КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конспектирование
В зависимости от цели, конспекты могут быть монографическими, селективными, сводными. Монографический конспект составляется, если стоит задача глубокого изучения определенной работы (например, тема семинарского занятия посвящена литературно-критической деятельности Н.А.Добролюбова и необходимо подготовить выступление по одной из его статей). Выборочный конспект (селективный) необходим, когда стоит цель извлечь из текста информацию по определенной теме (для самого этого текста, может быть, второстепенной или побочной). Сводный конспект составляется, если необходимо проработать несколько различных текстов для подготовки, например, доклада, реферата и др. Рекомендации: 1. Конспектирование книги или статьи существенно отличается от конспектирования лекции. Лекция, звучащая здесь и сейчас, нацеливает на конспектирование непосредственное – по ходу изложения материала. Такой способ (конспектирование по ходу чтения – от абзаца к абзацу) нежелателен, когда мы работаем с текстом, так как коэффициент полезного действия окажется крайне низок. Сначала необходимо прочитать весь текст, чтобы понять его суть. Только после того как уяснен общий смысл текста и еговнутренние содержательно-логические взаимосвязи, можно конспектировать. 2. Конспектирование начинается с записи фамилии, инициалов автора и названия работы, а также выходных данных источника. Желательно также отметить, где и когда впервые была напечатана изучаемая работа.. 3. При составлении монографического конспекта стоит задача – изъять из статьи самое существенное и в то же время не разрушить целостность авторского видения. А уже первое чтение часто показывает многоаспектность статьи (например, автора волнуют не только проблемы теории журналистики, но и целый ряд других вопросов, связанных с философией, политологией, социологией и др.). Если какой-то из аспектов упустить, то распадется целостность авторской концепции. Чтобы этого не произошло, предлагаем конспектировать работу, придерживаясь следующей структуры, представленной в виде вопросов, на которые следует ответить: 1) каково назначение данной работы, ее цель? 2) говорит ли автор что-либо о методе изучения вопроса? Если да, то кратко нужно определить этот метод; 3) рассматриваются ли в работе вопросы философии, журналистики, социологии, теории литературы, критики и т.п.? Если да, то кратко отметить; 4) какова концепция автора по основной теме статьи? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить основные тезисы автора и систему аргументации; 5) есть ли в статье публицистичность? В чем она заключается? 6) каков полемический аспект статьи: с кем ведется полемика? Открытая или скрытая? 4.При составлении выборочного конспекта (селективного). самый эффективный алгоритм работы следующий. Во-первых, нужно прочитать текст целиком, отмечая все места, имеющие отношение к интересующей вас теме. Во-вторых, отмеченные фрагменты следует перечитать уже внимательно. Если сами по себе они непонятны (хотя бы частично), так как увязаны с другими, нужно освоить и их. Параллельно с чтением текста нужно выписывать определения, толкования, формулировки, мнения, привлекаемые в качестве аргументов данные. В итоге вы поймете общий состав, содержательные и логические взаимосвязи имеющейся информации по необходимой теме и будете воспринимать ее как сложное единство. Таким образом, вы как бы «исторгли» из исследуемого текста, как из большой матрешки, матрешку поменьше — информационную подсистему, связанную с вашей темой. 5.Предлагаем следующую последовательность работы при составлении сводного конспекта: 1) сделайте выборочный, конспект по каждой работе в отдельности; 2) сравните их. Вы увидите, что в какой-то степени они дополняют, развивают, оспаривают или упраздняют друг друга. Обдумайте возникшие сопоставления; 3) теперь сведите основные положения каждой работы в один конспект. Это работа не механическая, а творческая. При ее выполнении могут неожиданно проясниться совершенно новые альтернативы, повороты в развитии темы и аргументы, которые не затрагивала ни одна из изученных вами отдельных работ. Составляя сводный конспект, важно не перепутать, какой элемент рассуждения или материала какому из авторов принадлежит. Стандартная и массовая ошибка первокурсника: увлеченный чтением и обдумыванием, он пренебрегает записью точных ссылок, так как уверен, что и без того быстро вспомнит, где что читал. Но уже очень скоро под грузом новой информации не может вспомнить, что изучал полгода назад, а не только номер страницы конкретной работы. Поэтому сразу приучайте себя делать ссылки и оформляйте их сразу по правилам. Ссылки нужны, чтобы по ним можно было снова найти нужную информацию, не теряя времени при написании других работ. Конспектирование при помощи компьютера облегчает оформление ссылок Сводный конспект — отличный метод подготовки к семинару. Как правило, к занятию требуется свести воедино и обдумать информацию из разных источников, приложив некие творческие усилия, а именно все эти проблемы и решает данный конспект. Сделав его, вы обнаруживаете, что, собственно, никакой иной подготовки вам и не нужно. 6.При любом виде конспектирования не забудьте о подзаголовках, абзацных отступах, пробельных строках, проявите оформительскую инициативу, используя подчеркивания, применяя различные шрифты и т.п. 7. При конспектировании стремитесь выразить мысль автора своими словами, это помогает более сознательному усвоению текста. Цитировать следует яркие и оригинальные мысли, на которые впоследствии возможна ссылка как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.
2.2.ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ
Важной формой активизации процесса усвоения знаний в высшем учебном заведении является написание различных видов письменных работ, традиционно это контрольная работа, реферат, курсовая работа и итоговая письменная работа – выпускная квалификационная (дипломная) работа[1]. Их целью является углубление и закрепление теоретических знаний, навыков работы с научно-теоретической литературой, самостоятельного анализа различных явлений общественной жизни (в том числе истории и современного бытия журналистики), а также развитие устойчивых способностей к самостоятельному изложению полученной информации. Обобщенная практика подготовки письменных работ показывает полезность соблюдения следующей логической последовательности: 1) осмысление избранной темы (проблемы) и формирование соответствующего замысла; 2) поиск необходимой литературы; 3) систематизация материалов и выработка плана написания работы; 4) написание текста работы; 5) обработка рукописи, оформление научно-справочного аппарата, приложений, титульного листа. При осмыслении проблемы и формировании замысла написания письменной работы важно четко определить: · какая решается задача; · делается акцент на теоретическое обоснование проблемы или обобщается практика; · какой справочный или иллюстративный материал должен быть представлен. При поиске литературы, отборе документов используются, в зависимости от поставленной цели и отведенного времени,два основных подхода: собрать максимальноеколичество различных источников и отобратьнеобходимые источники для выполнения письменного задания. При формировании замысла параллельно отрабатывается структураработы. Поэтому целесообразно обсудить с руководителем ее план. Определившись с окончательной структурой, можно приступать к группировке(разрозненные данные сводятся в удобные таблицы, схемы, тезисы и т.п.) и систематизации(раскладывание в определенной последовательности по частям работы) материалов. Рубрикация (деление) должна отвечать логически сопоставимым элементам (пунктам, параграфам, разделам, главам), отражающим содержание работы. Написание текста рукописи – сложная часть самостоятельной работы. Ни к одной из форм письменной работы не подходит путь переписывания или простой компиляции. Текст пишется самостоятельно на основе творческого (аналитического) анализа собранных и отобранных материалов. Подготовленная рукопись требует авторской доработки, а именно: критической оценки логики и содержания текста, литературной правки, проверки правильности оформления и представления научно-справочного аппарата по тексту и в конце письменной работы. На завершающей стадии достигается единство стиля изложения, введение дополнительных рубрикаций, проверка орфографии и пунктуации.
Все виды письменных работ оформляются на стандартных листах бумаги А4 (210x297 мм) с одной стороны. Текст работы отпечатывается через полтора интервала. Постраничные сноски оформляются через один интервал. При этом соблюдаются следующие размеры полей: левое – 35 мм, правое до 15 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм.; шрифт Times New Roman, 14 кегль (для сносок 10 кегль). Таковы общие положения подготовки и оформления письменных работ. Но существуют и особенности в написании каждого из их видов.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |