Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность конкуренции, ее формы и методы




Вопросы для самопроверки

1. Назовите известные вам способы классификации предприятий по различным признакам.

2. Что вы можете рассказать об индивидуальном и коллективном предпринимательстве?

3. Какие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности вам известны?

4. Какие особенности народного предприятия вы можете отметить?

5. Что такое унитарное предприятие?

6. Какие виды унитарных предприятий вы знаете?

7. Крупный бизнес – что это такое и какие организационно-экономические формы крупного бизнеса вам известны?

8. Какие предприятия относят к малым?

9. Назовите особенности государственного предпринимательства.

10. Что представляют собой издержки фирмы?

11. Какое значение для предпринимателей имеет деление издержек на постоянные и переменные?

12. О чем говорят предпринимателю предельные издержки?

13. Как решается проблема минимизации издержек?

14. Чем отличается экономическая прибыль от бухгалтерской?

15. Какие значения может принимать экономическая прибыль?

 

ГЛАВА 7. Конкуренция и рыночные структуры

 

 

Конкуренция (позднее лат. concurrentia от лат. сoncurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) свойственна товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства. Она представляет собой борьбу между производителями товаров и услуг за наиболее выгодные условия их производства и сбыта, получения наивысшей прибыли. Она выступает как внешняя принудительная сила, стимулирующая производство, рост профессионализма, техники, технологии, заставляющая товаропроизводителей повышать производительность труда на своих предприятиях, расширять производство, насыщать рынки лучшими товарами и услугами, увеличивать накопление капитала, т.е. способствовать развитию производительных сил общества. Она ведет к вытеснению мелкого производства крупным, разорению одних и обогащению других, к устранению с рынка неэффективных товаропроизводителей. Конкуренция является объективной закономерностью рыночной экономики.

Частные интересы предпринимателей, их стремление получить большую долю произведенного в обществе дохода (прибыли) неизбежно обусловливает ожесточенную конкурентную борьбу между ними. Зарождение и возникновение конкуренции исторически относится к простому товарному производству. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка, рыночных колебаний цен на производимые товары и услуги конкурентная борьба усиливается.

В современных условиях конкуренция является важнейшим элементом рыночного механизма. В то же время она является: во-первых, формой взаимодействия рыночных субъектов; во - вторых, экономическим соперничеством обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибылей, получения заказа и, в-третьих, механизмом регулирования пропорций общественного воспроизводства.

Для возникновения конкуренции необходимы объективные экономические условия, совпадающие по существу с объективными условиями возникновения рыночных отношений вообще, а именно;

¨ хозяйственная обособленность товаропроизводителей, как полноправных субъектов рыночных отношений, являющихся собственниками всех ресурсов и произведенных на основе их использования товаров и услуг;

¨ экономическая и юридическая независимость всех хозяйствующих субъектов, наделенных всей полнотой прав и ответственности за результаты своей деятельности в сфере производства товаров и услуг;

¨ одинаковая полная зависимость всех субъектов рынка от его конъюнктуры;

¨ объективная необходимость борьбы за покупательский спрос всех товаропроизводителей.

 

С точки зрения участников конкурентной борьбы, выделяют следующие виды конкуренции. Конкуренция продавцов обусловлена избытком реализуемого ими блага, вызванного относительно высокой розничной ценой, и представляет собой борьбу между продавцами за более выгодную продажу своих товаров и услуг. Выигрывает тот, кто реализует их по более низким ценам, наращивающим потребительский спрос. Исходным, при этом, в нарушении рыночного равновесия выступает предложение, которое в силу изменения ожиданий продавцов вызывает сдвиг предложения вправо - вниз.

Конкуренция покупателей – это конкуренция за возможность приобретения данного конкретного товара или услуги. Она возникает на рынке дефицитных товаров и услуг. Вследствие этой конкуренции происходит увеличение их розничных цен. Исходным в нарушении рыночного равновесия и, следовательно, возникновении данной конкуренции является рост спроса в силу увеличения дохода, который покупатели и расходуют на покупку данного, конкретного блага. Вследствие этого произойдет сдвиг кривой спроса вправо – вверх.

Конкуренция между продавцами и покупателями: следствием этого является установление равновесной рыночной цены на однородные и однокачественные товары и услуги на определенный временной период.

По формам выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая - это борьба между производителями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, за наилучшие условия их производства и сбыта, за сверхприбыль. Она приводит к образованию единой рыночной цены на однородные, однокачественные товары. Выигрывает тот, у кого индивидуальная стоимость ниже общественной, находящейся в основе рыночной цены.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между производителями разных отраслей и видов производств, т.е. производящих различные товары и услуги. Она приводит к переливу капиталов из отрасли с меньшей нормой прибыли в отрасль с более высокой нормой. Происходит выравнивание нормы прибыли в среднюю норму. Механизмом ее получения является реализация произведенных благ по цене производства, которая включает в себя издержки производства и среднюю прибыль. Вокруг этой цены производства и осуществляются колебания рыночных цен.

На рынке устанавливают нормы и правила конкурентной борьбы. Поэтому с учетом этого выделяют конкуренцию добросовестную и недобросовестную. Первая основана на соблюдении указанных норм и правил. Вторая - недобросовестная конкуренция, связанная с нарушением принятых норм и правил конкурентной борьбы. Она имеет следующие виды:

¨ продажа продукции по бросовым демпинговым ценам, которые ниже себестоимости (собственных издержек);

¨ установление контроля над хозяйственной деятельностью конкурента с целью прекращения его деятельности;

¨ злоупотребление своим господствующим положением на рынке;

¨ установление дискриминационных цен или коммерческих условий.

Несмотря на то, что в развитых странах эта конкуренция защищена законом, она имеет место. По методам осуществления выделяют конкуренцию ценовую и неценовую.

Конкуренция ценовая – это конкуренция, которая основывается в основном на снижении цены блага. Она может быть прямой, когда производит широкое информирование о снижении цены, и скрытой – в случае выпуска нового блага с лучшими потребительскими качествами при незначительном увеличении цены.

Что касается неценовой конкуренции, то это конкуренция, в ходе которой решающую роль в борьбе за покупателя играют: качество товара и услуг; их надежность, новизна; оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание; более эффективные операции по продвижению товаров и услуг, реклама; дополнительные меры по привлечению клиентов; характер предоставляемых услуг и гарантия условия оплаты; экономический шпионаж и т.д.

В современных условиях наблюдается наличие и монополистической конкуренции, имеет место широкое использование различных форм неценовой конкуренции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.