Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и направления регулирования безработицы




В настоящее время среди стран с рыночной экономикой нет таких, которые бы опира­лись только на саморегулирующийся механизм рынка. Элементы государственного регулирования в той или иной степени приме­няют все страны. Так, в промышленно развитых странах существуют три основные институциональные модели политики занятости, сочетающие в себе элементы государственного и ры­ночного регулирования: европейская, скандинавская, американс­кая. Для России точное копирование какой-то одной из зарубежных моделей нецелесообразно. Необходимо создать новую российскую модель эффективной занятости исходя из имеющего­ся опыта политики занятости, менталитета населения, российс­кой действительности.

Основным инструментариемполитики занятости, специ­ально финансируемым сначала из средств Государственного фонда занятости, а с 2001 г. — из федерального и местного бюд­жетов как напрямую, так и через казначейство, являются соот­ветствующие международной практике и российскому зако­нодательству активный и пассивный методы государственного регулирования занятости.

Активная политика занятости — совокупность организа­ционных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктив­ной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственнос­ти свободно нанимать работников для эффективного произ­водства.

Активная политика занятости включает, прежде всего, меры:

¨ по обеспечению повышения конкурентоспособно­сти работников, социально-профессиональной мобильно­сти — гибкости и динамизма рабочей силы, адекватной по сво­ей профессионально-квалификационной структуре технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда;

¨ инициирующие спрос на рабочую силу как со сто­роны частного, так и со стороны государственного секторов экономики;

¨ поощряющие развитие малого предпринима­тельства и самозанятости. Основным инструментом политики занятости во всех экономически развитых странах признаются профессиональная подготовка и переподготовка кадров.

Пассивная политика занятости — меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безра­ботице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товара­ми первой необходимости, лечения и др.).

К пассивным мерам также относятся так называемые ком­пенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неде­лю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавли­ваются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «про­блемных» регионах. Однако и здесь существуют риски — риск принятия государством обязательств работодателя по выпла­те заработной платы.

Обратимся к практике стран ЕС и стран Восточной Азии.

В 1997 г. был принят Амстердамский договор, в котором зафиксированы 4 основные направления совершенствования структуры занятости в рамках ЕС. К ним относятся:

1. Оптимизация структуры занятости и формирование новых профессиональных навыков. Ключевыми задачами стратегии являются борьба с молодёжной безработицей и превентивные меры в отношении долгосрочной безработицы: в первые шесть месяцев пребывания без работы каждому молодому человеку могут быть предложены новые возможности в форме обучения, переподготовки, стажировки или в другой форме, взрослым безработным подобная возможность предоставляется в первые 12 месяцев пребывания без работы; развитие партнёрских отношений – государства и социальные партнёры должны совместными усилиями обеспечивать возможности постоянного повышения квалификации и переподготовки в соответствии с новыми требованиями времени; облегчение перехода от школы к работе: принятие мер по совершенствованию качества и структуры среднего образования с тем, чтобы сократить число молодых людей, бросающих обучение, а также обеспечение большей адаптационной способности молодых людей к происходящим технологическим и экономическим изменениям и к приобретению необходимых для рынка труда навыков в результате прохождения специальной подготовки и обучения.

2. Развитие предпринимательства. Предпринимательство в данном случае понимается широко и включает в себя создание новых предприятий, развитие уже существующих и расширение их бизнеса, стимулирование инициативы внутри крупных фирм. Новые возможности, предоставляемые Европейским инвестиционным банком, в сочетании с другими мерами государства позволят облегчить процедуру создания нового бизнеса. На государство в этой связи ложится задача упростить процедуры взимания налогов и снизить общий уровень налоговой нагрузки на малые и средние предприятия.

3. Усиление адаптационной способности. Здесь подразумевается адаптация всей экономики в целом и рынка труда в частности к быстроменяющимся условиям бизнеса. Это касается, прежде всего, технологических изменений, преобразования структуры производства и появления новых товаров и услуг. Адаптация заключается в изменении системы организации труда, трудовых контрактов, управления персоналом, системы образования и подготовки кадров.

4. Обеспечение равных возможностей. Подразумевается решение гендерной проблемы с тем, чтобы мужчины и женщины могли работать на равных условиях и иметь равные права и обязанности с целью сокращения экономических потерь от неполного и неэффективного использования труда всех слоёв населения. Принцип касается также устранения неравенства и более активного вовлечения в трудовую деятельность инвалидов.

Практика развивающихся стран Восточной Азии в сфере регулирования национальных рынков труда представлена четырьмя основными программами:

¨ оказание содействия безработным в поиске работы (информирование о наличии вакантных мест, помощь в поиске работы, система подготовки и переподготовки кадров);

¨ создание новых рабочих мест (использование не только государственных, но в большей степени частнопредпринимательских финансовых возможностей и инициатив);

¨ укрепления социальной безопасности населения (страхование от потери работы, предоставление государственных целевых займов, расширение правительственных программ по трансфертам и т.п.);

¨ содействия повышению производительности труда, реструктуризации и стабилизации национальной экономики (предоставление информации, улучшение взаимоотношений между работающими и работодателями, поиск путей, альтернативных увольнению, содействие возвращению уволенных сотрудников в число частично занятых).

Как правило, национальные стратегии содействия занятости имеют разносторонний характер и реализуются по многим направлениям четырёх рассмотренных выше программ. Эти меры должны быть включены в национальные планы совершенствования занятости.

Государственными органами по вопросам занятости являются Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и территориаль­ные органы по вопросам занятости. Их функции распределяются так.

Федеральная служба по труду и занятости России в составе вышеозначенного министерства осуществляет финансирование меро­приятий по вопросам занятости; на основе анализа состояния рынка труда разрабатывает и направляет в территории конт­рольные цифры для разработки региональных программ заня­тости; разрабатывает нормативы и правовую документацию для осуществления этого направления социальной политики.

Департаменты Федеральной государственной службы занятости населенияраспределяют финансовые средства на ре­ализацию программ занятости и осуществляют функции кон­троля за их использованием, а также оказывают координа­ционные, методические услуги центрам занятости; устанав­ливают контрольные цифры для региона; издают приказы и распоряжения на основе имеющейся нормативной докумен­тации.

Территориальные органы по вопросам занятости - центры занятости (это название со­хранилось только за структурами, работающими на уровне район/город) заключают соглашения с администрацией о раз­работке и совместном финансировании региональных про­грамм занятости; заключают договоры о реализации меро­приятий активной политики занятости и совместном финан­сировании общественных работ, временной занятости, субси­дированной занятости, организовывают выполнение заказов предприятия на обучение персонала; представляют в установ­ленном порядке договоры на финансирование содержания цен­тра занятости, выплату пособий, для реализации мероприя­тий активной политики занятости; организовывают реализацию направле­ний активной политики занятости на основе конкурсного от­бора путем проведения торгов. Непосредственно спланирован­ные мероприятия активной политики занятости осуществля­ют организации или физические лица, выигравшие тендер на предоставление данной конкретной услуги.

Для социальной защиты безработных разработан и осуществляется ряд мер: прямых и косвенных. Прямые - возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест, сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях, организация общественных работ, создание рабочих мест для различных категорий безработных. Косвенные - административное или законодательное регулирование занятости, а именно: обеспечение правовой защищённости наёмных работников; обучение и переобучение работников; выплата пособий по безработице, проведение ярмарок и аукционов вакансий; развитие самозанятости; использование альтернативных форм занятости (гибкие и нетрадиционные), а также мирового опыта «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве.

 

12.4. Инфляция: сущность, причины и виды

Инфляция (от лат. Inflatio - вздутие) является одной из важнейших макроэкономических проблем. Инфляция - процесс обесценивания денег вследствие нарушения законов денежного обращения, количественно выражающийся в росте цен.

В мировой экономической литературе выделяют три основные причиныинфляции:

¨ государственная монополия на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, рост непроизводительных государственных расходов и т.п.;

¨ монополия профсоюзов на рынке труда, задающих размеры и продолжительность того или иного уровня оплаты труда при заключении коллективных договоров;

¨ монополия крупных фирм на определение цен и собственных издержек.

В целом инфляции присущи следующие черты: переполнение каналов денежного обращения бумажными знаками и их обесценивание; повышение товарных цен; падение реальных доходов и снижение уровня жизни для большинства групп населения.

В зависимости от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс, выделяют различные виды инфляции: спроса, издержек, кредитную, социальную, структурную, прибылей, налогов и др.

Инфляция спроса выражается в избыточном спросе со стороны денег над реальным объёмом производств товаров и услуг. Избыточный спрос приводит к завышению цен на реальный объём производства.

Инфляция предложения обусловлена ростом издержек на создаваемые товары. Цены растут из-за роста затрат производителей и приходят в состояние неравновесия по сравнению с обращением денег. В свою очередь, рост издержек может быть обусловлен такими причинами, как рост цен на энергоносители и увеличение номинальной заработной платы. Динамика заработной платы может дать мощный импульс последующему развитию инфляционного процесса.

Структурная инфляция предполагает перемещение спроса, сопровождающегося ростом цен на продукцию, к которой потребители предъявляют повышенный интерес, в то время как цены на другую продукцию (спрос на которую падает) не снижаются вообще либо снижаются незначительно. Вследствие этого цены в среднем растут.

Инфляция прибылей проявляется в получении сверхприбылей, в том числе за счет монополизации рынка, что ведёт к росту цен, не компенсируемому потребителям улучшением качества продукции. Этот фактор проявляется в условиях ослабления государственного контроля над ценами, при отсутствии конкуренции и монополизации экономики.

Инфляцию налогов может вызвать государство, повышающее налоги с целью покрытия возрастающих расходов на оборону, управление, социальные программы. Высокие налоговые ставки увеличивают издержки производства непосредственно, а также косвенно - через рост заработной платы. Это уменьшает возможности накопления, а следовательно, инвестирования, тормозит производство, снижает предложение товаров.

По характеру проявления инфляция может протекать в открытой (явной) или скрытой (подавленной) форме. Это зависит от характера государственного вмешательства в экономику и инструментов антиинфляционной политики. Первая проявляется в росте цен, при второй жёсткое регулирование цен государством парализует рыночный механизм и приводит к нехватке товаров, постоянному дефициту, очередям.

Уровень инфляции соответствует темпу прироста цен, выраженному в процентах или индексу цен. Этот индекс определяется с учётом определённых наборов товаров. Наиболее распространены: индекс потребительских цен, потребительской корзины, индекс всей совокупности произведённых товаров, т.е. индекс рыночных цен, рыночной корзины.

Например, цена рыночной корзины составляла условно в 2000 г. 100 трлн.р. в текущих ценах, а в ценах базового 1990 г. - 50 трлн.р., тогда индекс рыночных цен, рыночной корзины будет равен

ИРЦ = 100/50 = 2, а в процентах - 200 (2*100)

Данный индекс характеризует инфляцию за 1990-2000 гг. Она выросла в 2 раза, или составила 200 % в 2000 г. к уровню 1990 г., или возросла на 100 %.

По скорости и характеру распространения выделяют ползучую (умеренную), галопирующую и гиперинфляцию. Если темпы роста цен составляют до 10 % в год, отмечают умеренную инфляцию, при росте цен до 200 % в год - галопирующую, свыше 200 % в год - гиперинфляцию. При гиперинфляции рост цен может выражаться десяти- и двенадцатизначными цифрами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.