Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутрикультурные противоречия




Для того чтобы уяснить сущность внутрикультурных противоречий и на­правление возможного их разрешения, необходимо проанализировать еще два аспекты типологии культур:

- культуры естественные (натуральные) и культуры трансцендентные;

- культуры справедливые и несправедливые.

Древнегреческий мыслитель Демокрит отмечал, что человек создает куль­туру, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. В подражании природе (натуре), угождении человеческому естеству суть естественной куль­туры.

Трансцендентные культуры (в основном, они носят религиозный харак­тер) в значительной мере отрицают натуру и естество. Они ориентированы на высшую сущность, недоступную рациональному познанию и объяснению, отсюда и термин трансцендентность (от лат. transcendentis - находящийся за пределами опыта, недоступный познанию).

Немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936) был первым, кто стал срав­нивать культуру с живым организмом: он называл культуру историческим индивидуумом.* Культура - саморазвивающаяся система, идеалом, пределом развития которой является обеспечение ее носителям счастья (глубокой и стойкой удовлетворенности жизнью).

* См.: Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 472.


 

Особенностью естественной культуры является то, что она не способна обеспечить одинаково высокого уровня удовлетворенности всем членам об­щества. Определенная группа (аристократия, элита, нувориши) всегда имеет больший доступ к материальным и духовным благам. Другие (рабы, наемные работники, безработные) оказываются средством обеспечения комфорта пер­вых. Соответственно в обществе формируется несколько культур: культуры высших, средних, низших. Лишь культура высших поставлена в такие усло­вия, что она может развиться до уровня, обеспечивающего счастье его носи­телям. Культура низших, развившись до уровня обеспечения выживания (физического существования), встречает препятствия для дальнейшего раз­вития в форме различных социальных механизмов, обеспечивающих счастье высших.

В то же время по характеру функционирования и вектору развития куль­тура низших как системное саморазвивающееся образование принципиально ничем не отличается от высших образцов. Низшая культура точно так же имеет вектором развития обеспечение счастья ее носителям. Подобно ма­ленькому растению, над которым находится слой асфальта, она способна взломать преграды, мешающие ее развитию.

Иногда вариантом преодоления преград оказывается напряженный труд, который в сочетании с удачей приводит к богатству и прорыву в высшие сфе­ры. Эти случаи крайне редки, их скорее следует отнести к числу исключений, подтверждающих правило (хотя пропаганда активной рекламой таких приме­ров стремится доказать, что именно они являются нормой - это не более чем защитный механизм высшей культуры). Правилом же является один из сле­дующих вариантов:

- достижение высоких стандартов жизни криминальными способами;

- обращение к алкоголю или наркотикам (легкодоступная форма квази­счастья);

- развитие революционных теорий и участие в революционной деятель­ности;

- обращение к трансцендентной культуре, которая коренным образом меняет представление о счастье и способах его достижения.

Трансцендентная культура - культура, основанная на, мистических эле­ментах, представлениях о сверхъестественных силах (в этом и заключается ее трансцендентность, рациональная непостижимость и противопоставление культуре, ориентированной на естество). Трансцендентные культуры прак­тически полностью отрицают материальные ценности. Рассматривают удов­летворение естественных материальных потребностей как зло либо неудобство, от которого не удается избавиться до поры до времени. Страдание в таких культурах обретает статус блага, рассматривается как источник заслуг, при­знак избранности. Абсолютное большинство естественных ценностей меняет знаки, превращается в антиценности в трансцендентной культуре, которая открывает людям целый пласт новых ценностей, связанных с богом и выс­шей, идеальной жизнью.

Трансцендентную культуру атеисты нередко считают иррациональной, противоречащей природе людей. При поверхностном анализе кажется, что так оно и есть. Однако углубленный анализ свидетельствует об ином. По­требности - это первооснова любой культуры. Именно они оказываются тем генотипом, который из микроэлемента формирует большой организм. Трансцендентные культуры не могли бы не только долго существовать, но и вообще вряд ли бы сформировались, если бы не опирались на что-то такое, что находит отклик в человеческом естестве. Генотипом трансцендентной культуры является присущая каждому человеку потребность в определении смысла жизни и периодически возникающая у людей потребность найти опо­ру и поддержку в трудных и безвыходных ситуациях, когда бог оказывается единственным существом, обращение к которому рационально в определен­ных условиях. Парадоксально, но бесспорно то, что рационализм бессилен указать человеку конечную цель его бытия. Абсолютный рационализм обора­чивается иррационализмом и кризисом смысла жизни, фактором глубокой неудовлетворенности. В этом смысле трансцендентные культуры могут счи­таться в высшей степени естественными, поскольку ориентированы на выс­шую часть человеческого естества.

Трансцендентные культуры полярны. Одни из них ориентируют челове­ка на служение силам добра, другие - силам зла. Последние корректно опре­делить как антикультуры. Они - проявление неспособности и нежелания воспринять стандарты высшей справедливости, что трансформируется в воинственное ее отрицание. С ними связано отрицание правды, добра, спра­ведливости, порядочности, развитие агрессивности, коварства, безжалостно­сти, безразличного отношения к окружающим. Эти элементы можно найти в основе абсолютного большинства преступлений.

Развитие трансцендентных культур, ориентированных на утверждение высшей справедливости, имеет ярко выраженную антикриминальную сущ­ность, проявляющуюся в том, что они:

- нейтрализуют такой мощнейший криминогенный фактор, как социаль­ное неравенство;

- на идеальном уровне устраняют безнаказанность (любой плохой посту­пок влечет отрицательные последствия в инобытии);


- подавляют и ограничивают материальные потребности, которые лежат в основе абсолютного большинства преступлений, учат терпеть и подавлять гордость и самолюбие;

- ориентируют на отрицание зла и насилия, на помощь ближнему и сост­радание.

Они уязвимы лишь в том, что могут трансформироваться в трансцендент­ные антикультуры, которые нередко, сохраняя религиозную риторику (фор­му), криминальны по сущности.

Поскольку материальные источники существования ограничены, конку­рентная борьба является сущностной характеристикой естественной культу­ры. Преступность в естественной культурной среде является одной из форм получения доступа к источнику существования. Естественная культура по своей сущности находится в отношениях противоречия со справедливостью: справедливость - феномен не естественный, он имеет скорее трансцендент­ную природу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 2.634 сек.