КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности западноевропейской культуры эпохи Просвещения
(XVII – XVIII вв.) Для эпохи характерно твердое убеждение во всемогуществе разума, воспитания, образования. Через просвещение – к идеальному царству разума, свободы, равенства и счастья! Для эпохи характерен познавательный оптимизм, стремление к выявлению закономерного развития природы и человеческого общества. В науке и философии – попытки преодоления механицизма, систематизации научного знания, выпуск словарей и энциклопедий наук, искусств и ремесел («Энциклопедия наук, искусств и ремесел», в 34 томах, созданная авторским коллективом, возглавляемый французским просветителем Дени Дидро и его соратником Д’Аламбером). Активно ведется борьба за веротерпимость, свободомыслие, свободу слова, критика религии и церкви, суеверий, феодального абсолютизма, паразитизма королевского двора и знати. Получили распространение идеи равенства всех перед законом, приоритета законов и права по сравнению с волей правителя, активно рассматриваются вопросы о происхождении государства и права, этические вопросы. Развивается теория общественного договора и естественного права. Просветители разработали целостную концепцию политического плюрализма человека, его прав, свобод, которая позже нашла свое выражение в одном из важнейших документов Великой французской революции 1789 года – «Декларации прав человека и гражданина». Философская основа Просвещения – деизм и материализм. Движение Просвещения зародилось в Англии, после буржуазной революции, с трудами Джона Локка и Томаса Гоббса (XVII век), в которых рассматривались проблема человека, государства и права, свободы, о естественных правах людей. В художественной литературе в качестве идеала показано служение обществу, защите обездоленных, разумность и рассудительность поступков. Появляется новый тип героя – представителя третьего сословия, среднего буржуа. Развивается жанр романа, герои которого часто ведут диалог в письмах, с подробными характеристиками действующих лиц. В литературе также отражены любовь к приключениям, авантюрам, путешествиям (Англия – Даниель Дефо («Робинзон Крузо», прославляющий все ту же разумность, однако человека, лишенного поддержки общества, и при этом не пропавшего в природе), Джонатан Свифт («Путешествие Гулливера» и др.)). Просвещенность, нравственность, сатира на негативные черты характера человека и цивилизации. Большую популярность имели романы Сэмуэля Ричардсона (XVII – XVIII вв.). Они (например, «История сэра Чарльза Грандисона») демонстрируют примеры положительных ценностей: служение обществу, защита бедных и несчастных, приоритет разумного выбора над эмоциональным. Интересно литературное и философское творчество Ж.-Ж. Руссо. Он стал одним из представителей французского сентиментализма, который противопоставляет культу разума способность глубоко чувствовать, отвергает «холодную рассудочность», а вместе с ней – однозначно положительную оценку прогресса цивилизации. В художественной культуре Просвещения сохраняют свое значение классицизм, готика и барокко. После середины XVIII века барокко перерастает в рококо – искусство, в котором отражен культ чувственных радостей, беззаботность, изящество, виртуозность, еще большая изощренность, причуда. В стиле рококо отразились настроения отмирающего класса дворянства, его стремление сохранить свой уютный мирок. Представитель стиля – французский художник Жан-Антуан Ватто (XVII – XVIII вв.), картины которого полны изящества, грации, простоты, в них он использует пейзажный фон и сюжеты из сельской жизни. Стиль классицизм претерпевает обновление. Его основными идеями являются идеи объединения и укрепления государства, в него проникают идеи третьего сословия (среднего буржуа), в нем – критика социальной несправедливости. Развивается театральное искусство (например, Пьер Огюстен Бомарше (XVIII в., комедии «Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник») высмеивал сословные предрассудки дворян и ограниченность буржуа). Огромный вклад в развитие музыки внесли Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен.
6. Европейская культура ХІХ – ХХ вв.
События на рубеже XVIII – XIX веков в Европе (войны, революции, возникновение колониальной системы и т. п.) оказали разностороннее и противоречивое влияние на культурные формы этого периода. С одной стороны, по-прежнему развивается рационалистический способ освоения мира, стремление к четкому, ясному, логичному выражению мысли и чувства, с другой, те же события ослабили веру просветителей в возможность перехода к более совершенному обществу опираясь на разум. Возрастает интерес к таинственному в человеке, его чувствам, неизведанным душевным глубинам. Приходит осознание недостижимости гармонии между идеальным и реальным, осознание неустранимости этого конфликта. К основным художественным направлениям культуры Западной Европы периода XIX века относят классицизм, романтизм и реализм. Для классицизма рубежа XVIII – XIX веков (фр. художники Ж. О. Д. Энгр, Ж. Л. Давид, немецкие поэты И. В. Гете, И. Ф. Шиллер и др.) характерны: 1) подражание античности, ее строгим, ясным, завершенным формам; незыблемость четких представлений о прекрасном и безобразном; 2) идеалы гражданственности и патриотизма, гармоничной и свободной личности; преобладание сюжетов, в которых воплощена идея о необходимости подчинения частных интересов интересам государства; 3) стремление к отражению действительности в обобщенных идеализированных формах; 4) исключение смешения трагического и комического, исторических и личных событий.
В рамках классицизма в первые три десятилетия ХІХ века в архитектуре сложился стиль ампир (от фр. «империя»). Он тоже ориентирован на образцы античного искусства и на древнеегипетские архитектурные мотивы (массивные объемы, орнамент, стилизованные сфинксы). В России этот стиль выражал идеи величия Российской империи. Романтизм (наивысший расцвет – с 1815 по 1848/1849 гг.) – стиль, связанный с острыми переживаниями, с осмыслением трагического опыта Великой французской буржуазной революции. Исходный пункт – открытое неприятие действительности, признание непроходимой пропасти между жизнью и идеалами, недоверие к культу разума, неверие в позитивные результаты научно-технического прогресса, социально-политического прогресса. Часто художник, композитор или литератор хотели передать состояние разочарования, отчаяния, безнадежности… Для стиля характерно обращение к психологическим характеристикам, национальному колориту, народной поэзии, языку, стремление раскрыть внутренний мир личности. Нет заранее заданных эстетических критериев. В литературе стиль выразился в создании новых героев – мятежных одиноких индивидуалистов, нонконформистов, враждебных своему времени, одержимых страстями и презирающими холодную рассудочность. Для стиля характерно отрицание необходимости объективного художественного отражения действительности. Фоном произведений служит необычная, фантастическая, экзотическая обстановка, прошлые события или будущее. Однако, за счет психологизма, чувственности, все это воспринималось очень близким к правде жизни. В литературе стиль проявился у Виктора Гюго, Жорж Санд (Аврора Дюпен) – Франция, Адама Мицкевича (Польша), Михаила Лермонтова, Федора Тютчева (Россия), Николая Гоголя, Ивана Котляревского, Пантелеймона Кулиша (Украина), Эрнеста Теодора Амадея Гофмана (Германия), Джорджа Гордона Байрона, Перси Биши Шелли (Англия). В музыке – Франц Шуберт, Фредерик Лист (Австро-Венгрия), Рихард Вагнер (Германия), Гектор Берлиоз (Франция), Никколо Паганини (Италия), Фредерик Шопен (Польша) и многие другие. В живописи – Эжен Делакруа (Франция), Каспар Фридрих (Германия). Реализм XIX века – стиль, стремящийся к объективному, непосредственному, непредвзятому отражению реального мира, к раскрытию заключенных в этом мире глубинных основ. Примеры в литературе: Стендаль (Анри Мари Бейль), Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, Чарльз Диккенс, Бернард Шоу, Теодор Драйзер, Марк Твен, Томас Манн, Лев Толстой, Антон Чехов и др. В музыке – Модест Мусоргский, в живописи – Василий Суриков, Илья Репин и др. Для стиля характерно изображение ярких индивидуальных образов, глубокое проникновение в психологическое состояние индивида, в его противоречивый душевный мир, зависимость судеб и характеров от конкретных обстоятельств, бичевание пороков буржуазного строя. В России – критический реализм (социально заостренный). Какие еще художественные стили развивались в XIX и XX веках? Натурализм – возник во Франции, связан со стремлением отобразить мир с фотографической точностью, предельно реально, «натурально», даже на сцене, чтобы добиться убедительности. Внимательное отображение быта во всех его мелочах, жизни во всех ее переживаниях …(Эмиль Золя – Франция, литература; французский режиссер и актер Андре Антуан). Символизм – тоже возник во Франции, его можно рассматривать как антитезу натурализма. Здесь другая крайность – пренебрежение реальностью, устремление «ввысь» – к идеям и символам, к умопостигаемому миру. Окружающая действительность – это покров, за которым прячется тайна. Кроме того, отражение неприятия буржуазности, тоска по духовной свободе, трагическое предчувствие социально-исторических потрясений. В живописи – Эдвард Мунк (Норвегия), в поэзии – Поль Верлен, Артюр Рембо (Франция), прозе – Морис Метерлинк (Бельгия). С символизмом связано «декадентство» (от фр. «упадок»). Суть – неверие в силы человека и в общественный прогресс, пессимизм в сочетании с крайним индивидуализмом, культом чистой формы. Импрессионизм (от фр. «впечатление») возникает в живописи в 60-х гг. ХІХ века (живопись – Клод Оскар Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, скульптура – Огюст Роден и др., музыка – Клод Дебюсси). Для стиля характерно стремление к изображению собственных мгновенных впечатлений. Изображены как - будто случайно пойманные моменты непрерывного течения жизни. Произведениям импрессионистов свойственны фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы, они передают богатство красок, ощущение блеска солнечного света. В основе произведений – жизнерадостность, увлеченность красотой мира, красотой человека. Это изображается в портретах, пейзажах, а также при изображении обнаженной натуры. Постимпрессионисты переходят от изображения мгновений к целостному изображению жизни, причем остродраматическому восприятию, ищут новые средства выразительности, в работах видим отображение гармонии человека и природы, нравственные ценности в сочетании с эмоциональностью. Представители стиля – художники Поль Сезан, Винсент ван Гог, Поль Эжен Гоген и др. О развитии науки в данный период – прочитать самостоятельно в рекомендованной литературе.
Развитие западноевропейской культуры XX – нач. XXI веков Данный период отличается еще большей нестабильностью – как политической, так экономической и социальной, а также духовной. Дальнейшее развитие капитализма с его противоречиями, революции, первая мировая война, вторая мировая война, «холодная война», процесс глобализации с глобальными проблемами, крушение империй, социалистического лагеря, распад СССР… Тем не менее, это был период выдающихся научных открытий (например, электрона, радиоактивности), развития квантовой физики и др. наук. В художественной культуре в конце XІX века как совокупность направлений появляется движение «модернизм» (от фр. «новый», т. е. «новое искусство»). Оно было связано с поиском и созданием новых, более раскрепощенных художественных форм, которые противопоставлялись гармоничным, ясным формам классического искусства. Основной акцент был сделан на субъективности миропонимания. Философская база модернизма – феноменология, интуитивизм, ницшеанство, психоанализ, экзистенциализм. Стремление быть «новым», «современным» было главным импульсом культуры начала ХХ в. Это стимулировалось, в том числе, потребностями науки и техники, в которых новизна обладает абсолютной ценностью. К тому же развитие капитализма культивировало психологию индивидуализма, и непохожесть, оригинальность, новизна становятся критериями индивидуальности, независимо от меры общественной ценности и истинности этого нового. Все критерии общезначимости и объективной истинности были отвергнуты, что затронуло даже отношение к научному познанию природы. Для модернизма характерен отказ от реального изображения природы, стремление проникнуть в таинственное, невидимое, найти новые способы понимания природы. Очень условные временные рамки модернизма: конец XІX века или начало ХХ века – 60-тые годы ХХ века (это уже начало постмодернизма). Центры модернизма – Франция, Германия, Италия, Россия. Модернизму близок авангардизм (от фр. «передовой отряд»), который тоже отказывается от эталонных норм, от канонов, от традиций европейского реализма, базирующегося на принципе рационализма. Многим течениям модернизма (фовизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт и др., о которых – далее) были свойственны авангардистские тенденции. В музыке пример – творчество русского композитора Игоря Стравинского. Пример авангардной живописи
К заметным направлениям в искусстве начала ХХ века относят абстракционизм. Он связан с отказом от изображения действительности такой, какой она является. Направление снимает проблему критериев художественного мастерства – их, по сути, нет. Пример – произведения художника Василия Кандинского, на которых мы видим бесформенные цветовые сочетания, геометрические абстракции, столкновение цветовых пятен, линий, фигур, т. е. беспредметность. Только цвет и форма – на их основе Кандинский добивался художественного эффекта. Кубизм – направление в художественном искусстве начала ХХ века, особенностью которого было использование простых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), с помощью которых художники пытались по-новому представить природу и людей. В таком стиле творили Пабло Пикассо, Любовь Попова и др. Кубизм в определенной степени отразил стремление к пониманию элементарности конструкции мира. Футуризм («искусство будущего») – возник как современно-политическое движение в Италии в 1909 г., идеологом которого был литератор Ф. Маринетти. Футуристы предлагали уничтожить театры, музеи, убрать уже использованные сюжеты. По сути, это было отрицание искусства – оно как особая форма общественного сознания должно было совсем исчезнуть и стать частью производства, быта или политики. Футуризм изображал современную динамичную жизнь, борьбу, скорость. Этого стремились достичь, например, путем ритмического повторения отдельных фигур и их частей, частей текста, может быть, даже излишне увеличивая их число. В России в таком стиле творили В. В. Маяковский и В. В. Хлебников. В их сочинениях отразился анархический протест против капиталистического мира и нигилистическое отношение к прошлой культуре. Однако талант Маяковского не позволил остаться ему в узких рамках футуризма. Абстракционизм – отличается отходом от предметности и использованием свободной игры красок, линий, форм. Среди основателей – Василий Кандинский. Абстракционисты используют исключительно простой рисунок, внимание сосредотачивается на свете и цвете. Супрематизм (от лат. господство, преимущество) – направление в искусстве, основанное в 1913 г. Казимиром Малевичем. Философское основание направления – учение Анри Бергсона и Бенедетто Кроче об интуиции. Супрематизм указывает на господство интуитивного, чистого чувства, что оперирует чистым цветом, плоскостными геометрическими фигурами. Наиболее известная картина Малевича – «Черный квадрат». Есть мнение, что Квадрат – это символ Земли и всего земного, который воспринимается как Абсолют. Фовизм (от фр. «дикий») – эксперименты с цветом, яркие краски … Представитель – французский художник Андре Дерен. Сюрреализм (от франц. «сверхреализм») – направление в искусстве, которое провозгласило источником искусства сферу бессознательного (инстинкты, сны, галлюцинации), а методом – разрыв логических связей, которые заменяются свободными ассоциациями. Сюрреализм возникает в работах писателя и теоретика искусства Андре Бретона, ярко проявляется в работах художника Сальвадора Дали и др. Дали использовал интересный метод – прием «исчезающих образов», которые как - бы растворяются в окружающей среде. Привычный мир разрушился, все превращается во все. Дадаизм (от франц. «конек», «детский лепет») – отображает идею о том, что искусство должно демонстрировать абсурдность действительности, и это выразилось в своеобразном художественном «хулиганстве» (в бессмысленном сочетании слов и звуков, каракулях, комбинации случайных предметов). Поп-арт – появился в творчестве неодадаистов Дж. Джонса и Р. Раушенберга в 50-е гг. ХХ в. Они ввели в искусство предметы повседневного обихода. Абстакционистскому отказу от реальности они противопоставляют обычные материальные предметы, часто испорченные (рваная обувь, старые шины или газовые плиты, обрывки газет, побитые автомобили) которым приписывается художественно-эстетический статус. Поп-арт имеет несколько разновидностей – оп-арт (художественно организованные оптические эффекты, геометризированные комбинации линий и пятен), окр-арт (композиции, художественная организация среды, которая окружает зрителя), эл-арт (предметы и конструкции, которые движутся при помощи электромоторов), который стал самостоятельным художественным направлением – кинетизмом. С одной стороны, все это – попытка подтолкнуть человека к самостоятельному творчеству, с другой – обесчеловечивание культуры, утрата цельности мышления. Ощущение трагизма, пессимизма, предчувствие гибели цивилизации, отрицание, разрушение классических основ европейской культуры, отвержение принципа систематически организованного философского рассуждения, противопоставление ему эссеизма лирико-исповедальных размышлений. В конечном счете, это привело к сомнениям в способности слова выражать глубинное содержание миросозерцания. Отсюда попытки заменить обычный язык особым «заумным» языком (русские кубофутуристы). Современную культуру отличает плюрализм культурных систем, взглядов, направлений. На одну проблему существует множество ответов с разных точек зрения – научной, философской, художественной, религиозной, этической, юридической, политической и т. д. Кроме того, существует множество научных, философских, художественных и т. п. школ и направлений. Возникают огромные сложности в усвоении всего этого знания, и вместо целостной картины мира – мозаика, частичное знание. В 70-80-х гг. ХХ в. возникает новое явление – «постмодерн». Э. Гидденс обосновал возникновение постмодернизма «усталостью от прогресса». Постмодерн предполагает стилевой плюрализм, обращение к гротескным типам художественной образности, иронии, карнавализации, иллюзии, расширение и отождествление понимания искусства с внехудожественными сферами деятельности (например, экология, политика, информатика и т.д.). Главная ценность – свобода человека. Постмодерн сосредоточен на отрицании норм и традиций – этических, эстетических, методологических, на отрицании авторитетов, начиная от государства, национальной идеи, нравственных норм и заканчивая поведением человека при общении. В произведениях постмодернистов часто нет ни героев, ни личностей, ни лидеров, разрушаются системы ценностей, присутствует смешение стилей. Постмодерн многомерен, неоднозначен, восприятие произведений зависит, в основном, от самого читателя, слушателя, зрителя. Для постмодерна характерна нацеленность на отношение ко всему как к явлению временному, не имеющему какого-либо значимого смысла. Нет никаких объединяющих человечество принципов, идеалов. Одна слепая судьба, хаос. Поэтому живи сегодняшним днем! Самостоятельно подумайте над влиянием современных информационно-коммуникационных технологий и вообще в целом научно-технического прогресса, а также процесса глобализации на развитие нашей культуры.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 2012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |