Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальный и рыночный спрос




Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг. Взаимодополняемость благ- свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами.

При снижении цены товара Х

Товар Гиффена - это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения. Проявление эффекта дохода и эффекта замещения применительно к товарам Гиффена отражено на рисунке 5.19.

 

Рис. 5.19. Эффект дохода и эффект замещения для товаров Гиффена

Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин.

График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия с любой бюджетной линией (рис. 5.20)

Рис. 5. 20 Абсолютная (жесткая) взаимодополняемость

Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными на рис. 5.21.

Рис. 5.21. Относительная взаимодополняемость

Если два продукта взаимодополняемые, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности EDxy, показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо.

 

EDxy = (dQx/Qx)/(dPy/Py), (5.7)

Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ (EDxy < 0) означает, что спрос на благо Y изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к полному исчезновению спроса на благо X.

Взаимозаменяемость благ - свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга.

Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами.

Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рис.5.22). Предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const.

Рис. 5.22. Совершенная взаимозаменяемость

Если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности EDxy (см. формулу 5.7). Положительная перекрестная эластичность товаров-субститутов (EDxy > 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо У изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо X по отношению к цене блага У, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ (рис. 5.23). Поэтому совершенная субституция означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо У приводит к почти полному перемещению спроса на благо X.

Рис. 5.23. Относительная взаимозаменяемость

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.

Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.

Индивидуальный спрос – это спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

Кривая, характеризующая индивидуальный спрос, стоится на основе кривой «цена-потребление», что было показано в предыдущем вопросе. Кривая спроса имеет две особенности.

Первая. Достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой. Чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности.

Вторая. В каждой точке на кривой спроса потребитель максимизирует полезность согласно условию, что предельная норма замещения одежды продовольствием равна соотношению цен продовольствия и одежды. По мере снижения цен на продовольствие снижается и отношение цен, и предельная норма замещения.

Изменение вдоль кривой индивидуального спроса предельной нормы замещения свидетельствует о выгодах, доставляемых потребителям от благ.

Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса.

Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.

Графический способ суммирования объемов спроса всех потребителей изображен на рис. 5.24.

Необходимо иметь в виду, что на рынке функционируют сотни и тысячи потребителей и объем спроса каждого из них может быть представлен в виде точки. В таком варианте точка спроса А показывается на кривой DD (рис. 5.24в).

   

Рис. 5.24. Построение рыночной кривой на основе индивидуальных кривых спроса

 

Кривая спроса у каждого потребителя своя, т. е. она отличается от кривых спроса других потребителей, ибо люди неодинаковы. Некоторые имеют высокий доход, а другие — низкий. Некоторые желают кофе, а другие — чай. Чтобы получить общую рыночную кривую, необходимо рассчитать общую сумму потребления всех потребителей при каждом заданном уровне цены. Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший наклон в сравнении с кривыми индивидуального спроса что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.

Рыночный спрос может быть рассчитан не только графическим способом, но и посредством таблиц и аналитическим методом.

Основными факторами рыночного спроса являются;

• доходы потребителей;

• «предпочтения (вкусы) потребителей;

• цена данного блага;

• цены товаров-заменителей и дополняющих благ;

• количество потребителей данного блага;

• численность населения и его возрастная структура;

• распределение доходов среди демографических групп населения;

• внешние условия потребления;

• реклама;

• стимулирование сбыта;

• размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.