Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 4 страница. Определяя условия хозяйственной деятельности, государство осуществляет и контроль за их соблюдением




Определяя условия хозяйственной деятельности, государство осуществляет и контроль за их соблюдением. Соответствующие государственные органы (Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь и др.) контролируют соблюдение законодательства о предпринимательстве, антимонопольного законодательства, банковского законодательства, законодательства о рынке ценных бумаг, требований к качеству и порядку реализации товаров, работ и услуг, порядку ценообразования, осуществления внешнеэкономической деятельности и валютных операций и т.д. В случаях нарушения законодательства о хозяйственной (предпринимательской) деятельности к субъектам хозяйствования применяются предусмотренные законодательством санкции.

Виды (формы) государственного регулирования хозяйственной деятельности закрепляются в законодательных актах и другом действующем законодательстве, как правило, применительно к соответствующей хозяйственной деятельности. Общие нормы о государственном регулировании хозяйственной (предпринимательской) деятельности могут быть предусмотрены в специальном законе об этом или в Хозяйственном кодексе в случае его принятия в дополнение к ГК.

Направлением государственного регулирования выступает государственная поддержка предпринимательства. С целью создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства органы власти в соответствии с законом:

- предоставляют предпринимателям земельные участки, передают государственное имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;

- содействуют предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания, подготовке кадров;

- осуществляют первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с их передачей предпринимателям;

- стимулируют модернизацию технологии, освоение предпринимателями новых видов продукции и услуг.

В мировой практике считается нормой государственное стимулирование малого бизнеса. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и иные ресурсы. Государство призвано создать такой правовой режим, который позволит малому бизнесу не только держаться на плаву, но и расти и набирать силу.

Например, в США на Администрацию по делам малого бизнеса (АМБ) возлагается обязанность оказывать мелким предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями. В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чем при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных займов АМБ предоставляет кредиторам (банкам, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии до 90% объемов кредитования. Для стимулирования развития инновационного малого бизнеса выделяются дотации (гранты), а также заключаются государственные контракты на разработку новой продукции и технологий. Одной из главных задач считается подключение малого бизнеса к национальному экспорту.

3. Планирование как элемент государственного регулирования

хозяйственной деятельности

 

В современных условиях планирование приобретает индикативный, прогнозный характер. При директивном планировании достижение плановых заданий обязательно и обеспечивается мерами ответственности. При индикативном планировании определяются ориентиры (индикаторы), достижение которых желательно, носит в основном информационный характер. В Республике Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 N 157-З "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" применяется в основном индикативное планирование (прогнозирование). Директивное планирование используется при формировании государственных нужд.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь представляет собой деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Главными целями разработки прогнозов и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа.

Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития используются при принятии республиканскими органами государственного управления решений в области социально-экономической политики государства.

Прогноз социально-экономического развития - система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

на долгосрочную перспективу - национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

на среднесрочную перспективу - программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет;

на краткосрочный период - годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по республике, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.

В национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития определяются с учетом состояния окружающей среды направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

На основе национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первой половины периода).

В основных направлениях социально-экономического развития определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения.

Данные национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направлений социально-экономического развития на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.

Годовой прогноз социально-экономического развития является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь.

Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Разработка прогнозов социально-экономического развития по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

4. Понятие исистема государственного контроля

хозяйственной деятельности

Субъекты хозяйствования имеют право без ограничений осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую законодательству. Согласно принципу законности все участники хозяйственных отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Неукоснительное соблюдение этого принципа субъектами хозяйствования обеспечивается системой государственного контроля. Государственное регулирование хозяйственной деятельности без государственного контроля было бы неэффективным.

Государственный контроль хозяйственной деятельности - это мероприятия государства в лице его органов (должностных лиц) по наблюдению за организацией, осуществлением и прекращением хозяйственной деятельности с целью выявления нарушений законодательства и принятия предусмотренных законодательством мер в отношении нарушителей.

Различаются следующие виды государственного контроля хозяйственной деятельности:

1) по предмету контроля:

- общий (контроль финансово-хозяйственной деятельности).

Данный вид контроля осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 (ред. от 25.07.2013 n 332) "о совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в республике беларусь" (далее - указ № 510), которым утверждены положение о порядке организации и проведения проверок, положение о порядке проведения мониторинга (далее - положение № 510), перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (далее - перечень контролирующих органов) и критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок;

- специальный контроль отдельных аспектов хозяйственной деятельности: налоговый, финансовый, валютный, таможенный, экологический, антимонопольный, контроль за соблюдением дисциплины цен, контроль за банковской деятельностью, контроль за страховой деятельностью, контроль рынка ценных бумаг, бюджетный контроль, контроль за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий; энергетический надзор;

2) по субъектам контроля:

- ведомственный. Под ведомственным контролем понимается контроль, осуществляемый органами и организациями (их структурными подразделениями (подчиненными организациями), отнесенными к органам ведомственного контроля перечнем контролирующих органов для обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, нотариальными конторами требований законодательства.

Ведомственный контроль - составная часть государственного контроля, осуществляемая республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами (органами государственного управления) в целях обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав организациями государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности (далее - организации) требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения экономических правонарушений, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организаций.

Указом Президента Республики Беларусь от 22.06.2010 N 325 (ред. от 25.02.2013 № 90) "О ведомственном контроле в Республике Беларусь" утвержден перечень государственных органов и иных государственных организаций, республиканских государственно-общественных объединений, их структурных подразделений (подчиненных организаций), осуществляющих ведомственный контроль.

Для осуществления ведомственного контроля в контролирующих органах могут создаваться структурные подразделения с правом юридического лица либо без права юридического лица (ведомственные контрольные службы).

Ведомственная контрольная служба подчиняется непосредственно руководителю контролирующего органа.

Министерство финансов Республики Беларусь осуществляет контроль за состоянием ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций.

Органами, осуществляющими ведомственный контроль являются: Генеральная прокуратура, Комитет государственного контроля, Национальный банк, Национальная академия наук Беларуси, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный статистический комитет, Управление делами Президента Республики Беларусь, Государственная служба медицинских судебных экспертиз, Национальная государственная телерадиокомпания, местные исполнительные и распорядительные органы, а также республиканские государственно-общественные объединения, соответствующие структурные подразделения (подчиненные организации) этих органов и организаций.

Министерство образования Республики Беларусь осуществляет координацию деятельности в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для осуществления ведомственного контроля, включая организацию обучения, определение перечня соответствующих учреждений образования, их научно-методическое и кадровое обеспечение;

- вневедомственный контроль. Осуществляется системой государственных органов Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией, в числе которых:

1. Комитет государственного контроля и органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь

2. Генеральная прокуратура прокуратуры областей, г. Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним Специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры

3. Национальный банк

4. Национальный статистический комитет

5. Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь

6. Управление делами Президента Республики Беларусь, Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, государственные природоохранные и лесохозяйственные организации, находящиеся в подчинении Управления делами Президента Республики Беларусь

7. Национальная академия наук Беларуси

8. Министерство внутренних дел органы внутренних дел и подразделения, входящие в их систему

9. Министерство здравоохранения, органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор

10. Министерство информации

11. Министерство культуры

12. Министерство лесного хозяйства, территориальные органы Министерства лесного хозяйства

13. Министерство обороны, управление государственного надзора главной военной инспекции Вооруженных Сил

14. Министерство образования, Департамент контроля

качества образования

15. Министерство по налогам и сборам, инспекции Министерства по

налогам и сборам по областям, г. Минску, районам, городам и районам

в городах

16. Министерство по чрезвычайным ситуациям, органы государственного пожарного надзора, Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, областные, Минское городское управления Департамента, Департамент по ядерной безопасности и Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

17. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Департамент по гидрометеорологии, Департамент по геологии

18. Министерство связи и информатизации, Государственная инспекция Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации, республиканское унитарное предприятие по надзору за электросвязью "БелГИЭ"

19. Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Департамент по мелиорации и водному хозяйству, Департамент ветеринарного и продовольственного надзора, государственные, организации, подчиненные Министерству сельского хозяйства и продовольствия

20. Министерство спорта и туризма, Департамент по туризму

21. Министерство торговли

22. Министерство транспорта и коммуникаций, государственное учреждение "Белорусская инспекция речного судоходства", Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций

23. Министерство труда и социальной защиты, Фонд социальной защиты населения и его территориальные органы, Департамент государственной инспекции труда и его территориальные подразделения

24. Министерство финансов, территориальные органы Министерства финансов, Департамент по ценным бумагам, Департамент государственных знаков

25. Министерство экономики

Департамент ценовой политики

Департамент по санации и банкротству, областные и Минский городской территориальные отделы по санации и банкротству Министерства экономики

26. Министерство энергетики

органы государственного энергетического и газового надзора

27. Министерство юстиции

Государственная инспекция архивов и делопроизводства Республики Беларусь

28. Комитет государственной безопасности, территориальные органы государственной безопасности

29. Государственный комитет по науке и технологиям

государственное учреждение "Национальный центр интеллектуальной собственности собственности"

30. Государственный таможенный комитет и таможни

31. Государственный комитет по имуществу, государственные организации, входящие в систему Государственного комитета по имуществу

32. Местные исполнительные и распорядительные органы

33. Государственный комитет по стандартизации

органы государственного надзора за соблюдением требований технических правовых актов

органы государственного метрологического надзора

Департамент контроля и надзора за строительством, инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по областям и г. Минску, специализированная инспекция Департамента контроля и надзора за строительством

Департамент по энергоэффективности, управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов по областям и г. Минску

34. Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения

35. Республиканское государственно-общественное объединение "Белорусское республиканское общество спасания на водах"

Государственная инспекция по маломерным судам

36. Государственная служба медицинских судебных экспертиз

37. Государственные лицензирующие органы

Указ N 510 (в редакции N 332) определяет критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок. различают высокие и средние группы риска. проверяемые субъекты, не относящиеся в соответствии с установленными критериями к высокой или средней группе риска, относятся к низкой группе риска.

Указом Президента Республики Беларусь № 510 (в ред. № 332) утверждено Положение о порядке проведения мониторинга.

Мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга (далее - субъект) на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

В случае неустранения субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) руководитель (его заместитель) контролирующего (надзорного) органа может назначить внеплановую проверку.

Генеральным прокурором Республики Беларусь 12.05.2011 издан приказ № 20 «О мерах по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4». Поручено сосредоточить усилия на исполнении контролирующими органами требований Директивы № 4 и законодательства о контрольной деятельности, своевременно пресекать случаи необоснованного вмешательства в производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов хозяйствования, незаконного приостановления их деятельности. Особо подчеркивается важность защиты права предпринимателей на деловой (обоснованный) риск.

 

ТЕМА 3

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

 

Литература

1. Белых, В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: мо­но­графия / В.С. Белых. – М.: Проспект, 2009. – 432 с.

2. Бусыгин, А.В. Предпринимательство. Основной курс: учебник для вузов / А.В. Бусыгин. – М.: МНФРА-М, 1997. – 424 с.

3. Верченко Н.И. Незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности: монография. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 192 с.

4. Дорожкин, С. Правовой статус предпринимателей: национальные особенности и зару­­беж­­ный опыт / С. Дорожкин // Бюллетень нормативно-правовой информации. Юридический мир. – 2008. – № 9. – С. 106– 108.

5. Каширина, Ю.П. Понятие и признаки предпринимательской деятельности: эконо­ми­чес­кий и правовой аспекты / Ю.П. Каширина // Современное право. – 2008. – № 6. – С. 14– 19.

6. Попков, М.В. Отличия форм предпринимательства в Республике Беларусь и за ру­бе­жом / М.В. Попков // Промышленно-торговое право. – 2009. – № 2. – С. 65– 68.

7. Трубчик, А.И. Понятие и основные признаки предпринимательской деятельности/ А.И. Трубчик // Вест­­ник Высшего Хозяйственного Суда Рес­пуб­лики Беларусь. – 2007. − № 12. – С. 72−80; № 13. – С. 71–77.

 

1. Понятие и правовые основы предпринимательства

 

Право на занятие предпринимательством является конституционным правом граждан. В Беларуси зарегистрированы и считаются действующими 166,4 тыс. юридических лиц и 248,1 тыс. индивидуальных предпринимателей. Предпринимательство - это ключевой элемент хозяйственного механизма, а предприниматель - одна из центральных фигур в социально-экономической жизни.

Предпринимательство является одним из видов человеческой деятельности. "Предпринять" - значит начать делать что-нибудь, приступить к чему-либо.

Ричард Кантильон (1680 - 1734) был первым теоретиком бизнеса, именно он ввел в научный оборот (1725 год) термин "предприниматель". Кантильон определял предпринимателя как человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести определенную продукцию и продать ее в целях получения доходов, и который, принимая на себя обязательство по издержкам, не знает, по каким ценам может осуществиться реализация.

Кантильон понимал предпринимательство как функцию особого рода и подчеркивал элемент риска, который всегда присутствует в предпринимательской деятельности. Прибыли и потери есть следствие риска и неопределенности. Слово "риск" (risco) в переводе с испанского означает "скала", и данным термином испанские и португальские моряки на картах определяли опасные места на море. Именно значение "опасность" составляет значение слова "риск". При принятии предпринимателем неправильных решений он понесет убытки и ответственность. Вместе с тем предпринимательский доход или часть его в той или иной форме является платой за риск и качественно отличается от дохода на авансированный капитал и заработной платы, поэтому функция предоставления капитала отличается от предпринимательской функции.

Ж.Бодо (1795 год) определил предпринимателя как лицо, несущее ответственность за предпринимательское дело, которое планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.

Жан-Батист Сэй (1803 год) определял предпринимателя как лицо, управляющее производством и распределением и координирующее их, в связи с чем предпринимательский доход отличается от непредпринимательского дохода.

А.Смит в предпринимателях видел инициаторов создания богатства народов.

К.Маркс полагал, что предпринимательский доход имеет своим источником эксплуатацию труда капиталом (капиталистом).

Во второй половине 19 века Френсис Уокер в США, Маршалл в Англии, Мангольд в Германии проводят различие между капиталистом и предпринимателем-менеджером, который получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.

Различия между простым управлением ресурсами и использованием ресурсов в созидательных целях особо подчеркнуты Йозефом Шумпетером. В 1934 году в книге "Капитализм, социализм и демократия" он выдвинул концепцию "созидательного разрушения". Экономический кризис в нормальной экономике означает переход к новому качеству через модернизацию управления, технологии, инновации. Предприниматель по Шумпетеру - это новатор. Он создает связанные с риском новые комбинации, ориентирующиеся на прибыльное удовлетворение обнаружившегося или скрытого платежеспособного спроса. Быть предпринимателем - значит делать не то, что делают другие и делать не так, как делают другие. Предприниматель должен быть вооружен идеей нововведения и энергией для того, чтобы воспользоваться возможностями реализации новых комбинаций. Таким образом, он дает впервые определение инновационной деятельности. Шумпетер делит экономических субъектов на две группы: предпринимателей – новаторов, проектирующих, разрабатывающих и внедряющих новые технологии и продукты, создающих новые или модернизирующие старые фирмы, влияющих на изменения в институциональной структуре; и «просто хозяев» (консерваторов), эксплуатирующих наличные технологии, производящих «старые» виды продукции, действующие в рамках сложившихся фирм.

Франц Хайек в качестве основной ценности рассматривал экономическую свободу человека. Наилучшим условием использования своих преимуществ индивидами является рынок, поскольку сущность предпринимательства состоит в поиске и исследовании новых экономических возможностей, с тем чтобы обеспечить первенство в конкуренции. Особые возможности дают ситуации с несоответствием спроса и предложения во времени и пространстве.

Роберт Хизрич (1985 год) определяет предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

Различные теории предпринимательства взаимодополняют друг друга.

Торговые кодексы дополняют названные характеристики юридически значимым признаком профессионализма. Предприниматель должен открыто относиться к своей деятельности как специалист. Интересно в этом плане определение ст. 2-104 Единообразного торгового кодекса США: "Коммерсант - это тот, кто совершает операции с товарами определенного рода или каким-либо другим образом по роду своих занятий ведет себя таким образом, как будто он обладает особыми знаниями или опытом в отношении операций и товаров, являющихся предметом сделки, а также тот, кто может рассматриваться как обладающий такими знаниями или опытом вследствие того, что он использует услуги агента, брокера или иного посредника, который ведет себя так, как будто он обладает такими знаниями и опытом". Внешним проявлением такого отношения может быть использование специального рабочего места (магазина, мастерской, иного помещения; специально оборудованного транспортного средства, вывесок информационного характера, ассортимента и т.п.).

Легальное определение предпринимательства закреплено в ст. 1 ГК, а именно: "Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления". В современных условиях важным предметом предпринимательства выступает использование исключительных прав.

Согласно ст. 29 НК товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.