КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Микроэкономическое равновесие
Микроэкономическое равновесие - ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. Рыночное равновесие возникает в результате взаимодействия спроса и предложения (рис.6).
D S
Рис.6. Рыночное равновесие
Точка равновесия показывает, что здесь спрос и предложение уравновешиваются. Данный график выражает одновременное поведение спроса и предложения отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекутся (точка Е). Её координатами являются равновесная цена (Ре) и соответствующий равновесный объём. Если реальная цена будет больше равновесной, то объём спроса при такой цене будет меньше объёма предложения. В этом случае производители предпочтут снизит цену и уменьшить объёмы выпуска продукции. При реальной цене ниже равновесной товаров будет не хватать (товарный дефицит) и отдельные покупатели предпочтут заплатить более высокую цену, что приведёт к росту объёмов товарного производства. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, так как рынок сбалансирован. Равновесная цена - это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Однако соблюсти все условия конкуренции невозможно. Механизм рыночного равновесия цен - это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается. Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие. В теории рыночного равновесия важное значение уделяется элементу времени и выделяются три типа равновесия: ¨ мгновенное равновесие, когда предложение неизменно; ¨ краткосрочное равновесие, когда предложение растёт без ¨ длительное равновесие «нормальной цены», когда производители В этих трёх различных вариантах равновесия в зависимости от наличия времени у товаропроизводителей могут либо вообще не предприниматься никакие действия, либо будет осуществляться приспособление к изменившимся условиям переменных факторов производства, либо к изменившейся цене будут приспособлены все факторы производства. Ситуацию равновесия, с точки, зрения временных характеристик, характеризует паутинообразная модель (рис.7), т.е. срок между изменением цены и связанными с этим переменами в масштабах производства.
а) б) Рис.7. Паутинообразная модель рыночного равновесия
Возможны несколько вариантов: 1. Наклон кривой предложения такой же, как и наклон кривой спроса. На рис. 7,а DD' показывает цены, по которым реализовывались в течение периода t1 различные количества товаров. SS' показывает количество товара, имевшееся в периоде t1 и продававшееся по различным ценам в течение периода t1; DD' — кривая, показывающая движение цен; SS' — кривая, показывающая изменения в объеме выпускаемой продукции. В периоде t1 предлагалось количество товара Q1 по сравнительно низкой цене Р1.. Этанизкая цена стимулирует производство в периоде t2 сравнительно небольшого количества товара, которому впоследствии соответствует цена Рг, более высокая, чем Р1. Цена Р2 побуждает производить больше товаров Q3, которым соответствует уже более низкая цена P3. Данный процесс повторяется от одного периода к другому. Производство и цены проходят через стадии Q2P2Q3P3. Такая ситуация характеризует случай, когда равновесие никогда не будет достигнуто. Происходят постоянные колебания цен относительно цены равновесия. 2. Наклон кривой предложения круче кривой спроса. Рисунок 7,б показывает, что в этих условиях положение становится все более нестабильным. Цена опускается настолько низко, что производство прекращается или не растет. Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия. 3. Наклон кривой предложения меньше наклона кривой спроса. Паутинообразная модель может с достаточной степенью точности применяться лишь к определенной продукции, так как не учитывает ряд важных факторов (например, влияние климатических условий, изменений спроса потребителей и т.д.). Однако она обладает определенными достоинствами, поскольку показывает зависимость функционирования рынка от времени реакции в сфере предложения и формы кривой предложения и спроса. Достижение устойчивого равновесия не означает остановки в развитии производства, поэтому устойчивость рыночного равновесия носит относительный характер. Рост доходов покупателей, развитие их потребностей приведут к изменению объема спроса при прежних ценах. Рост спроса при неизменном предложении вызывает смещение всей кривой спроса вправо вверх, тогда устанавливается новый более высокий уровень равновесной цены и новый больший объем количества продаж товаров. Цена равновесия устанавливается в конкурентных условиях рынка. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если не возникают элементы монопольного вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель конкурентного равновесия. Монопольное вмешательство - это вмешательство в рыночный механизм конкурентного равновесия отдельных лиц, товаропроизводителей, профсоюзов, разнообразных ассоциаций и государства, которые способны изменить цену равновесия. Например, налогообложение может влиять на механизм равновесия цен, состояние эластичности, объём производства товара, уровень доходов в обществе и распределение этих доходов между производителями и потребителями обложенных налогом товаров.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |