КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разработка программы опроса
Разработка программной документации – одна из наиболее сложных процедур любого исследования, в рамках которой автор определяется со стратегией, тактикой, методами и инструментарием проекта. От качества исполнения этого этапа зависит успех всего предприятия. Остановимся на том, какой должна быть программа опроса. В этом документе содержатся: - формулировка проблемы; - объект и предмет исследования; - его цель и основные задачи; - интерпретация основных понятий; - системный анализ объекта исследования; - гипотеза исследования; - описание выборки; - опросный лист/анкета исследования; - программа обработки и анализа полученных данных. Подробное описание того, как составляется программа, содержится в учебно-методическом пособии «Метод контент-анализа в исследовании журналистики». Там описано и показано на примерах, как формулируются проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, проводится системный анализ изучаемого объекта и операционализация понятий, составляется выборка и обосновывается программа обработки и анализа полученных данных. Здесь хотелось бы остановиться только на том, что собой представляет опросный лист или анкета исследования, по каким принципам они составляются и какие типы вопросов содержат. Начнем с того, что опросный лист (или анкета) составляется на основе системного анализа объекта исследования (эта процедура подробно описана в учебно-методическом пособии «Метод контент-анализа в исследовании журналистики»). Если в контент-анализе операционализация понятий заканчивается нахождением категорий и признаков кодификатора, в опросе эта процедура завершается определением основных вопросов и возможных вариантов ответа на них. Ведь именно вопрос является инструментом измерения эмпирических фактов в опросных методах[49]. При помощи вопросов и возможных вариантов ответа (вместе они образуют все ту же шкалу) социологам удается замерить мнения респондентов. В опросном листе встречаются вопросы различного типа. По способу ответа они делятся на открытые (те, по которым респондент должен сформулировать ответ самостоятельно), закрытые (те, которые содержат варианты возможных ответов) и полузакрытые / полуоткрытые (те, которые помимо готовых вариантов, предусматривают возможность самостоятельного ответа). При составлении опросного листа следует учитывать, что легче обрабатываются закрытые вопросы, открытые же требуют предварительной обработки: группировки и кодирования[50]. По функциям вопросы делятся на основные (посвященные проблемам исследования – именно они формулируются на основе системного анализа объекта исследования), вспомогательные и вопросы «паспортички». К вспомогательным вопросам относятся вопросы-фильтры. Они употребляются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от ее части. Подобным вопросом при исследовании поведения аудитории будет: «Вы читаете газеты?» Если человек не читает газет, он переходит к блоку вопросов, посвященных телевидению, если читает – отвечает на вопросы по блоку «газеты». Вопросы «паспортички» помещаются в конце анкеты и касаются демографических (пол, возраст), профессиональных (род занятий, профессия), и доходных (уровень дохода, размер зарплаты) характеристик опрашиваемого. Анкета, в отличие от опросного листа, заполняется самим респондентом. Поэтому очень важно, чтобы ее вопросы были доступно сформулированы, а сама анкета имела хорошую навигацию и отличалась простотой заполнения. Напоследок перечислим принципы составления вопросников, предложенные И.Д. Фомичевой[51]: 1) вопросник следует начинать с объяснения целей опроса, а также при необходимости – гарантий анонимности; 2) все вопросы должны быть понятны опрашиваемым, не следует включать в формулировки термины, специальную профессиональную лексику; 3) формулировки вопросов не должны подводить ответы в одном направлении; следует демонстрировать в них готовность исследователей получить как позитивные, так и негативные ответы; 4) составляя шкалы-перечни ответов, следует провести их апробацию, чтобы не упустить важные варианты; этому служит стадия пилотирования (предварительного пробного опроса) полевых документов; 5) порядок вопросов не должен служить «обучению» респондентов (если выявляются мотивы выбора изданий и дается перечень ответов, не имеет смысла выяснять потом что-либо типа – «За что вы цените такое-то издание?» – через открытый вопрос: высока вероятность того, что опрашиваемые воспользуются уже предложенными вариантами ответа); 6) в объемном интервью лучше начинать с более простых вопросов, постепенно втягивая опрашиваемых в размышления о предмете; 7) переходы от одних вопросов к другим должны оформляться в виде соответствующих указаний типа – «А теперь несколько вопросов о телевидении», «Перейдем к вопросам о качествах передач» и т.п.; 8) перед вопросами должны даваться пояснения по технике выбора и записи ответов. Особенно четкими они должны быть в анкетах, предназначенных для самозаполнения. В нужных случаях даются «маршрутные» указания типа: «Вопросы с 5-го по 8-й – только для тех, кто смотрит телепередачи на дециметровых каналах». Как уже было отмечено, область применения количественных опросов в исследовании журналистики весьма широка. Среди основных направлений исследования можно выделить следующие: 1) изучение поведения аудитории; 2) выявление социально-демографических и потребительских характеристик аудитории, а также уровня ее доходов; 3) исследование мнений журналистов, редакторов, издателей, владельцев, учредителей, распространителей по какому-либо вопросу; 4) общая оценка аудиторией результатов журналистской деятельности (изданий, телепрограмм и прочее). Качественные опросы применяются для более глубокого изучения субъективного опыта индивидов – их ожиданий, запросов, предпочтений, установок, мотивов и прочего. Поэтому именно на основе качественных опросов изучается отношение аудитории к тем или иным СМИ, информационным продуктам, авторам или ведущим; выявляются потребности и ожидания аудитории; мотивы ее обращения к СМИ и многое другое. Чаще всего в своих курсовых и дипломных работах студенты используют такие качественные опросные методы, как фокус-группа и глубинное интервью. Охарактеризуем каждый из них.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |