникальных природно-ландшафтных зон, имеющих историко-культурное значение.

Проекты экологической направленности: “Зеленый патруль”, “Экологический марафон”, “Экологические ринги”, “День за городом”, “Центр экологического воспитания”, “Мемориал погибших деревень”, конкурсы на лучшее озеленение улиц, дворов, программы по экологическому просвещению семьи и др. Их задачи связаны с воспитанием нравственного отношения человека к природе, информированием населения по экологической ситуации в регионе. Как правило, они разрабатываться совместно с обществом охраны природы и другими службами и организациями, профессионально занимающимися проблемами экологии.

Политическая культура. Традиционно не рассматривающаяся в качестве приоритетной области проектирования, политическая культура в последнее время характеризуется весьма актуальными проблемами, которые также могут и должны разрешаться в рамках социокультурных проектов социально-политической направленности.

К их числе таких проблем можно отнести: низкую политическую активность населения, падение интереса к политической жизни (социально-политическая пассивность и апатия), вызванные неуверенностью граждан в свои возможности влиять на принятие политических решений; отсутствие мировоззренческой базы для идеологического и политического самоопределения различных слоев населения; низкий уровень информированности населения, непредставленность в информационных потоках реально существующих идеологий, имеющих значительную социальную базу; размывание правовой основы жизни общества (низкая правовая культура как населения, так и государственных служащих, правовой нигилизм, приводящий к невыполнению и дискредитации законодательных актов); низкую компетентность граждан в вопросах социально-политической жизни (незнание федеральных и местных законов, гарантирующих права и возможности граждан как субъектов политики); потерю авторитета власти вследствие нереализованных ожиданий, снижения уровня жизни; усиление в массовом сознании авторитарных тенденций, рост радикализма и социально-политического экстремизма; низкую социально-культурную и политическую активность подростков и молодежи; отсутствие реальных механизмов и условий участия молодежи в решении актуальных вопросов экономики, политики, культуры; отсутствие системы “выращивания” местной элиты – лидеров, способных в будущем компетентно и ответственно решать проблемы своего города (людей с гражданской ответственностью, чувством долга перед обществом, “малой” родиной); сокращение количества социально-политических инициатив, ориентированных на решение проблем своей территории; дискредитацию движений и идеологий национально-патриотической направленности и др.

Проекты и программы в сфере политической культуры могут быть направлены на активизацию общественно-политической жизни и повышение уровня компетентности граждан в социально-политических вопросах; вовлечение широких слоев населения в процесс местного самоуправления, в разработку различных идей и концепций переустройства общества (например, путем инициирования и последующей нормативно-правовой, организационной и материально-финансовой поддержки молодежных инициатив и объединений, клубов и движений, ориентированных на решение местных социальных проблем, на организацию конкретных акций, способствующих социальным, политическим и экономическим преобразованиям); формирование политического и гражданского самосознания; содействие консолидации личностей и социальных групп, стоящих на позициях нравственности и патриотизма; помощь в осуществлении основных конституционных прав и свобод личности и гражданина; утверждение субъективной равнозначности и внепартийности человеческих ценностей, ибо в действительности каждый человек не исчерпывается теми координатами, которыми его ограничивает та или иная идеология. Полиидеологизация сознания, утверждение в общественной жизни множества равноправных и равнозначных идеологических концепций поможет избавить культуру от моноидеологии, от тоталитарных притязаний какой-либо социальной силы (партии, движения, лидера) на единственную и обязательную для всех точку зрения, создаст необходимую базу для формирования мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие ценности добра и справедливости.

В рамках информационно-просветительных программ можно планировать изучение политических идей и концепций, обсуждение актуальных проблем общественно-политической жизни города, региона, страны, мира в форме лекций, семинаров, диспутов, бесед за круглым столом, политических диалогов, театрализованных дискуссий, общественно-политических акций. Развитие позитивных социально-политических инициатив граждан, разработка и выдвижение моделей общественного самоуправления, создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-политической деятельности (т.е. формирование политической культуры на уровне инициативного поведения) успешно осуществляется в деятельности общественно-политических клубов и объединений.

В качестве примера приведем идеи некоторых проектов и программ, реализованных в разных регионах страны в форме общественно-политического объединения:

Проект “Гражданские инициативы в молодом городе”. Актуальность проекта обусловлена противоречием между высоким интеллектуальным потенциалом жителей города, развитой инфраструктурой культуры и досуга и одновременно низкой общественно-политической активностью граждан, неразвитостью форм социально-культурной самодеятельности краеведческой, историко-культурной и экологической направленности. В этой связи основная задача проекта – стимулирование и поддержка (методическая, организационная, нормативно-правовая) различных форм социально-культурной самодеятельности населения города.

Форма реализации – дискуссионный политический клуб-кафе “Открытое общество”.

Направления деятельности: организация дискуссий и круглых столов, политических рингов по проблемам политической жизни страны и города; подготовка и проведение встреч интеллигенции города с лидерами политических партий и общественных движений; проведение общественных форумов по значимым для города проблемам; разработка для средних учебных заведений просветительно-образовательной программы “Гражданское общество”; организация системы политического просвещения для учащихся средних школ города.

Мероприятия по реализации проекта: подготовка и проведение серии встреч общественности города с лидерами политических партий и общественных движений России; формирование ядра клуба из числа интеллигенции города; разработка устава и программы деятельности клуба.

Проект: “Юношеский парламент” [63]. Актуальность проекта обусловлена низкой социально-культурной и политической активностью подростков и молодежи; недостатком реальных механизмов и условий участия молодежи в решении актуальных вопросов экономики, политики, культуры; отсутствием системы “выращивания” местной политической элиты – лидеров, способных в будущем компетентно и ответственно решать проблемы города.

Задачи проекта – преодоление социального отчуждения молодежи, воспитание инициативного поведения, формирование потребности в активном действии и участии в различных сферах социальной жизни, воспитание в подростках способности добровольно принимать ответственность за решение общественно значимых проблем путем вовлечения их в активную социально-политическую деятельность, организации различных форм общественного самоуправления.

Форма реализации проекта – создание на базе средних школ самодеятельного объединения, по структуре и характеру деятельности моделирующего функции представительских органов власти города.

Мероприятия по реализации проекта: проведение в школах города тематического конкурса сочинений на тему “Если бы я был мэром города”; организация для школьников на базе МКЦ аукциона общественно-политических идеи; формирование организационного ядра клуба; разработка устава и программы деятельности клуба; организационно-методическое обеспечение работы клуба.

Проект “Социальные референты ” – формирование в подростковой среде социально-политической ”элиты” и пропаганда референтного образа жизни, исключающего потребление алкоголя, наркотиков, аморальность, противоправные формы поведения.

Проект включает два направления деятельности:

а) воспитание школьной “элиты” – лидеров, которые будут играть роль референтов для ближайшей среды общения (класс, дворовая компания);

б) инициирование, выращивание до степени “эталонности” (референтности) тех молодежных общественных объединений, в основе которых лежит социально и личностно значимая идея.

Проект “Лидер-XXI ” – ориентирован на подростков с отклоняющимся поведением (или “трудных” подростков). Задачи программы – придать нереализованной энергии подростков социально и личностно значимый характер; создать социально-психологические условия для позитивной социализации личности, для отторжения ее от криминогенной среды; содействовать удовлетворению потребности молодого человека в социальном статусе и признании; помочь подростку в поиске собственного “Я” путем идентификации с социально позитивной общностью “мы”.

Проект “Центр творческих инициатив ” – снятие социальной напряженности за счет создания условий для самовыражения в институциональных формах; предоставление возможности самореализации в общественно-политической сфере; профилактика и социальный контроль противоправных форм общественно-политической самодеятельности.

Идеи других проектов общественно-политической направленности: “Самоуправление” – практическое содействие созданию органов самоуправления на производстве; “ Социальный мир ” – проведение серии общественно-политических мероприятий, направленных на достижение социального единства; “Гражданское достоинство ” – содействие раскрытию, устранению и оглашению судебно-следственных ошибок и пересмотру дел, в которых они были допущены (т.е. создание своеобразной “народной адвокатуры”); “Памятник” – инициирование региональных движений в поддержку идеи создания памятника жертвам сталинских репрессий.

Профессиональная культура. Основные проблемы здесь вызваны целым рядом неблагоприятных обстоятельств и тенденций, характерных для системы трудового воспитания и профессионального самоопределения личности, а также связанных с условиями самореализации человека в сфере его профессиональной деятельности, а именно: утратой ценности труда как смысла жизни, способа самореализации и социального призвания; трудностями профессионального самоопределения в связи с коммерциализацией образования (недоступность платного высшего образования широким слоям населения); снижением образовательного уровня вследствие деформации мотивов получения образования (престиж, статус, диплом и т.п.); неадекватностью профессиональной ориентации в связи с низким социальным престижем и заработной платой ряда профессий (в основном, государственные служащие, работники культуры, образования); изменением социальной структуры студенчества вследствие поляризации доходов родителей; отсутствием законодательной базы для трудоустройства несовершеннолетних подростков; профессиональной дезориентацией подростков и молодежи (в частности, смещением интереса в сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.д.); разрушением отечественных научных и образовательных школ; трудностями профессионального самоопределения (особенно для инвалидов, лиц, вынужденных сменить сферу деятельности – безработных, бывших военнослужащих и др.); утратой профессиональной идентичности у представителей ряда профессий, лишенных общественной значимости и перспективы (интеллигенция, крестьяне и т.п.); социальной и правовой незащищенности человека труда (как на государственных предприятиях, так и в акционерных и частных фирмах); отсутствием законодательной базы, обеспечивающей соблюдение авторских прав; ограниченными возможностями профессиональной деятельности как средства самореализации личности; деформацией профессиональной этики представителей ряда профессий (работники здравоохранения, юристы, журналисты и т.п.); внешней и внутренней “утечкой мозгов”, вызванной отсутствием условий и перспектив для профессионального роста и самореализации.

Проекты и программы в сфере профессиональной культуры могут решать различные задачи:

образовательные и профориентационные [64], ориентированные на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой деятельности. Процесс обучения в рамках такого проекта должен по возможности дополнять и компенсировать издержки школьного образования, охватывая все сферы человеческой жизнедеятельности: труд, отдых, семью, профессию, досуг и т.д.

социально-реабилитирующие (например, программа для пожилых “Вторая профессия”);

профессионально-адаптирующие (профессиональные клубы, создающие условия для наиболее полного самовыражения личности специалиста, реализации творческого потенциала человека в рамках основной профессии, формирования профессиональной этики – клубы фермеров, бизнесменов, экономистов, медицинских сестер и т.д.;

профессионально-компенсирующие (в этом случае программа выступает в качестве средства решения проблем, вызванных отсутствием условий для самореализации в рамках основного вида деятельности).

Как уже было отмечено, основная проблема в данной сфере жизнедеятельности человека и общества связана с деформацией отношений к труду, который перестает быть основной жизненной ценностью. Поэтому разрабатываемые проекты должны предусматривать пропаганду достоинства свободного и творческого труда как самодостаточной ценности. Проблема повышения культуры труда особенно актуальной становится сегодня, когда российское общество активно входит в систему рыночных отношений, в которых определяющими успех качествами будут квалификация человека, уровень его технологической, общекультурной подготовки и психологической подготовленности.

На формирование таких качеств и способностей может быть ориентирована программа “Твоя профессия”, включающая в себя организацию учебных курсов для подготовки подростков по наиболее перспективным и престижным профессиям, которые дают возможность безболезненного включения подростков в трудовую деятельность, открывают перспективы для трудовой активности (“Юные менеджеры”, организаторы шоу-программ, художники-модельеры, конструкторы-робототехники и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.