Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III Этап: 30 – сер. 50-х гг. ХХ в. 2 страница




С сожалением приходится констатировать, что в последние годы появилась масса изданий спекулятивного около – и антинаучного характера, посвящённая исследуемой проблеме. Читателю, мало знакомому с историей и историографией истории тюркских народов, порой бывает трудно отличить откровенную фальсификацию от научной монографии.

В последнее время большого размаха достигло сотрудничество татарстанских учёных с историками Санкт-Петербурга, Москвы и др. научных центров России. Итогом их кооперации и плодотворного сотрудничества стал первый том семитомного издания «История татар с древнейших времён» [История татар].

 

Глава I

Тюркские народы сегодня

 

 

Само слово тюрк впервые в качестве этнонима закрепилось за господствующим этносом Великого тюркского каганата к концу VI в. н. э., в то время как другие, родственные по языку и крови тюркам народы как до образования каганата, так и после его распада именовались своими древними этнонимами: огузами, кыргызами, болгарами и др. и тюрками себя не называли. Впоследствии арабы стали именовать тюрками всех, живших к северу от их сферы влияния кочевников, при том не только тюркоязычных. В настоящее время тюрками, тюркскими народами мы именуем те этносы, которые говорят на родственных языках тюркской группы Алтайской языковой семьи.

На сегодняшний день общая численность тюркских народов составляет примерно 120 млн. человек. Народы, говорящие на тюркских языках, проживают на просторах Евразийского континента от Северного ледовитого океана до берегов Средиземного моря и от Дальнего Востока до Прибалтики. Кроме того, различные по численности диаспоры тюркских народов имеются в Западной Европе, Северной Америке и Австралии. По антропологическим признакам тюркские народы не относятся к одной единой расе, даже внутри того или иного народа представлены несколько антропологических типов и переходных форм. Это говорит о сложном процессе этногенеза, смешении и слиянии различных этнических групп в единые этносы, а также о распространении тюркских языков среди народов разного происхождения. При слиянии разноязычных этносов и образовании нового этноса слияния языков не происходит. Один из языков вытесняет все остальные. Причины, по которым один из языков берёт верх, могут быть весьма различными: численное, культурное или политическое преобладание носителей данного языка, религиозные мотивы, соображения удобства (лёгкость усвоения, расширение возможностей общения) и т.д. То есть языковое родство не обязательно связано с родством по крови. Этим и объясняется тот факт, что народы, говорящие на языках, принадлежащих к одной языковой семье, антропологически могут принадлежать к разным расам. Так на индоевропейских языках говорят светлокожие, светловолосые и светлоглазые норвежцы и темнокожие, темноглазые и темноволосые жители Шри-Ланки.[1] На тюркских языках говорят относящиеся к палеоазиатской расе якуты, монголоидные киргизы, европеоидные татары и т.д.

Можно выделить семь основных регионов расселения тюркоязычных народов:

I Регион – это Сибирь и Монголия, обширные территории, где, по мнению большинства тюркологов, зародились тюркские языки и сформировались первые тюркоязычные племена. Здесь проживают следующие народы:

якуты – самоназвание саха, общая численность 380,2 тыс. человек[2], из них большая часть (365,2 тыс.) проживает на территории Республики Саха – Якутия в составе РФ. В XVIII – XIX вв. среди якут распространялось православие, однако христианский культ сочетался с верой в духов, также сохранились элементы тотемизма;

сибирские татары – численность более 200 тыс. человек, большей частью проживают на территории Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областей РФ. Большая часть верующих – мусульмане сунниты;

тувинцы – самоназвание тыва, общая численность около 250 тыс. человек, большая часть (198 тыс.) проживает на территории Тувинской Республики в составе РФ, в других регионах РФ, а также в Монголии и Китае (Синьцзян – Уйгурский авт. район). Верующие тувинцы – буддисты-ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, шаманизм;

хакасы – самоназвания тадар, хоорай, общая численность более 80 тыс. человек. Проживают на территории Хакасии (около 63 тыс.), а также в Туве, Красноярском крае. Большая часть хакас придерживается традиционных верований, несмотря на деятельность православных миссионеров в XIX в;

алтайцы – самоназвание алтай-кижи, общая численность более 70 тыс. человек. Большинство алтайцев проживает на территории Республики Алтай РФ, а также в Алтайском крае (около 60 тыс.), Кемеровской области, Казахстане, Узбекистане. Большая часть верующих – православные, есть баптисты и др;

шорцы – самоназвание шор, общая численность 16,6 тыс. человек. Живут в основном в Кемеровской области, а также в Республике Алтай и Хакасии;

долганы – общая численность около 7 тыс. человек, говорят на долганском диалекте якутского языка. Живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) авт. округе Красноярского края, а также в Якутии. Верующие долганы – православные;

хотоны – численность около 2 тыс. человек. Проживают в Монголии;

тофалары – самоназвания тофа, тоха, численность около 730 человек. Проживают в Иркутской области. Верующие тофалары – православные, сохраняется шаманизм.

Кроме того, на территории Монголии проживает значительное количество казахов (около 125 тыс. человек).

II Регион – Восточный Туркестан (северо-западные территории Китайской Народной Республики). Здесь живут:

уйгуры – общая численность более 7,7 млн. чел., из них в Синьцзян –Уйгурском авт. районе КНР 7,5 млн. Также проживают в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, России, Афганистане. Исповедуют ислам;

салары – численность 90 тыс. человек. Живут в провинциях Цинхай (Сюнъхуа-Саларский авт. уезд), Ганьсу и Синьцзян-Уйгурском авт. районе. Верующие салары – мусульмане-сунниты;

В Восточном Туркестане проживают более 1 миллиона казахов, около 15 тыс. узбеков, несколько тысяч киргизов.

III Регион – Центральная Азия (Западный Туркестан: Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан). Само название закрепилось за этим регионом сравнительно недавно – после распада СССР, ранее употреблялся термин – республики Средней Азии и Казахстан, ещё раньше, до революции, – Туркестан. В исторической литературе под понятием Центральная Азия рассматривается территория нынешней Монголии и прилегающих земель. В Центральной Азии проживают:

узбеки – общая численность более 18 млн. человек, из них в Узбекистане около 15 млн., в Таджикистане более 1 млн., столько же в Афганистане, 550 тыс. в Киргизии, более 300 тыс. в Казахстане и Туркмении, также узбеки проживают в России и Китае. Верующие узбеки – мусульмане-сунниты;

казахи – общая численность около 9,5 млн. человек, из них в Казахстане более 6,5 млн., кроме того, проживают в Китае (более 1 млн.), Узбекистане (более 800 тыс.), России (более 600 тыс.), а также в Туркмении, Таджикистане, Киргизии, на Украине, в Монголии, Афганистане, Турции. Верующие – мусульмане-сунниты;

туркмены – общая численность 4,6 млн. человек, из них в Туркмении более 2,5 млн., проживают также в Иране (около 1 млн.), Афганистане (около 400 тыс.), Ираке (250 тыс.), Турции (200 тыс.), Узбекистане (более 100 тыс.), России, Таджикистане, Сирии и Иордании. Большинство верующих – мусульмане-сунниты;

киргизы – общая численность более 2,5 млн. человек, из них в Киргизии более 2,2 млн., живут также в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, России, Китае (Синьцзянь), Монголии, Афганистане и Пакистане. Верующие – мусульмане-сунниты;

каракалпаки – общая численность более 400 тыс. человек, в основном проживают на территории Каракалпакской автономии в Узбекистане, а также в Туркмении, Казахстане, Афганистане и России. Верующие – мусульмане.

На территории центральноазиатских республик, в основном в Узбекистане, проживает около 650 тыс. татар.

IV Регион – Кавказ и Северо-западный Иран (южные территории России, республики Закавказья, Иран). Здесь живут:

азербайджанцы – общая численность около 17 млн. человек, из них на территории Азербайджана около 6 млн., в Иране более 10 млн., проживают также в Грузии (около 300 тыс.), в России (более 300 тыс.), Узбекистане, Украине, Туркмении, Казахстане, до недавнего времени в Армении, кроме того, незначительное число в Афганистане, Ираке и Турции. Верующие – большинство мусульмане-шииты, на севере Азербайджана – сунниты. Среди азербайджанцев выделяются субэтнические группы: афшары, карапапахи, шахсевены и др.;

кумыки – в Российской Федерации проживает 277 тыс. человек, из них в Дагестане более 230 тыс., также кумыки живут в Чечне и Северной Осетии. Верующие – мусульмане-сунниты;

карачаевцы – в Российской Федерации проживает свыше 150 тыс. человек, из них в Карачаево-Черкесии около 130 тыс., живут также в Центральной Азии, Казахстане, Турции, Сирии, США (более 20 тыс.). Верующие – мусульмане-сунниты;

балкарцы – самоназвание таулула (горец). Общая численность более 85 тыс. человек, из них в Кабардино-Балкарии более 70 тыс. человек, живут также в соседних регионах Российской Федерации, Казахстане, Киргизии. Верующие – мусульмане-сунниты;

ногайцы – в Российской Федерации проживает 75 тыс. человек, в основном в Дагестане, Чечне и Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии и Астраханской области, также живут в Турции, Румынии и других странах. Верующие – мусульмане-сунниты;

турки-месхетинцы (кавказские турки) – общая численность на территории бывшего СССР 260-280 тыс. Ранее компактно проживали в Закавказье, в 1944 г. были принудительно выселены из Грузии, сейчас проживают: в Казахстане (около 90 тыс.), Азербайджане (около 70 тыс.), России (50-70 тыс.), а также в Киргизии, Узбекистане, Украине, часть выехала в Турцию. Верующие – мусульмане-сунниты.

V Регион – Малая Азия (Анатолия) и Балканы (Азиатская и Европейская части Турции, а также Болгария, Румыния, Греция и республики бывшей Югославии).

Здесь живут турки и близкие к ним субэтнические группы: юрюки, тюркмены и др. (в основном во внутренних районах Анатолии). Общая численность турок более 53 млн., из них в Турции более 50 млн., кроме того, турки проживают в Германии (1,35 млн.), Болгарии (750 тыс.), Нидерландах (160 тыс.), Франции (150 тыс.), на Кипре (140 тыс.), в Македонии (110 тыс.), Греции (100 тыс.) и др. странах. Подавляющее большинство турок – мусульмане-сунниты.

Кроме того, на территории Болгарии и Румынии проживают особые этнические группы румынских и болгарских татар.

VI Регион – Поволжье и Приуралье. Здесь проживают:

татары – общая численность более 6,7 млн. человек, из них в Татарстане более 1,7 млн., в Башкортостане более 1,1 млн., кроме того, татары живут в Удмуртии (более 110 тыс.), Мордовии (более 47 тыс.), Марийской республике (более 43 тыс.), Чувашии (около 37 тыс.), в областях Волго-Уральского региона, Сибири и на Дальнем Востоке. Также татары проживают в Казахстане (более 300 тыс.), Узбекистане (более 460 тыс.), Таджикистане и Киргизии (около 70 тыс.), Туркмении (около 40 тыс.), Азербайджане (28 тыс.), на Украине (около 87 тыс.), в государствах Балтии, небольшие по численности татарские диаспоры имеются и в некоторых странах дальнего зарубежья: в Китае, Финляндии, Турции, США, Германии, Австралии и др. Большинство верующих татар – мусульмане-сунниты;

башкиры – общая численность около 1 млн. 450 тыс. человек, из них в Башкирии более 860 тыс., также проживают в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях. Кроме того, в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, на Украине. Верующие башкиры – мусульмане-сунниты;

чуваши – общая численность 1 млн. 840 тыс. человек, из них в Чувашии более 900 тыс., также проживают в Татарстане (более 130 тыс.), Башкортостане (около 120 тыс.), а также в Казахстане и на Украине. Верующие чуваши – в основном православные.

VII Регион – страны зарубежной Восточной Европы. Здесь проживают:

крымские татары – общая численность более 480 тыс. Проживают на Украине: в Крыму и Херсонской области (около 270 тыс.), в Узбекистане (около 180 тыс.), в России (более 21 тыс.), значительное количество потомков крымских татар проживает в Турции. Верующие – мусульмане-сунниты;

гагаузы – общая численность 220 тыс. человек. Проживают в Молдавии (более 150 тыс.), на Украине (более 30 тыс.), в России (10 тыс.), а также в Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Грузии, Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Бразилии, Канаде. Верующие – православные.

Кроме того, на территории Польши, Литвы и Белоруссии проживают представители особой этнической группы польско-литовских татар.

До 1991 г. на земном шаре имелось только одно независимое тюркское государство – Турецкая Республика. Другие тюркские народы, пройдя многовековой путь становления и развития своей государственности, к концу XIX в. лишились независимости и оказались в составе Российской империи, Ирана и Китая. Коренным образом ситуация изменилась после распада СССР, когда на карте мира появилось ещё пять независимых государств с преобладающим тюркоязычным населением. Итак, на сегодняшний день существует шесть независимых тюркских государств:

Турция – расположена в Азии и Европе. Азиатская (Анатолия) и европейская (Восточная Фракия) части разделены Мраморным морем и проливами Босфор и Дарданеллы. Территория – 779,4 тыс. кв. км., из них в Европе – 23,7 тыс. кв. км[3]. Население – 63 млн. человек, в основном турки (более 50 млн.), а также курды, арабы, черкесы и др. Столица – Анкара (4 млн., с пригородами). Крупнейший город – Стамбул (более 10 млн.). Господствующая религия – ислам;

Азербайджан – расположен в юго-восточной части Закавказья. Территория – 86,6 тыс. кв. км. Население – 7,7 млн. человек, в основном азербайджанцы (82,7%), а также лезгины, русские, украинцы, татары, курды, евреи и др. Столица – Баку (около 3,2 млн.). Азербайджанцы и лезгины исповедуют ислам суннитского и шиитского толка, русские, украинцы – православные, имеются и другие конфессии;

Туркменистан - расположен в Центральной Азии, на западе омывается Каспийским морем. Территория – 488 тыс. кв. км. Население – 4,7 млн. человек, из них 77% туркмены, проживают также узбеки, русские, казахи, татары, украинцы, азербайджанцы и др. Столица – Ашхабад (около 600 тыс.). Религия – ислам суннитского толка;

Узбекистан – государство в центральной части и на юге Центральной Азии. Территория – 447,4 тыс. кв. км. Население – 23,4 млн. человек, из них 75% узбеки, 6% - русские, 2,1% - каракалпаки, проживают также таджики, казахи, татары и др. Столица – Ташкент (2,1 млн.) Большинство верующих – мусульмане-сунниты;

Казахстан – расположен на севере и востоке Центральной Азии. Территория – 2717,3 тыс. кв. км. Население – 16,7 млн. человек. Национальный состав: 50,6% - казахи, 32,2% - русские, 4,5% - украинцы, 1,9% - немцы, а также узбеки, татары, уйгуры и др. Столица – Астана (310 тыс.). Большинство верующих – мусульмане-сунниты и православные, есть также католики и протестанты;

Киргизия – расположена на юго-востоке Центральной Азии. Территория – 198,5 тыс. кв. км. Население – 4,6 млн. человек, киргизы – 60,6%, также проживают русские (более 15%), узбеки (более 14%), украинцы, немцы, татары. Столица – Бишкек (624 тыс.). Широко распространён ислам суннитского толка, часть населения исповедует православие.

Кроме выше перечисленных государств существуют государственные образования и автономные территории тюркских народов в составе других государств. На территории Российской Федерации имеется девять республик – субъектов федерации, в названии которых отображены этнонимы коренных тюркоязычных народов, проживающих в данных образованиях:

Республика Алтай – территория 92,6 тыс. кв. км, столица Горно-Алтайск, население 202 тыс. человек;

Республика Башкортостан – территория 143,6 тыс. кв. км, столица Уфа, население 4,104 млн. человек;

Кабардино-Балкарская Республика – территория 12,5 тыс. кв. км, столица Нальчик, население 786 тыс. человек;

Карачаево-Черкесская Республика – территория 14,1 тыс. кв. км, столица Черкесск, население 434 тыс. человек;

Республика Саха (Якутия) – территория 3,1032 млн. кв. км, столица Якутск, население 1,016 млн. человек;

Республика Татарстан – территория 68 тыс. кв. км, столица Казань, население 3,777 млн. человек;

Республика Тыва – территория 170,5 тыс. кв. км, столица Кызыл, население 310 тыс. человек;

Республика Хакасия – территория 61,9 тыс. кв. км, столица Абакан, население 582 тыс. человек;

Чувашская Республика – территория 8,3 тыс. кв. км, столица Чебоксары, население 1,361 млн. человек.

На территории Узбекистана расположена Республика Каракалпакстан – территория 164,9 тыс. кв. км, столица Нукус, население более 1,1 млн. человек.

На северо-западе нынешнего Китая расположен Синьцзян-Уйгурский автономный район, территория 1,6 млн. кв. км, административный центр Урумчи, население более 13 млн. человек.

А также на оккупированной турецкими войсками части острова Кипр образована Турецкая республика Северного Кипра, которая не получила международного признания.

 

 

Глава II

Степи Евразии в древности

 

Первые тюркские народы сложились и прошли начальный период своей истории на просторах Великой Степи – степной полосы Евразийского континента, простирающейся от Приамурья и горных цепей Хингана на востоке до Карпат и Северного Причерноморья на западе. Сама же древняя тюркская речь сформировалась, по мнению тюркологов-лингвистов, в Южной Сибири и Центральной Азии, на обширной территории от Алтая через Саяны до Байкала[4]. Именно отсюда тюркские языки начали распространяться по просторам Евразийского континента. Сейчас трудно установить, когда появились первые тюркские языки, можно лишь предположить, что произошло это не позднее I тыс. до н. э. Неизвестно также, как именовали себя народы, говорившие на древнейших тюркских языках в I тысячелетии до н. э. О различных племенах той эпохи мы знаем большей частью по названиям археологических культур, а также по именам, данным им историками соседних стран: Древней Греции, Ирана, Китая. Само появление известий о народах, обитавших в евразийских степях, на страницах письменных источников говорит о значительных изменениях, происходивших в этом регионе.

Рубеж II – I тыс. до н. э. ознаменовался для степной зоны Евразии двумя важными событиями: во-первых, начался процесс освоения металлургии железа, а во-вторых, появляется новый способ производства – кочевое скотоводство, которое в тех условиях было наиболее производительным, а потому и наиболее прогрессивным. Кочевничество является особым видом производящего хозяйства, в котором доминирующим занятием населения становится экстенсивное, подвижное скотоводство и большая часть населения вовлечена в периодические перекочёвки. Однако кочевники всегда нуждались в продукции земледельческого хозяйства, что толкало их на контакты с осёдло-земледельческими регионами. Контакты эти могли носить мирный характер в виде приграничной меновой торговли. Скотоводы получали необходимое им зерно, овощи, некоторые предметы ремесленного производства. Земледельцы были не менее заинтересованы в торговле, так как помимо продукции скотоводства – молока, мяса, кожи, они получали живой скот – тягловую силу – важнейшее средство производства в земледельческом хозяйстве. В то же время нередки были и конфликтные ситуации, причём агрессором могли выступать как кочевые объединения, которые организовывали набеги с целью грабежа, так и осёдлые государства, стремившиеся включить кочевников в сферу своего влияния. Кроме того, кочевники часто вмешивались в борьбу между различными державами древности, вступая в союз с одними против других. Частыми были военные столкновения и между самими кочевниками, что было обусловлено большой подвижностью кочевых племён и постоянными поисками лучших пастбищ. «В этой ситуации образовывались более или менее крупные союзы племён, способные защитить себя, свои стада и пастбища. В эти союзы помимо наиболее сильного и господствующего племени, входили подчинённые, находившиеся в разной степени зависимости от него»[5]. В кочевых обществах протекал процесс имущественной и социальной дифференциации, выделения родовой и племенной знати, повышения роли военных вождей, в руках которых концентрировалась значительная часть военной добычи, в том числе и рабов. Эти явления стали предпосылкой формирования раннеклассовых государственных образований у кочевников Евразии.

В письменных источниках содержится достаточно много сведений о кочевниках западной части евразийских степей, которые находились в тесных контактах с цивилизациями Древнего Востока, Древней Греции, позднее с Римской империей. Первым известным истории народом в этом регионе были киммерийцы, жившие в Северном Причерноморье примерно до VII в. до н. э. О них сообщают ассирийские и вавилонские клинописные тексты, а позднее греческие историки. Военные походы киммерийцев охватили огромную территорию от Закавказья до западной части Малой Азии. Под ударами киммерийцев оказались такие страны, как Урарту, Ассирия, Лидия и др. Успехи киммерийцев можно объяснить новой для жителей стран Древнего Востока военной тактикой – массовым применением конницы. Против конного войска не могли устоять ни колесницы, ни тяжеловооружённая пехота[6]. Материалы погребений киммерийцев свидетельствуют о резкой имущественной дифференциации – выделении воинской аристократии как верхушки общества. Однако центральная власть у киммерийцев, по всей видимости, отсутствовала. Источники свидетельствуют о наличии у киммерийцев нескольких вождей – царей[7]. Со своих земель киммерийцы были изгнаны скифами. Часть киммерийцев ушла, часть была ассимилирована завоевателями. По мнению большинства исследователей, киммерийцы, как и сменившие их скифы, были ираноязычными.

Скифы, по всей видимости, были лучше организованы и вооружены, чем киммерийцы, что обусловило в итоге их победу. Начиная с VII в. до н. э. археологи отмечают появление однородной скифской культуры по всей степной полосе Северного Причерноморья[8]. Как сообщает, Геродот скифы, как и киммерийцы, совершали походы в страны Передней Азии и господствовали там в течение 28 лет. Но причиной походов, вопреки мнению Геродота стало не преследование киммерийцев, а военный союз с ассирийским царём Ассарходдоном[9].

Господствующим укладом в хозяйстве скифов было кочевое скотоводство. В первые века появления скифов в Восточной Европе источники отмечают отсутствие у них постоянных поселений. «Они не основывают ни городов, ни укреплений, но все они, будучи конными стрелками, возят свои дома с собой, получая пропитание не от плуга, а от разведения домашнего скота, жилища у них на повозках», – так описал скифов Геродот[10].Так же интересео следующее замечание Геродота об образе жизни скифов: «Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого. Ведь у скифов нет ни городов, ни ук­реплений, и свои жилища они возят с со­бой. Все они конные лучники и промышля­ют не земледелием, а скотоводством; их жилища — в кибитках. Как же такому наро­ду не быть неодолимым и неприступным?..»[11].

Однако уже к концу V в. появляются постоянные поселения, некоторые из них с каменными укреплениями и домами скифской знати. Такие посёлки археологи называют центрами городского типа[12].

По всей видимости, в скифском обществе уже имелись зачатки раннеклассовых отношений. Оно делилось на лично свободных и рабов, притом рабское состояние было наследственным, дети рабов являлись рабами. Лично свободные в свою очередь подразделялись на несколько сословий: представителей царского рода, жреческое сословие и рядовых граждан-скифов – пастухов и воинов. Эксплуатируемым был класс рабов и неимущие скифы. Государство скифов имело отличное от племенного административное деление и государственный аппарат, состоявший из старшего, верховного царя, царей других двух третей государства, сановников при царе, правителей региональных административных единиц. Возможно, при царе была личная гвардия, противостоявшая в известной мере войску, набираемому в случае войны из скотовладельцев и членов их семей[13].

Комплекс материальной культуры, характерный для скифов, близок культурам народов других регионов степной полосы Евразии. Здесь следует выделить конский убор, комплекс вооружения, а также своеобразное искусство, получившее название «скифо-сибирский звериный стиль», для которого характерны изображения животных в определённых позах. Звериный стиль характерен для искусства многих народов того времени от Северного Причерноморья до Центральной Азии, и везде он имел свои особенности. Эти три элемента материальной культуры составляют так называемую скифскую триаду. Долгое время идут споры о том, какой регион степной полосы Евразии является центром скифской культуры и какова начальная дата её зарождения. В последнее время всё чаще высказывается точка зрения, что начальной фазой развития скифо-сибирских культур следует считать IX-VII вв. до н. э. Эта точка зрения получила поддержку в 80-е гг. после раскопок кургана Аржан в Туве[14].

Восточнее скифов в степях Поволжья и Приуралья в VII-IV вв. до н. э. жили родственные им племена савроматов. В IV-III вв. до н. э. у савроматов сложились новые племенные союзы, которые стали известны под именем сарматов. Во II в. до н. э. сарматы вторгаются в Скифию и занимают степную полосу Северного Причерноморья. Скифы были частично уничтожены, но большая часть скифов, возможно, была подчинена сарматами и постепенно ассимилирована ими. Часть скифов была вытеснена в Крым. Письменные источники сохранили названия некоторых сарматских племён, это – аланы, роксаланы, сираки и др. Комплекс вооружения сарматов отличен от скифского оружия: длинные мечи (у скифов преобладали короткие), железные стрелы (у скифов бронзовые), обилие металлических доспехов. Сарматы проникают в греческие города Северного Причерноморья и составляют значительную часть их населения. Часть сарматов ведёт осёдлый образ жизни. Около II в. н. э. название сарматы вытесняется именем одного из сарматских племён – аланов. В IV в. н. э. сармато-аланы были разгромлены гуннами. Часть их уходит на запад вместе с готами, другая оказывается под властью гуннов.

О народах, живших восточнее скифов и сарматов, известно немногое. На территории Средней Азии сложились крупные племенные объединения саков, массагетов, дахов. Эти названия встречаются в греческих источниках; китайские летописи, имея в виду тот же регион, сообщают о племенах усунь, юечжи и др., возможно речь идёт о тех же самых племенах и народах. О жителях предгорных и степных районов Алтая, Тувы, Минусинской котловины, Забайкалья, нынешней Монголии известно ещё меньше. Народы этих регионов известны, большей частью, по названиям археологических культур: культура плиточных могил, оленных камней и т.д. Китайские источники, описывая земли к северу от Китая, сообщают о племенах жунов, дунху, динлинов и др. Подробные известия о событиях в степях Центральной Азии китайские летописцы начинают сообщать лишь с конца III в. до н. э., когда здесь сформировалось мощное государственное объединение Хунну.

 

Глава III

Хунны в Центральной Азии

 

 

Вопрос о происхождении и языке центральноазитских хуннов и европейских гуннов оставался и остаётся дискуссионным вплоть до наших дней. Различные гипотезы о происхождении хуннов и гуннов были рассмотрены К.А.Иностранцевым в книге «Хунну и гунны»[15]. По мнению К.А.Иностранцева сами хунны и значительная часть подчинённых им племён были тюркского происхождения. До недавнего времени эта точка зрения преобладала в трудах отечественных историков. В работах А.Н.Бернштама, С.И.Руденко, Л.Н.Гумилёва[16] центральноазиатские хунны рассматриваются как первый, зафиксированный письменными источниками тюркоязычный этнос, а созданная ими держава как начальный этап древнетюркской государственности. Но в последние годы тезис о тюркоязычности хуннов вновь был подвергнут сомнению в работах зарубежных исследователей. И в трудах отечественных историков последних лет тюркоязычность хуннов вновь была поставлена под вопрос[17]. Однако отечественные тюркологи-лингвисты отмечают, что целый ряд хуннских и гуннских слов, сохранившихся в китайских и западноевропейских источниках, совпадает с лексикой, представленной в языках тюркских рунических и древнеуйгурских памятников[18]. Как бы там ни было, вне зависимости от того, был ли тюркоязычным сам этнос хуннов или нет, мы вправе считать державу Хунну первым известным в истории государственным образованием, в составе которого тюркоязычные племена играли значительную роль. А в том, что наряду с другими, тюркоязычные племена входили в состав хуннской державы, сомневаться не приходится.

Вопрос о родстве центральноазиатских хуннов и европейских гуннов в отечественной историографии решается в целом положительно. Более того, в большинстве работ последних лет центральноазиатские хунны именуются восточными гуннами.

Все письменные источники о хуннах исходят от их врагов – китайских учёных-летописцев, для которых любой народ за пределами китайского культурного пространства был скопищем дикарей или в лучшем случае «варваров». Независимые от китайцев источники – археологические находки и остатки древних поселений – могут лишь свидетельствовать о высокой материальной культуре обитателей Великой Степи, но, увы, не в состоянии полемизировать со своими оппонентами. Происхождение хуннов китайская историческая традиция связывала с древнейшей полулегендарной китайской династией Ся. Китайские летописцы считали предком хуннов сына последнего императора этой династии Шун Вэйа, ушедшего вместе со своими приближёнными в северные степи после падения династии в XVI в. до н. э. и нашедшего приют у кочевников. Это самое раннее известие о хуннах должно было, по мнению древнекитайских историографов, свидетельствовать о китайском влиянии на становление государственности у «северных варваров», без чего не было бы возможно само появление могущественной державы на северной границе «Поднебесной».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.