Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигополия. Монополистическая конкуренция




Монополистическая конкуренция

 

Теория монополистической конкуренции разработана в трудах английского экономиста Дж. Робинсона и американского ученого Э.Чемберлена. Эта конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей - совершенной конкуренции и чистой монополии. Основные ее черты:

¨ наличие в отрасли множества производителей;

¨ свободный вход и выход из нее;

¨ дифференциация товара, дающая возможность фирмам видоизменять цену своего товара, ибо она обладает как бы монопольной властью над своим (дифференциальным) товаром.

 

Следует при этом подчеркнуть, что это монопольная власть носит ограниченный характер в силу наличия производителей аналогичной продукции и свободного входа в отрасль. Дифференциация продукции предполагает наличие форм отрасли, производящих достаточно схожие одни и те же товары и в то же время достаточно не схожие. Последнее и позволяет производителям снижать или повышать на них цену. Поэтому кривая спроса отдельной фирмы при несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли.

В целом теория монополистической конкуренции основана на трех принципиальных положениях:

¨ в отрасль входят достаточно большое количество конкурирующих друг с другом фирм, и каждая отдельная фирма проводит собственную ценовую политику, невзирая на реакцию конкурентов;

¨ имеется свобода входа в отрасль и выхода из нее. Это приводит к тому, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равна нулю (в этот момент и прекратится приток в отрасль новых фирм). Поэтому в условиях этой конкуренции равновесие отдельной фирмы отрасли в долгосрочном периоде наступит тогда, когда цена продаваемого товара (т.е. величина среднего дохода) сравняется с величиной средних суммарных издержек;

¨ кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер, ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли, так как на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет фирме возможность получить монопольную прибыль в краткосрочном периоде.

 

 

В экономической литературе существует несколько определений олигополии:

1. Разновидность рынка, на котором несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары.

2. Рынок с доминированием нескольких фирм или даже одной фирмы.

3. Промежуточная (между монополией и совершенной конкуренцией) форма несовершенной конкуренции.

Термин «олигополия» впервые был употреблен Т. Мором (Англия) в 1516 г. и использовался английскими меркантилистами по отношению к торговым монополиям того периода. Олигополия возникает благодаря слияниям фирм и возникновению различных препятствий для вступления новых фирм на рынок, таких, как эффект масштаба, патентная защита, владение сырьем, дорогая реклама. Олигополия существует, когда на рынке стандартизированного или дифференцированного продукта господствует малое количество фирм. Олигополия – наиболее сложная рыночная структура, т.к. в отличие от других рыночных структур не обладает четко определенными классификациями. Существует жесткая олигополия – когда на рынке всего 2-3 фирмы, и расплывчатая – когда 6-7 фирм делят 70-80% рынка, а оставшаяся часть приходится на так называемое «конкурентное оружие». Выделяют 2 вида олигополий. Олигополия первого вида – это когда имеется несколько фирм, выпускающих одинаковую продукцию. И второй вид – когда несколько фирм выпускают дифференцированную продукцию.

Олигополия может быть сбалансированной (несколько фирм одинакового размера) и асимметричной (один продавец – лидер и ряд небольших торговцев). Для олигополии характерна всеобщая взаимозависимость, ибо немногочисленны ее субъекты. Каждая фирма при выборе решения в плане цены и объема производства не может не учитывать реакцию конкурентов. При этом конкурентное взаимодействие осуществляется в двух формах: в форме соперничества и в форме сговора между соперниками.

Основными признаками олигополии являются:

¨ немногочисленность фирм;

¨ наличие «ценового лидера». Вместо ценовой конкуренции за покупателя фирмы часто ориентируются на лидера в ценах;

¨ трудность входа, поскольку существует ряд барьеров;

¨ товарная дифференциация: существенна для отдельных товаров и мала для стандартизированных товаров.

Трактовка последствий олигополии в экономической литературе различна. Одни считают, что олигополия обеспечивает развитие НТП, рост занятости, объемов производства, качество продукции; другие, наоборот, - она тормозит НТП.

При олигополии наблюдаются особенности изменения цен. Если в конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от флуктуаций спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не так часто, а лишь через определенные промежутки времени и на значительную величину. Эти возможные изменения спроса фирмы-олигополисты заранее учитывают и стараются реагировать на это не изменением цены, а увеличением или уменьшением объема производимых товаров, т.к. это выгоднее. Это обусловлено тем, что изменение цены связано со значительными издержками.

Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного же не применимо. Причем удержание цен целесообразно тогда, когда в определенных рамках объема выпуска удается сохранять неизменными средние переменные издержки. Что касается действия фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде, нужно знать ответную реакцию конкурентов на возможное изменение цен олигополистом. А т.к. их действия не поддаются четкому учету и прогнозированию, то и разработать единую теорию поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде не возможно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.