КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Об историческом прогрессе 3 страница
[79] По решению суда он должен был сам бросить в огонь свои сочинения. Еще некоторые неприятности вынудили его спасаться бегством. В лесу, неподалеку от Труа, он построил хижину, вокруг которой вскоре выросли шалаши учеников. Тут же был воздвигнут храм. В результате множества интриг против Абеляра были выдвинуты новые обвинения. Находясь в состоянии отчаяния, он написал сочинения “Познай самого себя” и “История моих бедствий”. Элоиза терзалась страстной любовью к нему, а любовь Абеляра — и в искалеченном теле, и в измученной гонениями душе — угасла. У него сохранилось лишь дружеское отношение к Элоизе. [80] См.: Льюис Дж. История философии. СПб., 1865; Добиаш О. Абеляр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Биография. М., 1991; Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1.4. 2. С. 794—808. [81] Это незаурядная личность, одаренная не только силой ума, но и характера; отличали поразительная целеустремленность, неуемная жажда знания: Он родился в семье графа Ландольфа, крупного итальянского феодала: Родители резко протестов ли против его стремления учиться и желания монашества. Аквинат (он назван так поместу рождения в Аквино близ Неаполя) бежал из родительского дома, но погоня настигла его. Отец заточил его и, надеясь отвлечь его от мыслей о монастыре, поместя в его камеру обнаженную красавицу. Фома выгнал девушку и все-таки сбежал. Онучился в Парижском и Кельнском университетах. Во время защиты на звание доктор богословия он должен был переспорить 14 самых эрудированных докторов, что и сделал с огромным успехом.
[82] См.: Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966; Фома Аквинский // Философская энциклопедия. М„ 1970. Т.5.
[83] См.: Хинкис В. Жизнь и смерть Роджера Бэкона. М., 1917; Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 862—863.
[84] См.: Асмус в.ф. Иоанн Дунс Скот//Философская энциклопедия. М.: 1962. Т.2.С.305-307. [85] Критикуя номиналистов, Г. Гегель справедливо подчеркивал, что они уподобляют субъект своего рода плавильной печи, огню, который пожирает безразличное друг Другу многообразие и сводит его к единству. В действительности же ни то, ни другое не существует как таковое, обособленно. [86] Труд Монтеня “Опыты” — это шедевр художественно-философской, публицистической литературы, чтение которой доставляет не только интеллектуальное, но и эстетическое наслаждение. У меня двухтомник “Опытов” всегда лежит на письменном столе, и в минуты грусти я снова и снова перечитываю их, а на лице моем — постоянная улыбка от юмора, который мил душе моей, и восторг от мудрости и удивительно тонкой наблюдательности автора.
[87] Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. С. 304.
[88] Однажды, сидя у себя в комнате, он внезапно увидел яркое отражение солнца на оловянном сосуде. Это зрелище поразило его: в этот миг ему открылся таинственный смысл бытия. Через несколько лет он вновь почувствовал внутреннее озарение; он ощутил желание привести свои религиозные переживания в некую систему — прежде всего для самого себя. Так появилась книга “Аврора”: Бёме писал ее только для себя, но один дворянин заинтересовался ею и велел переписать ее. Книга стала известной, а Бёме — знаменитым. [89] Таранов П. Мудрость трех тысячелетий. М., 1997. С. 480—481 (мной приведены выборки некоторых мыслей Бёме). | [90] Лапшин И. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Биографии. М., 1992. С. 57—59.
[91] Джордано Бруно как личность вызывает восхищение. Когда инквизиция начала преследовать Бруно, он так сформулировал свой принцип: “Меня мало интересует то обстоятельство, что мои идеи могут противоречить взгляду многих лиц, раз они согласуются с разумом и опытом” На заседаниях суда инквизиции он был невозмутимо спорен. Только один раз он нарушил молчание: выслушав приговор, сказал: “Мне кажется, что вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю”. Думая, что страх заставит его отречься от своих убеждений, ему дали неделю срока, но неделя прошла, а Бруно остался непреклонен.
[92] См.: Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М., 1961. С. 183. [93] Бэкон родился в элитарной семье, близкой ко двору. Сам он был членом Тайного совета, хранителем Государственной печати. Он получил титул барона Веруламского, а потом и виконта Сент-Олбанского и гордился этими титулами. Он был блестящим оратором. Речь его всегда отличалась дельностью содержания и благородством изящного выражения. Никто в парламенте не говорил так правильно, сжато, сильно, как он. В его речах отсутствовал даже намек на напыщенность, каждое слово имело цену, все было так связно, что, когда он говорил, депутаты парламента, боясь проронить хоть одно слово, не смели ни кашлянуть, ни взглянуть в сторону. Он буквально властвовал над слушателями. Бэкон стал жертвой проводимых им опытов: изучая процесс замораживания, он в студеную зимнюю пору набивал тушки кур снегом и погружал их в сугроб. При этом занятии он сильно простудился, заболел и умер. В своем последнем письме, едва держа в руке перо, он не забыл упомянуть, что опыт со снегом удался превосходно (Льюис Дж. История философии. СПб., 1865). [94] Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1971. Т. 1. С. 83.
[95] Бэкон Ф. Указ. Соч. С. 153. [96] Сенсуализм (от лат. sensus — чувство, ощущение) — философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его в сумме элементов чувственного познания. Сенсуалисты полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью [97] Гоббс Г. Избранные произведения: В 2 т. М., 1965. Т. 1. С. 498.
[98] Гоббс Т. Левиафан. М., 1936. С. 100-101. [99] Он воспитывался в иезуитском колледже Ла Флеш. Переехав в Париж, Декарт окунулся в светскую жизнь, но вскоре, пресытившись ею, поселился в уединении в предместье Парижа, занявшись геометрией. Однако друзья и подруги разыскали его и здесь. Чтобы спокойно заняться научной работой, он записался в голландскую армию, но она начала готовиться к военным действиям и тогда Декарт поступил в баварскую армию. По его рассказу, однажды зимой он забрался на теплую печь и, предавшись размышлениям, провел там целый день. Мысли и воображение захлестывали его ум. В результате его философское построение было наполовину закончено. Случилось так, что Декарт вступил в переписку с королевой Швеции Христиной — пылкой и ученой дамой. Декарт послал ей трактат о любви, потом — трактат о страстях. За это бессмертное творение гения можно только поблагодарить королеву Христину, но... она назначила встречу с философом в 5 часов утра. Это морозное утро в северной столице стало гибельным для теплолюбивого Декарта. Он простудился и сильно заболел, вскоре его не стало. Чувствуя приближение неизбежного конца, Декарт с горечью воскликнул: “Так вот, душа моя, приходится нам теперь с тобой расстаться”. Он считал, что из факта смерти тела совершенно еще не следует гибель души: она бессмертна. Познакомьтесь с творениями этого мыслителя. Он обладал удивительно ярким литературным даром. Стиль его произведений — легкий и непедантичный. От его работ веет свежестью и оригинальностью мысли. [100] Рационализм (от лат. ratio — разум) — философское воззрение, признающее Разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.
[101] См.: Паскаль Б. Мысли. М., 1974; Филлипов ММ. Паскаль, его жизнь и научно-философская деятельность. СПб., 1891; Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль. М., 1979. [102] Нельзя не согласиться с Б. Расселом, что Спиноза самый благородный и привлекательный из великих философов; интеллектуально некоторые, быть может, превосходят его, но не нравственно. Родился он в еврейской семье. Уже в юном возрасте он пытался самостоятельно толковать Священное Писание, находя там некоторые противоречия. За это впоследствии он был отлучен от церкви. Сначала он жил в Амстердаме, а потом в Гааге, зарабатывая себе на жизнь шлифовкой линз. Будучи равнодушен к деньгам и материальным благам, он отдал сестре завещанную ему родителями часть собственности. Постоянно вдыхая стекольную “пыль” при шлифовке оптических стекол для микроскопов и телескопов, Спиноза заболел и скончался. Со Спинозой считали за честь общаться крупнейшие ученые Европы. Он состоял в переписке со многими знаменитостями мира. Спинозу любили Г. Лейбниц, И.В. Гёте, Г. Гегель и др., но не все говорили о своем трогательном отношении к нему, боясь недовольства церкви из-за воззрений Спинозы на идею Бога в пантеистическом смысле (великий Лейбниц даже скрывал свое личное знакомство со Спинозой). [103] Монизм (от греч. monos — один-единственный) при сохранении основных его воззрений — философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью едином субстанции — материи либо духа.
[104] Гейне Г. К истории религии и философий в Германии. М.; СПб., 1904. С. 49-50.
[105] Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1967. Т. 1. С. 600
[106] В математику он ввел понятие бесконечно малых величин, в истории замечательны его сочинения о судьбе княжества Брауншвейгского, в политике интересен проект египетской экспедиции, представленный королю Франции (осуществленный Последствии Наполеоном); его докторская диссертация касалась юридических вопроса: он внес существенный вклад в инженерно-строительные проекты. [107] “Монады вовсе не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти” (Лейбниц Г.В. Сочинения. М., 1982. Т. 1. С. 413—414).
[108] Солипсизм (от лат. solus — единственный и ipse — сам) — доведенный до крайних выводов субъективный идеализм: признание единственной реальностью только своего Я — вне меня ничего нет! Для наглядной иллюстрации нелепости солипсизма приведу такой случай. Во время споров на студенческом семинаре о том, прав или ошибочен принцип солипсизма, один студент начал защищать идею солипсизма. Вынув из графина пробку, я спросил этого студента о том, уверен ли он, что эта пробка и есть его ощущение. Он настаивал на своем. Тогда я предложил ему заткнуть своим ощущением пробки этот графин. В аудитории раздался громкий смех. “Солипсист” покраснел от смущения — он был посрамлен.
[109] Рассказывали следующее. Когда Юм, будучи во Франции, присутствовал на великосветском приеме, то одна дама обратилась к нему с вопросом: “Господин Юм, а Вы, обращаясь со своей супругой, тоже сомневаетесь в ее реальном существовании?” На это Юм заметил, что в житейской практике он не сомневается в объективном бытии вещей.
[110] Воспитание он получил в школе иезуитов. За политический памфлет попал в Бастилию, где сочинил трагедию “Эдип” и шесть песен “Генриады”. По освобождении принял имя Вольтер. Вызвав на дуэль графа Рогана, второй раз попал в Бастилию, а потом был изгнан из Франции. Он переселился в Англию, где познакомился в учением Дж. Локка и И. Ньютона, изучал английскую литературу. Английские впечатления Вольтера отражены в его “Философских (или “Английских”) письмах” (1749). Но “Философские письма” были сожжены, и он бежал в Лотарингию к маркизе де Шатл, где за 5 лет написал несколько пьес и “Элементы философии Ньютона”. Фридрих Великий пригласил Вольтера в Берлин. В 1746 г. его выбрали во Французскую академию и назначили историографом. В 1750 г. он вновь поселился в Берлине, который, однако, вскоре должен был покинуть из-за ссоры сначала с Мопертюи, а потом и с Фридрихом Великим. Вскоре он поселился в Фернее, где прожил 20 лет и написал свой знаменитый “Философский словарь”. В 1778 г. он вернулся в Париж, где был встречен с величайшим почетом.
[111] Пушкин А.С. Полное собрание сочинении. М.; Л., 1949. Т. 10. С. 95. [112] Вольтер. Философские сочинения. М., 1988.
[113] Вольтер. Мемуары и памфлеты. Л., 1924. С. 112.
[114] Руссо — гуманитарно ориентированный мыслитель крупного масштаба, и о нем мы подробно говорим в разделе “Основы социальной философии”. Но его никак нельзя было хотя бы кратко не упомянуть и в этом разделе. [115] Приведем как пример небольшой фрагмент из его критики книги “Об уме” К.А. Гельвеция (он внес существенный вклад в разработку проблем философской антропологии и идей “человеческого ума”, написав такие труда, как “О человеке”, “Об уме”): “Различие между человеком и животным сводится у него только к различию организации. Так, например, удлините у человека лицо, вообразите, что нос, глаза, зубы, уши у него, как у собаки, снабдите его шерстью, поставьте его на четыре лапы, — после такого превращения человек этот, будь он хоть доктором Сорбонны, станет выполнять все функции собаки; он будет лаять вместо того, чтобы аргументировать; он будет грызть кости, вместо того чтобы заниматься разрешением софизмов; вся его деятельность сосредоточится в обонянии; почти вся душа его будет заключаться в носу; и он будет гоняться по следу за кроликом или зайцем, вместо того чтобы выслеживать атеистов или еретиков... С Другое стороны, возьмите собаку, поставьте ее на задние ноги, округлите ей голову, укоротите морду, отнимите у нее шерсть и хвост — и вы сделаете из нее ученого доктора, занимающегося глубокими размышлениями о тайнах предопределения и благодати...” (Дидро Д. Собрание сочинений. М.: Л., 1938. Т. 2. С. 6).
[116] Чтобы содействовать осуществлению возможности проведения реформ в России, Дидро стремился к глубокому и разностороннему изучению русской общественной жизни, экономики и культуры. Он писал Фальконе: “Я, конечно, поеду в Россию. Чувствую, что сердце влечет меня туда непрестанно, и этого стремления мне не преодолеть”. Память о сотрудничестве Дидро и Фальконе запечатлена в памятнике Петру I (см.: Эстетика и современность. М., 1989). Огромную помощь Дидро оказала Екатерина Великая. Она пригласила знаменитого мыслителя в Россию: беседы с ним доставляли ей интеллектуальное и эстетическое наслаждение, она любовалась его умом и красноречием. Чтобы материально помочь Дидро, Екатерина купила его богатую библиотеку, оставив книги у него в пожизненное пользование. [117] Дидро полагал: “Всякое животное — более или менее человек; всякий минерал — более или менее растение; всякое растение — более или менее — животное (Дидро Д. Избранные сочинения. М., 1926. Т. 1. С. 165). [118] Дидро Д. Собрание сочинений. М.; Л., 1938. Т. 11. С. 481. [119] Дидро Д. Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 21.
[120] Это определение материи нескончаемое число раз цитировалось нами (“советскими философами”) как “гениальное ленинское определение материи”. О нем говорилось, что оно и гениальное, и Опережает все достижения науки, и является руководящим методологическим принципом всего естествознания, и т.п. [121] Ламетри Ж.О. Избранные сочинения. М. 1925. С. 183.
[122] На вопрос, кого из новейших философов он считает самым выдающимся, И.В. Гете ответил: “Кант — самый выдающийся, вне всякого сомнения. И именно его учение продолжало влиять и впоследствии, и глубже всего проникло в нашу немецкую культуру. Он повлиял и на вас, хотя вы и не читали его. Здесь уместно привести замечание, которое мы могли сделать на своем жизненном пути: ни один ученый не мог безнаказанно игнорировать то великое философское движение, начало которому положил Кант” (Лихтенштадт В.О. Гёте. СПб., 1920. С. 464). [123] Г. Гейне писал о Канте: “Изобразить историю жизни Иммануила Канта трудно. Ибо не было у него ни жизни, ни истории. Он жил механически размеренной, почти абстрактной жизнью холостяка в тихой отдаленной улочке Кенигсберга, старинного города на северо-восточной границе Германии. Не думаю, чтобы большие часы на тамошнем соборе бесстрастнее и равномернее исполняли свое внешнее ежедневное дело, чем их земляк Иммануил Кант. Вставание, утренний чай, писание, чтение лекций, обед, гуляние — все совершалось в определенный час, и соседи знали совершенно точно, что на часах — половина четвертого, когда Иммануил Кант в своем сером сюртуке, с камышовой тросточкой в руке выходил из дому и направлялся к маленькой липовой аллее, которая в память о нем до сих пор называется Аллеей Философа. Восемь раз проходил он ее ежедневно взад и вперед во всякое время года, и, когда было пасмурно или сырые тучи предвещали дождь, появлялся его слуга, старый Лампе, с тревожной заботливостью следуя за ним, с длинным зонтиком под мышкой, как символ провидения” (Гейне Г. Сочинения. М., 1934. Т. VII. С. 102). Образ жизни Канта — это целая наука, при этом удивительно оригинальная и поучительная. Спать он ложился ровно в 9 вечера. Подъем в 5 утра. Чашка слабо заваренного чая “без ничего”. После чая выкуривалась одна трубка в сутки!.. и не более. Ел он только один раз в сутки по принципу: садиться за еду нужно только очень сильно проголодавшись и набрасываться на пищу надобно с жадностью голодного волка: лишь тогда возможно хорошее усвоение пищи. Обед только в кругу остроумных друзей — на шесть персон! Непременны за обедом: немного сухого вина, свежевыловленная треска, шутливые рассказы, анекдоты, непременно шутки, смех... Неостроумные больше не приглашаются! Кант совсем не ведал очарования женской ласки... На склоне лет говорил: очень рад, что избежал механических телесных движений, лишенных метафизического смысла... Диета, разработанная Кантом для себя, является ныне предметом пристального изучения диетологами. М. Зощенко, например, специально изучал ее с целью личного приобщения к ней. Родившись очень слабеньким и болезненным ребенком (как и Ньютон), Кант, благодаря мудрому образу жизни, прожил долгую и духовно удивительно богатую жизнь.
[124] Смысл кантовского априоризма заключается в том, что субъект познания располагает определенными, уже до него сложившимися формами познания. Но этот априоризм не тождествен понятию врожденных идей: априори — это не врожденные идеи, а формы, усвоенные человеком в ходе его приобщения к сложившимся до него формам культуры. [125] В философии Канта трансцендентальный (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание. Следует отличать трансцендентальное от трансцендентного, означающего предмет, запредельный по отношению к миру явлений и недоступный теоретическому познанию. Трансцендентное — это как бы “ночная сторона”, темная для нас бездна бытия. Заметим, что сам Кант порой использовал эти термины один вместо другого — в смысле запредельного вообще. '.
[126] Кант И. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1964. Т. 6. С. 434.
[127] Кант И. Сочинения. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260, 270. [128] См.: Виндельбанд В. История новой философии. СПб., 1913. Т. 2. С. 113.
[129] Кант И. Сочинения: В 6 т. М„ 1964. Т. 1. С. 504—505. [130] Кант И. Указ. соч. Т. 4. Ч. 2. С. 243. [131] Цит. по: Политические учения: история и современность. М., 1976. С. 443.
[132] Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч. 2. С. 106. [133] От себя замечу. Нам даны разум и свобода воли. Но человечество в немалой степени злоупотребляет и тем, и другим. Не ведая конечных результатов в своих благих устремлениях, усилиями непредусмотрительного злонамеренного ума оно, ускоренно совершенствуя техногенную сферу, устилает своими благими пожеланиями и дорогу в ад погибели; совершенствуя цивилизацию, оно одновременно и насилует природу, загаживая ее отбросами своего собственного бытия. Мы уже ныне остро ощущаем дьявольскую порчу экологии! А что человечество ждет впереди!? Тут уместно вспомнить мудрые слова поэта-философа Лукреция: Дабы дары, приносимые мной в беспристрастным усердием, Прежде чем в них разобраться, с презрением прочь не отринул. (Лукреций. Оприроде вещей. М., 1983. С. 28. 1. 52/53):
[134] Гулыга А. Кант. М., 1977 (талантливо написанная книга! Прочтите ее: это доставит вам большое удовольствие!).
[135] Он, например, тонко подметил, что ребенок только тогда становится личностью, когда впервые говорит о себе “не Иоганн хочет есть”, а так: “Мама, я хочу есть”, “Я хочу гулять”. Ребенок, заявляющий о своем Я, — это уже личность. Мне (как психологу) очень импонируют многие наблюдения и рассуждения Фихте о становлении сознания и самосознания в онтогенезе, характеристика человека как личности, меткие описания психики животных и т.д. [136] Гайденко П.П. Философский словарь. М., 1913. С. 639; История философии. М.,1943.Т.3. [137] Фихте И.Г. Избранные сочинения / Под ред. С.Н. Трубецкого. М., 1916. Т. С. XXIV.
[138] Несколько биографических замечаний. Будучи, по существу, юношей, он стал профессором, блестящим лектором. Его лекции посещали не только студенты, но весь' цвет общества, даже глава государства со свитой. Он читал с упоением, с горящим взором, даря драгоценные россыпи ума, эрудиции, особенно в истории искусства, да и в сфере естествознания. Любопытна и романтична его личная жизнь. Из нее — лишь об одном: о любви к умной, талантливой женщине. Он полюбил жену А.В. Шлегеля — Каролину, которая в свою очередь влюбилась в Шеллинга и стала его женой. И его творческая жизнь била ключом. Каролина выслушивала и обсуждала с Шеллингом все его рукописи, давала мудрые советы, вела переписку. Это было лучезарное горение творческого содружества двух страстно любящих сердец. Все шло блестяще... И вдруг Каролина заболевает, и вскоре ее не стало. Это коренным образом изменило жизнь и творчество Шеллинга. Он долго молчал... Потом погрузился в религиозную жизнь. Женился, у него появились дети. Шеллинг стал совсем иным, сникшим. Вот, читатель мой, какую стимулирующе-гигантскую роль может играть умная женщина “на кухне” духовного творчества.
[139] См.: Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1982 (если вы сколько-нибудь любите философию, прочитайте эту книгу, написанную умно и ярко). [140] Когда Гегель переехал на работу в Берлин, последний стал мировым философским центром. Гегель читал там множество курсов: историю философии, эстетику, логику, философию права, философию истории, философию религии, философию природы, философию науки и т.д. Образ Гегеля-лектора сохранил редактор труда Гегеля по эстетике — Готто. По его воспоминаниям, Гегель не был выдающимся оратором, однако изложение им философского материала необычайно захватывало и покоряло слушателей. На лекциях Гегель всегда пользовался подробно разработанным конспектом. Говорил он необычайно медленно, мучительно, как бы выдавливая из себя предложения и с трудом подыскивая подходящие слова. Лекции Гегеля являли собой как бы философскую лабораторию, где он перед слушателями вырабатывал свои идеи. Поэтому слушать его было исключительно трудно. Но результаты этого были чрезвычайно положительными: слушатели как бы вместе с Гегелем проходили тот творческий путь по созданию идей, который проходил сам их создатель, основоположник великой философской системы. Гегель умер от холеры. Он был уже при смерти, когда супруга обратилась к нему с вопросом о Боге. Ослабевший от страданий, Гегель показал пальцем на Библию, лежавшую на столике у постели, и сказал: вот тут вся мудрость Божия. [141] Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 56. [142] “В качестве мысли о мире она (философия. — А.С.) появляется лишь тогда, когда действительность закончила свой процесс образования и завершила себя. Этому учит понятие, и история также необходимо показывает нам, что лишь в пору зрелости действительности идеальное выступает наряду с реальным и строит для себя в образе интеллектуального царства тот же самый мир, лишь постигнутый в своей субстанции. Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, это показывай что некоторая форма жизни постарела, и своим серым по серому философия может омолодить, а лишь понять ее; сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек” (Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1934. Т. VII. С. 17—18).
[143] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 397.
[144] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1934. Т. III. С. 331.
[145] Там же. Т. VIII. С. 38. [146] Основные сочинения Гегеля: “Феноменология духа”, “Энциклопедия философских наук” (“Философия природы”, “Философия духа” и др.), “Философия права”, “Философия религии” и др. [147] Лучшей работой о философии Гегеля является сочинение И.А. Ильина “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека” (М., 1918. Т. 1,2). См. также: Гулыга А. Гегель. М.. 1970.
[148] К. Маркс — крупнейший ученый в области политической экономии и социальнои философии. О нем и о Ф. Энгельсе говорится в разделе “Основы социальной философии”: как в обзоре истории взглядов, так и в главе “Экономическая философия”.
[149] В широком смысле слова под иррационализмом имеют в виду учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведенческих актах людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. 1ггаиопа11з — неразумный, бессознательный), что предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства, словом, '№)< срезов духовного начала, которые противопоставляются разуму, рассудку, мудрости. В более узком смысле под иррационализмом имеют в виду различные философские Учения, в которых умаляется разумное начало в пользу иррациональных сил, например воли в противовес разуму.
[150] Будучи молодым (около 30 лет!), Шопенгауэр написал свой основной фундаментальный труд “Мир как воля и представление”. Само название этого труда выражает суть исходных принципиальных мировоззренческих позиций мыслителя. [151] В связи с этими рассуждениями уместно рассказать о характере Шопенгауэра. Он был одинок и озлоблен. Проклинал, ругал последними словами Гегеля и его произведения. Он затеял чтение лекций в Берлинском университете, где тогда читал лекции Гегель. Он хотел переманить студентов от Гегеля к себе, но у него ничего не получилось, что озлобило его еще больше. Он постоянно скандалил с соседкой, один раз даже избил ее. Он злился! Почему его не читают? Почему не покупают его книги? Но обладая поразительной силой воли, он пишет снова и снова и в конце концов становится знаменитым. Как тут не вспомнить слова И. Фихте: “Каков человек, такова и его философия”.
[152] В истории философии принято именовать некоторые учения и таким словосочетанием, как “философия жизни”. Это направление возникло как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания, базирующегося на принципе строгости и точности испытующего ума. Опираясь на традиции немецкого романтизма, “философия жизни”, в лице, например, Ф. Ницше, А. Бергсона, О. Шпенглера подходит к жизни как первичной и исходной реальности в построении философских учений.
[153] См.: Шестов Л. Умозрение и откровение. Париж, 1946. С. 238, 239.
[154] Ницше Ф. Полное собрание сочинений. М., 1910. Т. 9. С. 346, 347, 349. Замечу, что я не склонен понимать эти высказывания крупного мыслителя буквально, так сказать, напрямую, а скорее как образные выражения. Ницше, конечно, понимал, что нельзя отождествлять властолюбца-политика с деревьями и животными. Но... подумайте сами над этими мыслями Ницше потоньше, поглубже, пофилософичнее.
[155] Меня всегда удивляло, как такой изощренный эстет мог спуститься с вершин богатейшей культуры и образованности в истории философии, теории искусства до уровня биологизации эстетики! Также вызывает недоумение резко отрицательное, даже бестактно-грубое отношение Ницше к прекрасному полу. Напомню некоторые его афористические по форме высказывания: “Мужчина должен воспитываться для войны, женщина — для отдохновения воина. Все остальное — вздор”; “Ты идешь к женщине? Не забудь плетку!” Видимо, тут сказываются какие-то болезненные глубинно-личные мотивы... [156] Как известно, Ницше, пройдя через манию величия, впал в болезненное состояние души. Быть может, не стоило бы об этом говорить. Зачем копаться в болезнях великих людей? Ну что поделаешь: они люди, а людям свойственно болеть. Вспомните слова М. Горького: “Здоровым — место в стаде!”
[157] Кстати, заметим, что одна из глав “Кибернетики” Н. Винера называется “Нью-тоново и бергсоново время”, а это говорит об очень многом. Бергсон — один из первых в философии XX в. проанализировал не просто специфику времени, а именно переживаемого человеком времени. [158] Он был склонен связывать интеллект с разумным и рассудочным познанием, достигающим своих высших форм в физико-математических науках. По его мнению, интеллект разлагает целостность мира на тела, а тела — на элементы и т.д., а затем конструирует из них искусственные единства, в результате чего происходит утрата уникального.
[159] См.: Мельвиль Ю.К. Чарлз Пирс и прагматизм. М., 1968; Порус В.Н. Пирс // Современная западная философия; М., 1991. [160] См.: Блонский П.П. Современная философия. М., 1922. Ч. II. С. 3.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |