Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения. Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане, но имеет также практический смысл




 

Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане, но имеет также практический смысл. В этом можно убедиться на примере анализа их эластичности. Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется здесь для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку. Например, если цена бытовой техники выросла на 10 %, насколько изменится количество ее продаж за тот или иной интервал времени? Ответ на этот вопрос можно получить, измерив ценовую эластичность как по спросу, так и по предложению бытовой техники. Или: как изменится спрос (или предложение) на рынке бытовой техники, если доходы населения возрастут на 12% в месяц, в год? На этот вопрос можно ответить, определив эластичность спроса, а так­же предложения по такому неценовому фактору, как доходы населения.

Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения — в тоннах, метрах, штуках и т.д. Эластичность можно представить как одну из форм корреляции, как зависимость между случайными величинами.

В предпринимательской практике чаще всего используют изменение в процентах одной переменной в результате однопроцентного изменения другой.

Показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж вследствие 1-процентного изменения цены за единицу товара. Meтодика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1 % изменения цены.

Расчет коэффициента эластичности имеет вид

Э = изменение объема продаж товаров, % / изменение цены, %,

где Э — эластичность. Практический смысл имеют по меньшей мере три варианта ценовой эластичности спроса:

¨ спрос эластичный, когда при 1-процентном снижении цены
объем продаж возрастает более чем на 1%;

¨ спрос имеет единичную эластичность, если однопроцентное
снижение цены вызывает 1-процентное увеличение продаж;

¨ спрос неэластичный, если однопроцентное снижение цены
вызывает увеличение продаж менее чем на 1%.

Могут иметь место варианты бесконечно эластичного и абсолютно неэластичного спроса. Все варианты эластичности спроса показаны на рис. 8.

Рис.8. Варианты эластичности спроса

На графике (рис. 8) кривая А — неэластичный спрос; кривая В — единичная эластичность; кривая С — эластичный спрос.

Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы; при еди­ничной эластичности коэффициент равен единице; при эластичном спросе коэффициент эластичности больше единицы. Например, если снижение цены товара на 1% приводит к увели­чению продаж лишь на 0,5%, то коэффициент эластичности спроса равен 0,5. Эластичность как степень реакции продаж товаров на из­менение их цены можно определять так же и в случае повышения цен.

В частности, при увеличении цены товара на 100%, приводящем к сокращению продаж на 50%, можно установить неэластичный спрос, коэффициент которого меньше единицы, то есть он равняет­ся 0,5 и свидетельствует о нецелесообразности повышения цены данного товара. В случае эластичного спроса, коэффициент которого больше единицы, увеличение процента продаж превышает процент сниже­ния цены, так что торговая выручка возрастает.

Измерение коэффициента эластичности спроса и степени реак­ции продаж на то или иное движение цены необходимо в коммерче­ской практике для выявления возможностей ускорения товарообо­рота и снижения издержек обращения. Оценка эластичности спроса требуется в случаях, когда необходимо ускорить продажу устаревших товаров, освободить складские помещения, обновить ассортимент товаров, при этом максимально точно рассчитав чистые издержки (убытки) и установив возможные потери в торговой выручке.

Оценка эластичности спроса и ее коэффициент определяются также для случаев ожидаемых изменений торговой выручки от роста продаж при повышении, например, денежных доходов населения или от других неценовых факторов, способствующих росту спроса.

Показатели эластичности и метод определения соответствующих коэффициентов применимы и к предложению товаров фирмами. Эластичность — это показатель, характеризующий степень измене­ний и относительные реакции на эти изменения обоих переменных, которыми определяется предложение товаров на рынках. И посколь­ку предложение — это переменная количества выпуска и продаж то­варов, связанная с другой переменной - ценой этих товаров, то здесь уместен тот же метод измерения эластичности и ее коэффи­циентов. В отличие от показателей эластичности спроса эластич­ность предложения, при расчете ее числовых значений, имеет знак «плюс», что следует из прямой зависимости между переменными ко­личества товаров и их ценой.

В ценовой эластичности предложения выражается свойственная ему прямая линейная зависимость между процентным изменением цены и процентным изменением количества продаж товаров по этим ценам. Эти зависимости объясняют также иллюстрацию кривых эластичности предложения (рис.9).

Р

Q

Рис.9. Варианты эластичности предложения

На графике (рис.9) А — неэластичное предложение; В — единичная эластичность предложения; С — эластичное предложение

При эластичном предложении 1-процентное увеличение цены товара вызывает увеличение выпуска и продаж этого товара более чем на 1%. При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены вызывает такое же 1-процентное увеличение выпуска и продаж товара на рынках. В ином случае, ко­гда 1-процентное повышение цены вызывает увеличение выпуска и продаж товара менее чем на 1%, имеет место неэластичное пред­ложение.

Каждому из трех описанных случаев соответствует коэффициент эластичности предложения: при эластичном предложении этот ко­эффициент больше единицы; при единичной эластичности он равен единице и при неэластичном предложении коэффициент эластич­ности меньше единицы.

Теоретически можно предположить также случаи бесконечно эластичного предложения и случаи абсолютно неэластичного пред­ложения. В этих случаях соответственно на графике линия предло­жения могла бы иметь вид прямой горизонтальной линии, означая любые изменения количества продаж по неизменной цене; а при не­эластичном предложении — линия предложения будет абсолютно вертикальна, иллюстрируя неизменное количество выпускаемых и продаваемых товаров независимо от изменения их цены.

 

Вопросы для самопроверки

1. Укажите основные причины возникновения и развития рынка. В чём сущность рыночных отношений?

2. Назовите основные субъекты и объекты рыночных отношений. Каковы преимущества рынка?

3. Перечислите основные виды рынков. В чём их принципиальное различие?

4. Назовите основные недостатки и негативные последствия функционирования рынка. Какие меры необходимо принять по минимизации и устранению этих недостатков?

5. Дайте определение категориям «спрос» и «предложение».

6. Раскройте содержание закона спроса. Какую зависимость выражает кривая спроса?

7. Назовите неценовые факторы, воздействующие на спрос. Каков механизм действия каждого из них?

8. Раскройте содержание закона предложения. Какую зависимость выражает кривая предложения?

9. Назовите неценовые факторы, воздействующие на предложение. Какое влияние они оказывают на положение кривой предложения?

10. Что такое равновесная цена и каков механизм её образования?

11. Каково содержание категории «эластичность»? В чём заключается практическое содержание этой категории?

12. Каков критерий отнесения благ к категориям товаров эластичного или неэластичного спроса?

13. Что такое «микроэкономическое равновесие»?

 

 

ГЛАВА 5. Теория поведения потребителя на рынке




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.