КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цена бестактности
КАК, НЕ ОБИДЕВ СОБЕСЕДНИКА, ПРЕКРАТИТЬ РАЗГОВОР Прежде чем критиковать, посмотрите, нет ли тут вашей вины. Не критикуйте при свидетелях. Не обвиняйте, а ищите решение вместе. Обвинительное жало не способствует конструктивному решению. Чтобы настроить критикуемого на поиск решения, а не на оправдания, помогите ему «сохранить лицо», не унижайте его достоинство. Еще Софокл предостерегал: «На тех, кто впал без умысла в ошибку, не гневаются сильно». Некоторые рассматривают возможность указать другому на его промахи как средство утвердить свои авторитет, показать свое превосходство. Фактически сами по себе дельные замечания дают именно такой эффект. Но акцентировать на этом внимание, смаковать просчеты другого, унижать тем самым его как личность -это уже «перебор», дающий обратный эффект. Вместо уважения возникает антипатия, а подчеркивание своего превосходства является сильным конфликтогеном. Это настолько очевидно, что не нуждается в комментариях. Добавим только, что, наоборот, хвалить лучше всего при свидетелях. Помните: ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции. Цель критики — чтобы критикуемый признал свои ошибки. Для него это означает поражение, капитуляцию в борьбе честолюбий. Чтобы облегчить согласие на капитуляцию, сделайте ее условия не унизительными (сокрушительная критика), а почетными (совместный поиск выхода из ситуации). Надеюсь, читатель тут же вспомнит третье правило убеждения (см. главу 2) — правило Паскаля. Не копите претензии, излагайте их сразу после обнаружения тех или иных недостатков. Чем оперативней коррекция, тем она более действенна и легче осуществима. Кроме того, в малых дозах критика «переваривается» лучше. Правильно ли вы обозначили цель? По силам ли человеку ваше задание? Был ли он информирован о мере ответственности за его выполнение и поощрении в случае успеха? Еще Демокрит говорил: «Постыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания». Тем, кто болезненно переносит любую критику, адресуем несколько замечательных высказываний: «Наши слабости нам уже не вредят, когда мы их знаем» (Г. Лихтенберг); «Мудрый человек всегда на стороне тех, кто нападает на него; он заинтересован больше их в обнаружении своих слабостей» (Р. Эмерсон).
Признак ума — предотвратить обиду. Демокрит
Желание окончить беседу может появиться у собеседников не одновременно. Например: все вопросы уже решены, но одному из собеседников хочется еще поговорить. Продолжать беседу — пустая трата времени, которого и так не хватает. Во-вторых, что еще более важно, снизится эффект от состоявшейся беседы (см. правило 10 в параграфе 6.2). Оборвав же разговор, не считаясь с настроением собеседника, можно обидеть его, испортить впечатление от разговора. А возможно, тем самым и перечеркнуть его результат, это может быть расценено как «деляческое отношение» к рассматриваемому вопросу. Итак, прервать беседу желательно, и по возможности тактично. Как это сделать?
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |