Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мелкий, средний и крупный бизнес




 

Малые предприятия выполняют огромную роль в экономике: способствуют развитию конкурентной среды, расширению ассортимента товаров и услуг, сглаживанию циклических колебаний, созданию дополнительных рабочих мест, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Малый бизнес имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным: быстрая адаптация к запросам клиентуры, гибкость, выпуск продукции малыми партиями (что бывает невыгодно крупным фирмам), упрощенная управленческая структура и др. Вместе с тем, приходится констатировать ограниченность малого предпринимательства в решении крупных и капиталоемких задач, рискованность и неустойчивость малого бизнеса, зависимость малых фирм от инвестиций, от государственной поддержки. Все это вызывает необходимость осуществления особой политики со стороны государства в отношении малого бизнеса.

Критериями отнесения предприятия к малому являются преимущественно количественные показатели: в одних случаях это среднесписочная численность занятых (США, Япония), в других – годовой объем реализации в денежном выражении (Германия). В РФ в соответствии со статьей 3 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» субъектами малого предпринимательства считаются предприятия любой организационно-правовой формы, средняя численность работников которых не превышает: 100 человек – в промышленности, строительстве и на транспорте; 60 человек – в сельском хозяйстве и научно-технической сфере; 50 человек – в оптовой торговле; 30 – в бытовом обслуживании и розничной торговле.

В настоящее время потенциал малого бизнеса в нашей стране используется недостаточно. Среди причин такого положения как наиболее важные можно отметить следующие: недостаточная государственная поддержка; неразвитость инфраструктуры малого бизнеса; слабая защищенность, криминализация сферы предпринимательства и ряд других.

За последние два года наметилась положительная тенденция по усилению внимания государства к проблемам малого бизнеса. В частности, у малых предприятий появилась возможность применения специальных режимов налогообложения: упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход, что способствует значительному облегчению налогового бремени и самой системы налогообложения для малого бизнеса. Кроме того, предпринимаются усилия по снижению степени контроля и регламентации количества и качества проверок со стороны государственных органов предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. С этой целью в августе 2001 года вступил в силу Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», в октябре 2003 года были внесены поправки, касающиеся проведения планового контрольного мероприятия в отношении вновь зарегистрированных субъектов малого предпринимательства. Однако в целом процесс становления малого бизнеса в России остается сложным. Сравнительный анализ по различным странам дает основания говорить о низком уровне развития малого предпринимательства. Так, в странах Евросоюза, в США и Японии доля малого бизнеса в ВВП превышает 50 %. В России же этот показатель составляет лишь 10-11 %. Можно сказать, что уровень развития сектора малого бизнеса в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, а также потребностей переходного периода в РФ.

В общей численности всех предпринимательских структур крупные предприятия имеют небольшой удельный вес, однако именно крупный бизнес определяет конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке, является фактически лицом национальной экономики. Так, например, в США крупные корпорации составляют лишь 18% от общего числа промышленных фирм, но производят они до 90% всего объема промышленной продукции. Рассмотрим наиболее эффективные организационно-экономические формы крупного бизнеса.

Консорциум – представляет собой объединение предприятий для реализации крупных экономических проектов. Появление консорциумов обычно происходит на стыке отраслей, в новых сферах деятельности, что связано, как правило, с внедрением научно-технических достижений. Ассоциация - это объединение предприятий, создаваемое в целях совместного осуществления предпринимательской деятельности, координации производственно-хозяйственных функций. Концерны наиболее распространены в сфере промышленного производства. Отличительная черта концернов – многоотраслевой характер деятельности: современные концерны объединяют в своём составе научно-исследовательские учреждения, банки, производственные предприятия и другие структуры. Холдинг – это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний. В результате головная (материнская) компания имеет возможность контролировать деятельность фирм, пакетами акций которых она владеет. Активноераспространение холдингов напрямуюсвязано с развитием интеграционных процессов, поскольку создание холдинговых структур позволяет упростить расчеты между дочерними фирмами, повысить конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынках, упрочить связи между предприятиями холдинга. Последнее обстоятельство имеет важное значение для практики хозяйствования в РФ: целью создания российских холдингов в большинстве случаев является сохранение технологических, хозяйственных связей между предприятиями, которые в недавнем прошлом были связаны жесткой вертикалью командной системы.

Динамично развивающейся в последние годы формой крупного бизнеса являются финансово-промышленные группы (ФПГ),которые имеют следующие отличительные признаки: в состав ФПГ обычно объединяются три типа организаций – промышленные, торговые и кредитно-финансовые; ядром группы является финансовая компания (банк, страховая компания). Формирование ФПГ в соответствии с Указом Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп» от 5 декабря 1993 г. возможно по трем вариантам: на основе договорного объединения частных предприятий; по решению Правительства с участием государственных предприятий; по межправительственным соглашениям.

Важно подчеркнуть, что, несмотря на то огромное значение, которое имеет крупный бизнес для функционирования экономики, его нельзя переоценивать. Эффективная экономика базируется на оптимальном сочетании и взаимодействии и крупного, и малого бизнеса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.