Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III Этап: 30 – сер. 50-х гг. ХХ в. 3 страница




Несмотря на столь раннее упоминание, реальную историю хуннов китайские летописцы начинают фиксировать лишь в последние десятилетия III в. до н. э. По всей видимости, именно в это время в социально-экономическом развитии хуннов происходят значительные сдвиги, результатом которых явилось становление государства. Скорее всего в период с VI по III вв. до н. э. происходит формирование ядра хуннской державы. Складывается сложная политическая система[19].

Первым известным истории правителем хуннов с титулом шаньюй был Тумань. В период его правления держава Хунну переживала не лучшие времена. В результате неудачной войны с китайской империей Цинь хунны потеряли земли на границе с Китаем. С востока хуннов теснили племена дунху (возможно народ монголоязычного происхождения), а с запада юечжи – народ восточноскифского происхождения, владения которого простирались на востоке до нынешней Центральной Монголии. Судьба хуннского государства висела на волоске. Шаньюй Тумань был неспособен справиться с ситуацией, и хунны оказались в зависимости от дунху и юечжи и вынуждены были платить им дань. Тумань лишил своего старшего сына Модэ права наследовать престол, и объявил наследником малолетнего сына, рождённого китайской наложницей. Сам Модэ был отправлен в качестве заложника к юечжи. Однако ему удаётся бежать, после чего отец вынужден выделить ему удел с десятью тысячами воинов, как сообщают китайские источники. Возможно, эта цифра завышена. Из этих воинов он создаёт дисциплинированное войско готовое выполнить любой его приказ. По одним данным Модэ в 209 г. до н. э. пришёл к власти, совершив переворот – убив своего отца (эта версия наиболее популярна в отечественной историографии), по другим – наследовал своему отцу. Придя к власти, он, по всей видимости, провёл ряд реформ, укрепивших государство и войско. После чего Модэ разгромил дунху и заставил их платить дань. Затем в 203 – 202 гг. подчинил племена Саян, Алтая и верхнего Енисея. Но оставались два главных противника – Китай и юечжи[20].

В конце III в. до н. э. в Китае закончилась многолетняя гражданская война – пала империя Цинь, к власти пришла новая династия Хань. Страна была разорена, были истощены как человеческие, так и материальные ресурсы. Тем не менее, Китай смог выставить огромную армию (более миллиона), войско хуннов по тем же явно завышенным данным составляло около 400 тыс. человек. На севере Китая около приграничного города Пинчэн произошла битва между войском Модэ и авангардом китайской армии. Хуннам удалось окружить китайцев вместе с императором Гаоди. Под угрозой полного разгрома и пленения китайский император вынужден был пойти на переговоры с хуннами. Модэ и его окружение также не были заинтересованы в дальнейшей эскалации конфликта. В итоге между двумя державами был заключён «Договор мира и родства». Значение этого договора состояло, прежде всего, в признании империей Хань государства Хунну как равноправного партнёра, кроме того, Китай обязался вернуть ранее захваченные территории, а также присылать ежегодно «подарки» ко двору шаньюя. Эти подарки, по сути, являлись скрытой данью. В течение сорока лет между Китаем и хуннами сохранялся мир, что позволило им не только укрепить свои позиции на других направлениях, но и значительно расширить свои территории. Самым грозным противником хуннов оказались юечжи, окончательная победа над ними была достигнута лишь после смерти Модэ. После чего влияние державы Хунну на западе распространялось до нынешних Восточного Туркестана и Казахстана.

В становлении хуннской государственности Модэ шаньюй сыграл, безусловно, выдающуюся роль. Его по праву можно считать фактическим создателем державы Хунну. Вот что писал о нём Л.Н.Гумилёв: «Год 209 до н.э. был для всего хуннского народа роковым. Если бы ни ум и энергия Модэ, хунны истратили бы свои силы в родовых распрях, или бесконечных грабежах и истребительных войнах с соседями… В любом случае они не вышли бы из ряда полудиких кочевых племён, деятельность которых была направлена к разрушению и через это к самоистреблению… Разумеется Модэ создал державу не из ничего. Консолидация кочевых племён была предрешена всем историческим процессом развития скотоводческого хозяйства. Но деятельность и способности Модэ не могут быть оставлены без внимания. За его свистящей стрелой устремились уже не охотники до чужого добра, а воины, верящие в своего вождя и подчинённые сознанию долга. Модэ умер в 174 г. до н.э., достигнув такого величия, о котором в начале жизни он и не помышлял. Его дело просуществовало 300 лет, хотя ни один из его потомков не мог сравниться с ним по таланту»[21].

Дело Модэ было продолжено его преемниками сыном Лаошань-шаньюем (174-161 гг. до н. э.) и внуком Гюньченем (161-126 гг. до н. э.). При Лаошане были окончательно разгромлены юечжи, а его сын Гюньчен в 152 г. до н. э. довёл до конца начатую ещё отцом борьбу с империей Хань за право хуннов вести свободную торговлю в приграничных областях Китая. Этот год считается кульминационным пунктом хуннского могущества[22].

Основу экономики хуннов составляло кочевое скотоводство. В условиях степей Центральной Азии (нынешней Монголии и прилегающих территорий) возможно круглогодичное кочевание без заготовки кормов на зиму, так как скот поедает прошлогоднюю траву, разгребая нетолстый слой снега. В стадах хуннов паслись традиционные для кочевников евразийских степей домашние животные: лошади, овцы, козы, верблюды и крупный рогатый скот. Среди всех животных особое место занимала лошадь, которая имела для кочевников наиважнейшее экономическое и военное значение. Именно в тех регионах, где получило распространение всадничество, кочевники играли важную роль в военной и политической истории доиндустриальных цивилизаций[23].

В то же время китайские летописи сообщают о наличии у хуннов посевов и запасов зерна. Однако собственное земледелие, по всей видимости, не удовлетворяло всех запросов населения хуннского государства, поэтому хунны были заинтересованы в торговле с Китаем. Также в китайских источниках содержатся сообщения о наличии у хуннов постоянных поселений и даже городов. Эти сведения были подтверждены данными археологических исследований. Были обнаружены остатки около 10 квадратных городов, укреплённых глинобитными стенами, валами, рвами и палисадами и свыше 20 неукреплённых ремесленно-земледельческих поселений. Исходя из этих находок, а также, опираясь на данные письменных источников, делаются выводы, что хунны вели комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство, развивая при этом горное дело, металлургию и другие ремёсла[24].

Кроме того, у хуннов имелись пограничные военные поселения – «оуто». Возможно, известный по китайским источником термин «оуто» – первое известное упоминание слова «орда». Наличие пограничных караулов означает, что имелись точные или достаточно точные пределы территории, на которую государство хуннов распространяло свой суверенитет[25].

Социальный строй.

Рабство, основным источником пополнения которого был плен, было широко распространено в хуннском обществе. Рабы, численность которых составляла около 1/10 части населения государства хуннов, пасли скот, занимались земледелием и ремеслом. Рабы, как и скот, могли находиться в частной собственности у свободных хуннов. И основным противоречием хуннского общества было противоречие между рабами и лично свободными людьми[26].

Таким образом, хуннское общество находилось на стадии становления раннеклассовых отношений. Оно состояло из рабов – эксплуатируемого, бесправного класса и лично свободных людей. Однако и лично свободные не были социально однородны, хотя классовые отношения в какой-то мере и сглаживались сохранением в быту родовых пережитков. Различие в статусе определялось положением в государстве, родовитостью, личным богатством, прежде всего тем количеством скота, которое имело данное лицо, силой и влиянием клана, к которому оно принадлежало. Основу господствующего класса хуннского общества составляли: семья и клан шаньюя, другие знатные кланы хуннов, а также их представители в лице высших должностных лиц – темников, тысячников, сотников, чиновников аппарата управления. К этому ядру господствующего класса хуннского общества примыкал широкий круг семей их родственников и свойственников, людей состоящих при них на службе и в услужении, просто богатых людей, сильных и удачливых воинов преданных им войск[27].

Между господствующим классом и рабами находилась основная часть хуннского общества – лично свободные скотоводы-воины, пасшие свой скот, а также люди, имевшие мало скота и работавшие на родовую знать и на богатых людей. И тех и других можно назвать вторым после рабов эксплуатируемым классом, так как даже мелкие скотовладельцы платили налоги и исполняли воинскую повинность.[28] Но, говоря о классовых отношениях внутри державы хуннов, нужно учитывать специфику кочевого общества. Здесь не было той пропасти в отношениях между различными слоями общества, как в осёдлоземледельческих цивилизациях. Рабство у кочевников зачастую носило патриархальный характер – рабы, проживая под одной крышей с хозяином, являлись, по сути, неполноправными членами его семьи. Представители знати воспринимались нередко полноправными кочевниками-воинами лишь как военные вожди и не более того. Очень часто в кочевых государствах члены господствующего племени даже не платили налогов. Подобная специфика социальных отношений была характерна для кочевых обществ вплоть до начала ХХ в.

Кроме эксплуатации внутренней, по отношению к рабам и простым общинникам, можно констатировать наличие и эксплуатации внешней. Хуннское государство в целом выступало как эксплуататор по отношению к покорённым народам, облагая их данью[29]. Так, покорённые дунху выплачивали постоянную дань тканями, овчинами и кожами. В случае задержки дани хунны казнили родовых старейшин, отнимали и обращали в рабство женщин и детей. Китай хоть и отказывался платить дань, но присылал в больших количествах в качестве «подарков» зерно, шёлк, посуду, ювелирные изделия и другие предметы ремесленного производства[30].

Политическая система.

Глава хуннского государства – шаньюй обладал следующими функциями и правами: «а) суверенным правом распоряжаться всей территорией государства, всеми землями, принадлежащими гуннам, и функцией охраны этой территории; б) правом объявления войны и заключения мира и функцией личного руководства войсками; в) правом концентрировать в своих руках все внешние сношения государства и функцией определения внешнеполитического курса; г) правом на жизнь и смерть каждого поданного и функцией верховного судьи»[31].

Государство хуннов обладало строго иерархической структурой. После шаньюя высшими лицами были «левый» и «правый» (т. е. западный и восточный) «мудрые князья», его сыновья или младшие братья. Они управляли западными и восточными частями державы и одновременно командовали левым и правым крылом армии. Ниже их стояли другие родичи шаньюя, управляющие определённой территорией, – все они носили различные титулы и назывались «начальниками над десятью тысячами всадников» (т.е. тёмниками). Их число было строго фиксировано – 24 высших военачальника, распределённые между левым и правым крылом войска, западной и восточной частями империи. Тот или иной пост занимался, как правило, в зависимости от родства с шаньюем[32]. Эти высшие чиновники хуннского государства назначали представителей местной администрации: тысячников, сотников и десятников.

Держава хуннов обладала двумя важнейшими признаками государственности – своей суверенной территорией, охраняемой по­граничными караулами, и центральным и местным аппаратом управ­ления. Кроме того, у хуннов имелось письменное делопроизводство, вёлся учёт населения, существовало налогообложение. Государство хуннов имело также свою правовую систему, включавшую в себя как гражданские, так и военные законы. Хунны были знакомы и с нормами древнекитайского международного права[33].

В основе идеологии государства хуннов лежал культ Неба и Земли, Солнца и Луны. Хуннские шаньюи считались порождением Неба и Земли и были поставлены управлять Солнцем и Луною. Культ Неба имел государственное значение. По установленному распорядку хунны три раза в году в городе Лунчэне совершали поклонение божеству Неба. На жертвоприношения собирались представители всех административно-территориальных единиц. Это была элита хуннского общества – сам шаньюй, знать и чиновники. Собравшиеся обсуждали государственные дела, вели учёт людей и скота, итогом чего, очевидно, было установление норм налогообложения по результатам минувшего лета. Съезды являлись постоянными органами управления государством[34].

Держава центральноазиатских хуннов – первое известное по письменным источникам государство кочевников Центральной Азии. Многие элементы государственной структуры хуннов повторяются в более поздних государственных образованиях тюркских народов. Например, десятичная система, деление на правое и левое крыло и т. д.

Внешняя политика. Отношения с Китаем.

Относительно мирное и благополучное существование державы Хунну продлилось до 133 г. до н. э., когда начался новый этап хунно-китайских войн. Обострение отношений между Хань и Хунну связано с политикой китайского императора У-ди (140-87 гг. до н. э.), который стремился захватить земли хуннов к югу от Гоби и сокрушить мощь их державы. Начиная с 127 г. до н. э. китайцы вели в целом успешные военные действия как в Средней Азии, где многие княжества находились в вассальной зависимости от хуннов, так в коренных землях хуннов на территории нынешней Монголии. Так в 119 г. до н. э. ханьская армия смогла захватить северную ставку шаньюя. Потери хуннов составили тогда около 90 тыс. В 101 г. до н. э. китайцы разграбили ферганские города, и хунны оказались отрезанными от оазисов нынешнего Восточного Туркестана. В последующие годы попытки крупных наступлений на хуннов были для китайцев безуспешными. И наконец, в 90 г. до н. э. произошло решающее сражение, когда на территорию Хунну вторглась 70-тысячная китайская армия. Ханьцам удалось разгромить передовые отряды хуннов, но затем они сами попали в окружение и вынуждены были сдаться. Этим поражением ханьской армии завершается очередной этап хунно-китайских войн, так как Китай исчерпал свои материальные и людские ресурсы. Хунны в очередной раз отстояли свою независимость.

Однако через двадцать лет на хуннов обрушилась новая беда: в результате природных катаклизмов у них начался падёж скота, который привёл к массовому голоду. Подстрекаемые китайцами, покорённые хуннами племена – усуни (народ иранского происхождения, живший западнее хуннов), ухуани (часть дунху) и енисейские динлины напали на хуннов. Потери хуннов составили до трети всего населения. Положение хуннов усугубилось начавшейся междоусобицей среди самой хуннской знати. Один из претендентов на престол Хуханье заручился поддержкой Китая, одержал победу над своим противником и провозгласил себя шаньюем. В 50 г. до н. э. государство Хунну признало себя вассалом империи Хань. Одна из причин ослабления Хунну заключалась в обогащении верхушки за счёт поступавших из Китая «подарков», что привело впоследствии к экономической зависимости хуннской знати от китайских императоров и противопоставлению знати основной массе хуннов.

Хунны вернули себе независимость и вновь обрели былое могущество в начале I в. н. э., когда кризисом был охвачен сам Китай, где происходили восстания, и шла борьба за власть.

Распад державы Хунну.

Но вскоре в 48 г. н. э. хунны вновь раскололись на две группировки: хуннов южных и хуннов северных. Южные хунны опять признали зависимость от восстановившей свою мощь империи Хань и в союзе с китайцами воевали с хуннами северными. В 90–94 гг. китайцы вместе с южными хуннами и сяньбийцами (потомки дунху-ухуаней) наносят ряд поражений северным хуннам. Десятки тысяч семей северных хуннов были вынуждены подчиниться сяньбийцам, которые стали господствующим племенем в Центральной Азии. Однако сопротивление северных хуннов продолжалось, они перенесли свою ставку в район Тарбагатая и сдерживали там натиск сяньбийцев до 155 г., пока не были окончательно разгромлены сяньбийским вождём Таншихаем. По всей видимости, большая часть уцелевших северных хуннов укрылась в горных лесах и ущельях Тарбагатая, Чёрного Иртыша, возможно Алтая. Лишь небольшая часть северных хуннов с боями отступала дальше на запад и, пройдя степи нынешнего Казахстана, к 158 г. достигла Нижнего Поволжья и Северного Прикаспия.

Два с половиной века длилось противоборство между державой хуннов и древним Китаем. И несмотря на то что численность китайцев многократно превышала число кочевников, хуннам не только удалось отбить натиск империй Цинь, а затем и Хань, но и заставить Поднебесную признать кочевое государство равным себе и даже заставить выплачивать в виде «подарков» фактическую дань. Последовавший развал хуннской империи был обусловлен целым комплексом различных факторов, в числе которых была и политика империи Хань, но бесспорно то, что лишь одни неимоверные усилия огромного Китая не смогли бы расшатать могущество степного государства.

Южные хунны, признав себя вассалами империи Хань, со временем полностью утратили остатки своей самостоятельности, а после того как господство в степях Центральной Азии перешло к сяньбийцам, они вынуждены были отступить на юг и поселились с разрешения ханьских властей в приграничных провинциях Китая. Китайское правительство всё менее считалось с южнохуннскими шаньюями: их смещали с престола, сажали в китайские тюрьмы или просто казнили. В 215 г. китайскими властями был арестован последний шаньюй, а для управления хуннами был назначен наместник[35]. В начале IV в. Китай раздирали смуты и междоусобицы, чем не преминули воспользоваться угнетаемые китайцами хунны. Они восстали и к 325 г. захватили весь север Китая. Господство хуннов продолжалось до 350 г., когда служившие хуннам китайцы совершили переворот и свергли с престола хуннскую династию. В результате последовавших репрессий погибло много хуннов. Однако торжество китайцев было недолгим. Вслед за хуннами на север Китая вторглись другие кочевые племена, в основном сяньбийского происхождения: муюн, тоба и др. Бывшие кочевники захватывали столицы Китая, их вожди объявляли себя императорами, принимали китайские имена. В приграничных районах на севере страны сформировались княжества со смешанным хунно-сяньбийским населением, которые просуществовали до первой половины V в.

 

Глава IV

Гунны

 

С момента своего появления в середине II в. в Северном Прикаспии хунны оказались в поле зрения античных авторов. Поселившиеся в степях Поволжья и Приуралья остатки северных хуннов оказались в окружении местных, большей частью, угорских племён. Тяжёлый переход на столь большие расстояния могли выдержать немногие. Скорее всего, выжили наиболее выносливые – мужчины-воины. По всей видимости, хунны постепенно смешивались с местным населением, вследствие чего менялся их внешний облик. Также происходили изменения в их материальной культуре[36]. Поэтому некоторые историки[37] предлагают различать центральноазиатских хуннов и сформировавшихся в Нижнем Поволжье и Приуралье восточноевропейских гуннов.

Около двухсот лет в источниках нет сведений о хуннах-гуннах, что говорит об отсутствии войн и иных катаклизмов. Возможно, в это время шёл приток новых кочевых групп – родов и племён с востока, которые вливались в гуннскую орду. В начале 60-х гг. IV в. гунны начинают продвигаться на запад, переходят Волгу и сталкиваются с проживавшими здесь аланами. Аланы – одно из сарматских племён, господствовавших в этом регионе, создали достаточно развитую материальную культуру, торговали с Римской империей и имели мощные вооружённые силы. Ударной силой алан была тяжёлая кавалерия. Аланские воины были одеты в чешуйчатые железные панцири, были вооружены длинным копьём, круглым щитом и длинным мечом. Гунны же унаследовали военную тактику хуннов. В её основе лежало применение лёгкой кавалерии, вооружённой мощными дальнобойными луками и обладавшей высокой маневренностью и мобильностью. «Притворным отступлением они умели заманивать в засаду и окружать самонадеянного противника. Но если враг переходил решительно в наступление, хуннские всадники рассыпались «подобно стае птиц», для того чтобы снова собраться и вступить в бой. Отогнать их было легко, разбить трудно, уничтожить невозможно»[38]. Применяя подобную тактику – осыпая противника стрелами и избегая непосредственного соприкосновения, гунны измотали аланскую тяжёлую кавалерию и заставили алан перейти к обороне. Гунны в свою очередь были не в состоянии прорвать оборону алан по реке Дон, где располагались аланские крепости. В тылу у алан имелся мощный союзник – готы, владения которых располагались от Балтийского моря до Чёрного. Значительные силы готов, скорее всего, были сосредоточены на линии обороны алан по Дону. В 371 г. гунны переправились по броду с Таманского полуострова в Крым и ударили в тыл готам и аланам. К 375 г. разгром готов и алан был завершён. Часть алан и готов ушла на запад и оказалась в пределах Римской империи, другая часть покорилась гуннам и осталась на своих землях. Преследуя готов, гунны дошли до Дуная, вторглись в приграничные районы Римской империи и на этом пока остановились. Основное их внимание было обращено на юг.

В 395 г. гунны перешли Кавказский хребет и вторглись в персидские владения в Закавказье. Оттуда они стали совершать набеги в страны Ближнего и Среднего Востока – как на территорию Сасанидского Ирана так и Римской империи. Они разоряли и грабили города Сирии, Мидии, Месопотамии, массами уводили население в рабство. Осаде подверглись Антиохия, Иерусалим, Тир[39]. Гунны покинули Переднюю Азию под давлением персидских войск около 408 г. и вновь обратили свой взор на запад.

В начале V в. гунны начинают проникать за Дунай и селиться в бывшей Римской провинции Паннония (территория современной Венгрии). Ещё в 412 г. ставка гуннских правителей располагалась в степях Северного Причерноморья, но уже к 430 г. гунны достигают Рейна, и их правитель Ругила пытается установить отношения с Римом. После его смерти в 434 г. власть перешла его племянникам – Аттиле и Бледе.

В 445 г., убив своего брата и соправителя Бледу, Аттила сосредоточил всю власть над державой гуннов в своих руках. Ещё до того гунны и присоединившиеся к ним племена совершили поход на Балканы, сожгли десятки городов и дошли до Константинополя. В 447 г. император Восточной Римской империи Феодосий II заключил с гуннами унизительный мир, уступив им южный берег Дуная и обязавшись платить ежегодную дань. Однако сменивший его новый император Маркиан в 450 г. расторг договор, отказался платить дань и готовил отпор гуннам.

Верно рассчитав силы Восточной и Западной Римских империй, Аттила решил, что на западе у него больше шансов на успех и двинул свои войска в римскую провинцию Галлия (нынешняя Франция). Одно из решающих сражений между войсками Аттилы и Западной Римской империи произошло в 451 г. на Каталунской равнине. Армиями Рима командовал талантливый полководец Аэций. В его войсках, как впрочем и в войсках Аттилы, было много германцев: готов, свевов, бургундов, франков и др. Кровопролитная битва не принесла успеха ни одной из сторон. Аттила повернул свои полчища обратно, а Аэций был не в силах его преследовать. Но уже в следующем в 452 г. Аттила возобновил военные действия и вторгся в Италию. Занимая города и крепости, Аттила продвигался к Риму. Без боя сдались Медиолан (Милан) и Павия. Аэций был не в силах противостоять гуннам. Тогда жители Рима прислали навстречу Аттиле делегацию с просьбой принять выкуп и пощадить город. Аттила принял предложение римлян и с огромной добычей победителем вернулся в свою ставку в Паннонии.

Могущество гуннской державы, ставшей сильнейшим государством в Европе, во многом держалось на личности Аттилы. Вот что писал о нём, опираясь на свидетельства очевидцев, Л. Н. Гумилёв: «Аттила был невысок, широкоплеч, с тёмными волосами и плоским носом. Борода у него была редкая. Узкие глаза его смотрели так пронзительно, что все подходящие к нему дрожали, видя осознанную силу. Страшный в гневе и беспощадный к врагам, он был милостив к своим соратникам. Гунны верили в его таланты и отвагу, поэтому под его властью объединились все племена от Волги до Рейна. Под его знаменем сражались, кроме гуннов, остроготы, гепиды, руги и акациры, а также много римлян и греков, предпочитавших справедливость гуннского царя произволу и корысти цивилизованных римских чиновников»[40].

После смерти Аттилы в 453 г. держава гуннов стала распадаться. Сначала восстали покорённые гуннами германские племена. Гунны попытались отойти в Северное Причерноморье, но здесь в начале 60-х гг. V в. появляются протоболгарские племена оногоуров, сарагуров и огуров, которые наносят им ряд поражений. В результате кровопролитных войн часть гуннов погибла, часть осталась на территории Византии (Восточной Римской империи), часть вошла в состав протоболгарских племён.

 

Глава V

Древние тюрки

 

Формирование племенного союза тюрк.

В IV–V вв. в Северном Китае господствовали различные кочевые и полукочевые племена, которые разделили страну на части. Одно из этих племён – тоба в начале V в. усилилось настолько, что начало борьбу за объединение всех северных земель Китая под своей властью. Племя ашина, жившее на северной границе Китая, не желая покориться врагу, в 439 г. уходит на запад и находит убежище в оазисе Турфан, что на территории нынешнего Восточного Туркестана. Само племя ашина было, по всей видимости, смешанным и могло состоять как из хуннов, так и из сяньбийцев. В Турфане племя ашина подверглось влиянию местного – ираноязычного населения. Могла иметь место и частичная метисация пришельцев с аборигенами. В Турфане ашина продержались до 460 г., когда сюда из степей Центральной Азии вторглись господствовавшие тогда там жужане (авары). Жужане покорили племя ашина и насильственно переселили его на Алтай[41].

Оказавшись на Алтае, ашина освоили массовое производство выплавки железа. Именно железом выплачивали они дань покорившим их жужаням. В эти времена Алтай был заселён, большей частью, племенами и народами, говорившими на языках, которые мы сейчас называем тюркскими. Эти племена и народы под руководством ашина создали союз, самоназванием которого становится слово тюрк. Для того времени это слово имело не этническое, а политическое значение. Уже к середине VI в. племенной союз тюрок становится важным фактором в расстановке сил в Центральной Азии. На территории нынешней Монголии, где господствовали жужане, нет месторождений железной руды, поэтому вся экономика и вооружение жужаней целиком зависели от поставлявших им железо тюрок[42]. Благоприятно для тюрок складывалась и международная обстановка. Образованная в V в. в Северном Китае племенем тоба империя Вэй в 534–535 гг. раскололась на Восточную Вэй и Западную Вэй. Оба враждовавших между собой государства искали союзников. И в 545 г. в ставку тюрок на Алтае прибыло посольство от государства Северная Чжоу (бывшая западная Вэй). Поскольку объединение тюрок не являлось самостоятельным государством, установление связей с иностранной державой уже само по себе стало вызовом по отношению к жужаням, в состав государства которых тюрки входили.

Великий тюркский каганат.

Наиболее многочисленными племенами, проживавшими от границ Китая до Прикаспия, были огузы (в китайских источниках теле). Огузы не были сплочены, поэтому вынуждены были подчиняться завоевавшим их земли жужаням. Они неоднократно поднимали восстания, но без особого успеха. Тюрки воспользовались их выступлением против жужаней и сплотили огузов вокруг себя. Найдя повод, тюрки, опираясь на огузов, восстали. Они нанесли жужаням ряд серьёзных поражений и вытеснили их из степей нынешней Монголии. Вождь тюрок Бумын в 552 г. принял титул каган, который до того носили жужаньские правители. Этот год считается датой основания Первого Тюркского каганата. Сами тюрки называли своё государство Тюрк эль. Разгром жужаней после смерти Бумына завершили его преемники – Кара-каган (552-553) и Муган-каган (553-572). Часть жужаней (авар) покорилась тюркам, многие погибли, а часть ушла на запад. Пройдя степи нынешнего Казахстана, перейдя Волгу, авары вышли к Северному Причерноморью и дойдя до Дуная создали новое государство – Аварский каганат.

Окончательное утверждение господства Тюркского каганата в Центральной Азии и Южной Сибири произошло при Муган-кагане. Им были покорены племена монголоязычных киданей в Юго-Западной Маньчжурии и тюркоязычных кыргызов на Енисее. Враждовавшие между собой государства Северного Китая – Северная Ци и Северная Чжоу – оказались зависимыми от Тюркского каганата и платили тюркам дань, в основном шёлком. Эта зависимость усилилась при наследнике Муган-кагана Таспар-кагане (572-581)[43]. В период его правления Первый Тюркский каганат достигает апогея своего могущества.

Тюрки не ограничились утверждением своей власти в Центральной Азии и стали продвигаться на запад. Преследуя жужаней, они оказались в степях нынешнего Казахстана. Под предводительством младшего брата Бумына – Истеми, который носил титул ябгу, тюрки в очередной раз нанесли поражение жужаням (аварам) и к 558 г. вышли к Волге. Затем тюрки повернули на юг и в союзе с Сасанидским Ираном разгромили в 563 г. государство эфталитов, власть которого распространялась на Среднюю Азию, часть нынешнего Афганистана и Ирана. Тюркам достались земли севернее Амударьи – древняя Согдиана, население которой не оказало тюркам серьёзного сопротивления. Напротив, согдийцы встретили тюрок как освободителей от ига эфталитов. Согдийские купцы получили возможность торговать на огромной территории и стали верноподанными тюркских каганов.

Союз Тюркского каганата и Ирана был скреплён браком шахиншаха Хосрова I (531-579) и дочери Истеми. Однако дружеские отношения между двумя державами сохранялись недолго. Сначала возникли разногласия по поводу дележа эфталитского наследства. Позже по различным причинам Иран отказал тюркам использовать свою территорию для транзита китайского шёлка в Византию. Шёлк, получаемый из Китая в качестве дани, скапливался у тюрок в больших количествах, и согдийские купцы предложили свои посреднические услуги по его сбыту. В конфликте с Ираном каганат нашёл поддержку у Византии, которая с почётом приняла тюркское посольство во главе с согдийцем Маниахом, а затем направила своего посланника в ставку кагана. Военные действия, начатые тюрками против Ирана, несмотря на первоначальные успехи, не дали заметных политических результатов. И к 569 г. тюркские войска вернулись в Согдиану. Неудачной для тюрок была и война 588-589 гг., когда во время похода в Иран было разгромлено тюркское войско, после чего был заключён мир.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.