Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воздействие на культуру и культурное воздействие на преступность




Читайте также:
  1. IX. ПРЕСТУПНОСТЬ, НАКАЗАНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ
  2. Администратор платы за негативное воздействие на окружающую среду
  3. Антикриминогенное воздействие семьи
  4. Антропогенное воздействие на атмосферу
  5. Антропогенное воздействие на глобальный климат планеты
  6. Биологическое воздействие радиации на человека. Фоновое облучение человека.
  7. Борьба с преступностью
  8. Взаимодействие органов, исполняющих наказания в виде ли­шения свободы, с иными органами, осуществляющими борьбу с преступностью
  9. Виртуальная реальность и ее психологическое воздействие 1 страница
  10. Виртуальная реальность и ее психологическое воздействие 2 страница
  11. Влияние Церкви на современную культуру
  12. Внимание и воздействие

 

Изменения в культурной сфере неминуемо оказывают воздействие на преступность. В свою очередь, изменения преступности всегда так или иначе связаны с культурными процессами.

Изменить стандарты поведения людей можно изменением как самой культуры, так и механизмов ее регенерации в социальной среде: передачи элементов культуры от одного человека другому, от поколения к поколению.

1. Изменение культуры - процесс естественный и непрерывный.

Культу­ра имеет двойственную природу. С одной стороны, она формируется стихий­но в процессе взаимодействия этноса с окружающей средой. В этом смысле перед каждым поколением культура предстает как некая данность. С другой стороны, каждое поколение и каждый человек вносит свой вклад в культуру, в процессы ее функционирования.

Факторами изменения культуры могут быть:

- природа;

- уровень развития науки и техники;

- осмысление окружающего мира, сущности и смысла бытия.

Культура может изменяться стихийно: под воздействием природной сре­ды или в связи с научными открытиями и прогрессом в области техники. И целенаправленно - под воздействием сознательной деятельности людей для достижения тех или иных социальных целей. По мере развития общества все более и более просматривается развитие тенденции управления культур­ными процессами. Возникли такие феномены, как министерство культуры, культурные революции. Управление культурным развитием социума является реальностью.

Одна из целей влияния на культурную среду - воздействие на преступ­ность. Причем далеко не всегда к намерениям тех или иных субъектов отно­сится изменение культуры в целях уменьшения преступности. В любом об­ществе существуют криминальный и антикриминальный, конструктивный и деструктивный векторы развития культуры. Источники импульсов деструк­тивного развития культуры могут быть как внешними (вероятный против­ник, экономические конкуренты), так и внутренними (криминальный мир, компрадорская буржуазия и иные консорции, для которых культурная среда народа является чужеродной). В этой связи представляют интерес относящиеся к 1945 году размышления Даллеса о реализации американской послево­енной доктрины против СССР: «Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окон­чательного необратимого угасания его самосознания... Литература, театры и кино - все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых ху­дожников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравствен­ности... Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и об­ман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастен­чивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего, враж­ду и ненависть к русскому народу - все это мы будем ловко и незаметно культивировать. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощ­ное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объя­вить отбросами общества».*



*...И предатели нашлись//Литературная Россия. 1992. 31 июля.


 

Трансформация культуры происходит главным образом за счет изменения способов удовлетворения потребностей. Подчас это может изменить и потребностные стандарты. В основном же, изменение иерархии потребностей про­исходит под влиянием идеологии и религии. При этом необходимо учитывать, что помимо процессов, возможности контролирования которых у общества относительно велики (моделирование определенных элементов культуры, убеждение и принуждение), изменение культуры зависит от готовности обще­ства к восприятию нового. Этот феномен относительно автономен.

Изменение культуры может быть радикальным или постепенным. Оно может проводиться как на макроуровне (общество), так и на миниуровне (группа) и микроуровне (культура отдельной личности). Применительно к масштабам организуемых культурных процессов необходимо иметь в виду следующее: чем масштабнее задача, тем больше потребуется сил и средств на ее реализацию, тем больше времени потребуется на это, тем серьезне» долж­на быть подготовка, включающая как теоретическое осмысление проблемы, так и материальную сторону обеспечения, тем выше вероятность того, что конечные результаты не будут соответствовать изначальным целям.

Содержание культуры дискретно. Культура состоит из определенных эле­ментов, не связанных жестко. Их число может увеличиваться и уменьшаться, одни элементы могут быть заменены на другие без изменения системной сущности феномена.

В современной ситуации в условиях взаимодействия и взаимовлияния множества культур при изменении национальной культуры речь идет, как правило, не о возникновении чего-то принципиально нового, а о привнесе­нии в одну культуру элементов другой, в результате чего может возникнуть новая культурная структура, влекущая системные изменения в обществе и образе жизни людей.

2. Мировая культурная среда чрезвычайно многообразна и полифонична. Существуют культуры, отрицающие преступность, и наоборот - развивающие ее. В этих условиях особую значимость приобретает не столько процесс фор­мирования новых элементов культуры, сколько содействие распространению антикриминальных культур (развитие здоровых национальных традиций, вос­приятие позитивного извне) и воспрепятствование развитию их антиподов. В данном контексте речь идет об утверждении в обществе позитивного куль­турного идеала и всемерном распространении его.

Культурный идеал практически невозможно сформулировать во всеобъ­емлющей форме, но основные его элементы вполне могут быть очерчены:

- развитие духовных потребностей (в том числе и ориентации на высшую справедливость), создание им приоритета в социальной потребностной ие­рархии;

- исключение элементов, развивающих социальную патологию - культу­ра должна способствовать укреплению здоровья нации, препятствовать соци­альной дезорганизации и деградации;

- ограничение и постепенное вытеснение насилия и индивидуализма как форм социального бытия.

Механизмы распространения культуры должны контролироваться обще­ством в двух аспектах:

- поддержка распространения культурного идеала, изыскание средств повышения эффективности функционирования каналов распространения такой культуры;

- ограничение, а в ряде аспектов и запрет на пропаганду антикультуры (всего, что отрицает культурный идеал).

Сегодня в России многие культурные процессы имеют прямо противопо­ложную направленность, антикультура активно внедряется в общественное сознание. Современную ситуацию в нашей стране можно оценить как своеоб­разное тестирование. Признаками жизнеспособной культуры являются: 1) от­торжение элементов, инициирующих разрушение; 2) способность самовосста­навливаться после деструктивных воздействий извне. Отечественная история убедительно свидетельствует, что способность культуры русского народа к са­мовосстановлению относится к сущностным характеристикам нашей страны как социального организма.

РАЗДЕЛ IV. Воздействие на отдельные виды преступности

 

ГЛАВА XIII. Насильственная преступность

 

Насилие - один из фундаментальных элемен­тов культуры. Много веков назад в мире безраз­дельно властвовал закон силы. Насилие было универсальным инструментом решения любой проблемы. Развитие общества привело к осозна­нию необходимости ограничения силовых вари-; антов достижения целей, решения социальных конфликтов. К сожалению, осознание порочнос­ти насилия на много опередило готовность чело­вечества отказаться от него как в межличностной, так и в межгосударственной практике. Насильст­венная преступность - результат противоречия между импульсами дикой природы, укоренивши­мися в генной памяти человечества, и идеями гу­манизма, представлениями о справедливости со­циальных отношений.

 





Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.