Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие инвестиционной привлекательности




УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

 

Глава 16 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

• Понятие инвестиционной привлекательности предприятия

• Показатели уровня инвестиционной привлекательности

• Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия

 

 

В процессе формирования и реализации инвестиционной стратегии неоднократно возникает необходимость оценки инвестиционной привлекательности:

• отдельных инвестиционных проектов (при отборе их в инвестиционную программу и инвестиционный портфель предприятия);

• предприятия в целом (при разработке механизмов привлечения инвестиционных ресурсов);

• отрасли (при анализе жизненного цикла предприятия и разработке инвестиционной стратегии);

• региона (при оценке региональных факторов, влияю­щих на инвестиционную политику предприятия).

В этой связи вопросы оценки инвестиционной привлека­тельности приобретают важное значение и требуют специ­ального рассмотрения.

По мнению большинства отечественных экономистов, понятие инвестиционной привлекательности в самом об­щем виде означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на представления инвесторов в выборе того или иного объекта инвестирования. Такое понятие близко к понятию «инвестиционного климата».

Необходимо разграничить понятия «инвестиционный кли­мат», «инвестиционная ситуация» и «инвестиционная при­влекательность».

Под инвестиционным климатом понимается оценка сово­купности экономических, социальных, политических, го­сударственно-правовых и культурных условий, обеспечива­ющих коммерческую привлекательность вложений в ту или иную страну, отдельные ее регионы. Инвестиционный кли­мат характеризует степень благоприятности ситуации, скла­дывающейся в той или иной стране (регионе) по отноше­нию к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион).

Инвестиционная ситуация характеризуется инвестицион­ной активностью, эффективностью инвестиций и потреб­ностью в инвестициях для обеспечения нормального разви­тия экономики. Для оценки инвестиционной активности используется ряд показателей, таких как темп роста инвес­тиций в основной капитал, коэффициенты ввода и обнов­ления основных фондов, доля валовых инвестиций в вало­вом внутреннем продукте страны и др.

Об уровне и динамике эффективности инвестиций можно судить по показателям эффективности вновь вводимых ос­новных фондов (фондоотдаче и фондорентабельности), со­отношению темпов прироста валового внутреннего продукта и доли инвестиций в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость тер­ритории) рассчитывается как сумма объективных предпо­сылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разно­образия сфер и объектов инвестирования, так и от их эко­номического «здоровья». Потенциал страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели (насыщенность территории факторами производства — природными ресур­сами, рабочей силой, основными фондами, инфраструкту­рой), потребительский спрос населения и др.

Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестицион­ного потенциала многие из этих правил могут достаточно часто меняться. Поэтому, по сути, риск — характеристика качественная. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуации.

Инвестиционная привлекательность предприятия — это экономическая или социально-экономическая целесообраз­ность инвестирования, основанная на согласовании инте­ресов и возможностей инвестора и реципиента инвестиций (в том числе эмитента), которое обеспечивает достижение целей каждого из них при приемлемом уровне доходности и риска инвестиций.

Под инвестиционной привлекательностью объекта (страны, отрасли, региона, предприятия, актива) понимается пред­почтительность вложения средств в данный объект по срав­нению с другими, исходя из интересов инвесторов. Оценка инвестиционной привлекательности есть определение меры целесообразности вложения средств, используемая для срав­нения объектов и выбора из них лучшего с позиции опреде­ленной группы инвесторов.

Инвесторы характеризуются разнообразием инвестици­онных предпочтений, которые, в свою очередь, предопре­деляются альтернативностью основных критериев вложений — доходности и риска, а также разных временных горизон­тов и видов вложения, формы участия в бизнесе, отноше­ния к социальным последствиям инвестирования т.д. В зави­симости от названных предпочтений предполагается под­разделять инвесторов, способных обеспечить предприятия капиталом, на следующие группы:

— инвесторы, приобретающие на длительный срок ак­ции или облигации в процессе их размещения для получе­ния дивидендов (процентов);

— инвесторы, приобретающие размещаемые предприя­тием акции с целью их последующей продажи по более вы­сокой цене;

— инвесторы, покупающие акции с целью не только по­лучения дивидендов, но и активного участия в выработке и финансировании стратегии развития компании с ориенти­ром на увеличение стоимости принадлежащей им собствен­ности;

— инвесторы, финансирующие предприятия с целью последующей продажи их по более высокой стоимости;

— инвесторы, кредитующие конкретные реальные инве­стиционные проекты предприятия-реципиента;

— государство, инвестирующее предприятия определен­ной отрасли в процессе структурной перестройки экономи­ки, социально-значимые объекты, градообразующие предприятия.

Существует несколько подходов к оценке потенциальной доходности и инвестиционной привлекательности отраслей и предприятий.

В условиях так называемой «совершенной конкуренции» критерием эффективности инвестиционного проекта явля­ется уровень прибыли, полученный на вложенный капитал. При этом под прибыльностью, рентабельностью или доход­ностью понимается не просто прирост капитала, а такой темп увеличения последнего, который, во-первых, полнос­тью компенсирует полное (инфляционное) изменение по­купательной способности денег в течение рассматриваемо­го периода, во-вторых, обеспечит минимальный гаранти­рованный уровень доходности и, в-третьих, покроет риск инвестора, связанный с осуществлением проекта.

Очень часто в данном контексте используется понятие «сто­имости капитала». С одной стороны, для предпринимателя (заемщика) стоимостью капитала является величина процен­тной ставки, которую он должен будет заплатить при исполь­зовании финансовых ресурсов в течение определенного вре­мени, с другой, оценивая целесообразность взятия кредита, — предприниматель вынужден ориентироваться на средний сложившийся уровень прибыли, приносимый капиталом.

В начале реформирования российской экономики для инвесторов наиболее привлекательными были нефтепере­рабатывающая, газовая, легкая промышленность, черная металлургия, нефтедобывающая, лесная и деревообрабаты­вающая отрасли.

В действительности единой нормы процента или прибы­ли не существует. Напротив, имеет место множество различных процентных ставок по краткосрочным и долгосроч­ным ссудам, облигациям, коммерческим ценным бумагам и т.д. Инвесторы выбирают более выгодную форму вложе­ния денежных средств из нескольких альтернативных вари­антов. Для «совершенного инвестора», т.е. лица, не имею­щего иных интересов, кроме стремления к максимально возможной в данный момент времени норме прибыли, все инвестиционные проекты, обеспечивающие равные усло­вия доходности, являются равно привлекательными.

Оценка инвестиционной привлекательности отраслей материального производства предполагает расчет соответ­ствующего рейтинга (коэффициента) на основе следующих показателей эффективности производства:

— отношение рентабельности по реализованной продук­ции к рентабельности по произведенной;

— новизна основных фондов;

— норма прибыли к капиталу;

— нетто-задолженность, отражающая потенциальную кредитоспособность (по отношению кредиторской и дебиторс­кой задолженности);

— уровень загрузки оборудования;

— темпы роста цен на продукцию отрасли;

— абсолютный уровень заработной платы;

— темпы роста производства в отрасли;

— экспортоспособность (по доле экспорта в валовой продукции);

— конкуренция со стороны импорта и импортозависимость (по отношению объема импорта к объему производ­ства тех или иных товаров).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.