Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фокус-группа




Фокус-группа – групповое глубинное интервью, сфокусированное на исследуемой проблеме или объекте и направленное на определение отношения участников к поставленной проблеме, выявление особенностей их восприятия исследуемого объекта или изучение мотивации тех или иных действий участников[53]. В качестве объекта исследования фокус-группы может выступать все что угодно: печатное издание или дизайн телестудии, фигура ведущего, промо-ролик выпускаемого на рынок СМИ и т.д. В центре внимания участников фокус-группы может быть любая проблема, связанная с деятельностью СМИ, его конкурентами или самой аудиторией.

Фокус-группа проходит в специально оборудованном помещении, чье пространство организовано для проведения беседы – удобные стулья или кресла поставлены полукругом, на видном месте – экран, где будут демонстрироваться слайды или видеоролики, за специальной зеркальной стеной установлена видеотехника и аудиоаппаратура для фиксации результатов исследования. Групповое интервью длится в течение полутора-двух часов, по заранее разработанному сценарию («гайду»). «Гайд» состоит из отдельных сюжетов (обсуждаемых вопросов) с указанием применения в них дополнительных приемов (демонстрации видеороликов или слайдов, отражения каких-то элементов обсуждения на доске и пр.). Для того, чтобы определиться с вопросами фокус-группы, надо составить программу исследования, провести системный анализ объекта исследования и операционализацию понятий (подробнее об этом см. в учебно-методическом пособии «Метод контент-анализа в исследовании журналистики»).

Обычно фокус-группа проводится с 8–10 индивидами. Слишком большое количество людей не позволит выявить мнение каждого из респондентов по обсуждаемым вопросам. При этом участники не должны быть между собой знакомы, объединены общими идеями или интересами. Основным принципом их подбора является однородность социально-демографических характеристик, а также частота и объем потребления определенного товара или услуги (в нашем случае – конкретного издания, канала, программы и прочего). Данного принципа придерживаются, если проводится несколько фокус-групп с представителями разных слоев населения. В случае, когда организуют лишь одну фокус-группу, в нее приглашают представителей различных слоев населения. В результате получают набор суждений по какому-нибудь поводу, делая упор на их разнообразии.

Организаторы фокус-группы гарантируют участникам конфиденциальность. При желании они могут оставаться анонимными, присвоив себе для удобства обращения любые, желательно не повторяющиеся имена. Для обработки и анализа результатов необходимо вести аудио- и видеозапись исследования, но делается это лишь с согласия участников.

Фокус-группы проводит квалифицированный специалист модератор, задача которого выявить истинное отношение участников к обсуждаемым вопросам. Модератор не должен вмешиваться в рассуждения опрашиваемых, он вправе лишь выказывать интерес к ответам; его обязанность – дать высказаться каждому из участников по всем обсуждаемым вопросам. Для этого, советует И.Д. Фомичева[54], следует слегка «притормаживать» наиболее активных участников и поощрять к ответам стеснительных. Лучше всего изобрести какое-нибудь несложное правило, например, высказываться друг за другом, по ходу часовой стрелки.

Фокус-группа может быть организована в стенах редакции. По идее, распространенные в журналистской практике «круглые столы» с участием представителей аудитории и экспертов являются разновидностью данного метода исследования.

Еще хотелось бы отметить, что при подведении результатов фокус-группы, как, в общем-то, и любых других качественных исследований, не используются процентные соотношения. В лучшем случае в рамках проекта бывают опрошены 30 40 человек, применение же статистических методов, как отмечает И.Д. Фомичева[55], правомерно лишь на больших выборках. В случаях с малой выборкой при описании полученных выводов пользуются качественными определениями типа «подавляющее число участников считает, что…» или «в группе преобладают негативные оценки ситуации».

Фокус-группы в исследовании журналистики применяются для решения следующих задач:

- при изучении отношения аудитории к изданиям, каналам, программам, рекламным продуктам;

- при разработке коммуникативной стратегии, позиционировании СМИ;

- для оценки соответствия существующего издания требованиям рынка;

- при определении «проблемных» зон издания: для выявления недостатков уже существующих на рынке изданий в сознании аудитории;

- с целью поиска незанятых ниш и разработки нового издания;

- для формулировки предложений по изменению и улучшению отдельных характеристик издания;

- при выборе концепции издания;

- при ребрендинге издания;

- для определения портрета и особенностей поведения аудитории;

- с целью выявления моделей потребления информационной продукции, привычек и мотиваций аудитории, а также для определения типов потребительского поведения аудитории;

- при тестировании рекламных материалов;

- для выявления реакции аудитории на рекламу издания или PR-акцию.

Мы рассмотрели количественные и качественные опросные методики, которые могут быть использованы при исследовании журналистики. Однако существуют методы, которые нельзя отнести однозначно к тому или иному виду. В нашем случае речь идет об опросе экспертов. Он может быть, в зависимости от объемов выборки, и качественным, и количественным. Этот опрос требует не столько репрезентативности групп специалистов, сколько широкого охвата представителей разных экспертных сообществ, имеющих отношение к изучаемой проблеме.

 

Пример: при изучении проблемы монополии на рынке распространения печатной прессы есть смысл опросить не только специалистов в области распространения СМИ, но и издателей, главных редакторов, владельцев СМИ, представителей исполнительной и законодательной власти.

 

Соотношение различных экспертов в выборке, по мнению И.Д. Фомичевой[56], может быть произвольным, как и их численность. В некоторых случаях достаточно мнений, высказанных двадцатью экспертами, иногда число опрошенных приближается к сотне - все зависит от ресурсов, которыми обладает исследователь, а также от основных установок программы исследования. Как и в других качественных методах, при подведении итогов исследования мнений экспертов не используются процентные показатели.

 

 

8.2. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

 

Для знакомства с методикой проведения исследований методом контент-анализа см. учебно-методическое пособие «Метод контент-анализа в исследовании журналистики».

 

 

8.3. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ

Наблюдение – сбор первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли; метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения[57].

Метод наблюдения в его социологической трактовке используется не так часто, поскольку он, в большинстве случаев, трудно осуществим и мало эффективен. Действительно, чтобы наблюдать за каким-то процессом (а объектом социологического наблюдения выступает деятельность индивидов, то есть наблюдение ведется за людьми), исследователь должен как минимум при нем присутствовать, что бывает не всегда возможно. Применение же видеоаппаратуры или аудиотехники возможно лишь с согласия участников наблюдаемой ситуации. И если даже кто-то согласится на такое вмешательство в свою жизнь, полученные результаты будут искажены знанием участников наблюдаемой ситуации о том, что за ними наблюдают. К тому же наблюдение требует затраты больших временных и человеческих ресурсов: легче спросить у индивида, какие газеты он читает, как часто и почему, чем получить информацию об этих процессах посредством наблюдения[58].

Тем не менее, в ряде случаев применение метода наблюдения является обоснованным. Речь идет о ситуациях, когда у исследователя возникает возможность «посмотреть на проблему изнутри», без раскрытия своей роли наблюдателя. Поскольку наблюдать можно лишь за внешне видимыми явлениями, оптимальным объектом наблюдения будут ситуации человеческого взаимодействия, деятельность как таковая. Поэтому метод наблюдения может быть использован студентами при исследовании организации деятельности редакции или профессиональной деятельности отдельных журналистов. Возможность понаблюдать за этими процессами студенты получают, к примеру, во время летней практики. Если же статус практиканта меняется на статус штатного (и даже внештатного) сотрудника, возникает вопрос объективности проводимого наблюдения и его полученных результатов, поскольку исследователь в данном случае непосредственно включен в наблюдаемую ситуацию и исполняет в ней определенные роли. Хотя, как мы увидим позднее, в социологии возможен и такой вид наблюдения, его называют «включенным наблюдением».

И.Д. Фомичева считает[59], что метод наблюдения в исследовании журналистики применим при изучении поведения аудитории. В частности, она отмечает, что таким образом можно отслеживать процесс потребления информации аудиторией, реакцию аудитории на те или иные информационные продукты. В качестве примера она приводит ситуацию, когда исследователь внедряется в аудиторию, собравшуюся перед телевизором больничного холла. Или, стоя у газетного киоска, автор наблюдает, как люди выбирают издания, какими суждениями обмениваются между собой и продавцом, с чего начинают их просматривать.

Различают несколько видов социологического наблюдения. В зависимости от того, предупреждены ли исследуемые индивиды о том, что за ними наблюдают, выделяют явное (да, предупреждены), и скрытое (нет, не предупреждены) наблюдение. Исходя из того, участвует ли сам наблюдатель в исследуемом событии, различают включенное (да, участвует), и невключенное (нет, не участвует) наблюдение. Подразделяют также естественное (проводится в естественных условиях) и лабораторное (проводится в специально созданных условиях) наблюдение. По степени формализации наблюдение бывает формализованным и неформализованным.

Неформализованное наблюдение – это свободное наблюдение, которое не обусловлено никакими исследовательскими документами и реализуется по интуиции автора. Вообще такой тип наблюдения используется лишь на предварительном этапе и помогает сформулировать проблему исследования. Если же метод наблюдения выбран основным в курсовой или дипломной работе, тогда необходимо прибегнуть к формализованному наблюдению.

Проведение формализованного наблюдения (оно при этом может быть включенным или невключенным, открытым или скрытым) требует разработки программы исследования и его инструментария. Если в опросных методах основным инструментом исследования является опросный лист / анкета / сценарий фокус-группы / список вопросов интервью, в контент-анализе – кодификатор, то в наблюдении – протокол наблюдения. Методика проведения исследования здесь та же:

-вначале формулируется проблема исследования;

-обозначаются его объект и предмет, цель и задачи;

-интерпретируются основные понятия;

-проводится системный анализ объекта исследования и операционализируются основные понятия;

-затем выдвигается гипотеза исследования;

-на основе этого разрабатывается протокол наблюдения;

-составляется программа анализа и обработки данных;

-в случае надобности исследовательская документация дополняется методическими указаниями по технике проведения исследования (см. учебно-методическое пособие «Метод контент-анализа в исследовании журналистики»).

Протокол наблюдения – основной документ, структурирующий изучаемую ситуацию, где определены основные категории и признаки наблюдения, наблюдаемые ситуации, условия и единицы наблюдения.

Категории наблюдения – основные направления исследования, значимые для реализации его цели и задач.

Признаки наблюдения – конкретные эмпирические факты, информация о которых должна быть собрана в результате исследования (решение об их наблюдении принимается на основе операционализации понятий).

Наблюдаемые ситуации – все возможные ситуации, при которых могут проявиться категории и признаки наблюдения.

Условия наблюдения – требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя).

Единицы наблюдения – те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.

На основе протокола наблюдения составляются карточки регистрации (по одной на каждую единицу наблюдения), в которых автор непосредственно фиксирует наблюдаемые факты.

Наряду с заполнением регистрационных карточек, автор ведет дневник наблюдения, куда записывает промежуточные результаты, описывает свои действия как наблюдателя, а также реакции наблюдаемых.

И.Д. Фомичева предлагает упрощенный вариант протокола наблюдения[60]: с разметкой временных интервалов, отведением места для записи действий и высказываний разных участников наблюдаемой ситуации, а также с перечнем типов/видов возможных высказываний участников в той или иной ситуации.

Иногда на защите студенты вспоминают о методе наблюдения, пытаясь скрыть явную халатность проведения своего практического исследования. «Наблюдение» в их понимании выступает синонимом таких словосочетаний, как «что придется», «как попало», «по интуиции». Между тем, как было показано, исследование методом наблюдения является не таким простым, как кажется, и требует соответствующей методической проработки.

 

 


Глава 9. ЖУРНАЛИСТСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

9.1. АНАЛИЗ СМИ

ПО ТИПОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ

 

Типологический анализ как метод научного исследования используется для сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации групп объектов (как сосуществующих, так и разделенных по времени). Это сравнительное изучение осуществляется путем выявления сходства и различия изучаемых объектов на основании надежных способов их идентификации. При этом обязательно соблюдение двух принципов: изучаемые объекты понимаются как системы, и эти системы рассматриваются в их развитии. В результате строится некая типовая модель исследуемого множества объектов: обобщенная, идеализированная, теоретически сконцентрированная на наиболее существенных характеристиках[61].

Типологический анализ предполагает определение существенных признаков, присущих данному типу СМИ.

Тип – это мысленная конструкция, позволяющая выделить социально значимые, внутренне однородные, качественно отличные друг от друга группы объектов[62].

Тип издания – это образ, модель однотипных изданий, входящих в отдельно взятое типологическое множество, которое может быть родом, видом, подвидом или другим квалификационным множеством. Причем основой типоформирующего признака этого множества является интегральный результат, который возникает в процессе функционирования каждого отдельного издания, в него входящего[63].

В теории журналистики существуют разные методики проведения типологического анализа СМИ. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из универсальных методик типологического анализа, которая подходит для исследования как печатных, так и аудиовизуальных СМИ, является методика, предложенная авторами М.В. Шкондиным и Л.Л. Реснянской. Согласно им, при типологическом описании необходимо затрагивать следующие признаки СМИ:

1. Технологические признаки:

-используемые коммуникационные технологии (печать, телевидение, радио, интернет-СМИ);

-формат изданий и программ;

-тираж (в случае печатного СМИ);

-объем изданий / продолжительность вещания;

-периодичность выхода (ежедневное, еженедельное, ежемесячное издание или программа;

-время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения, радио и др.).

2. Экономические признаки:

-форма собственности (государственная, коммерческая, смешанная, собственность общественных организаций, иностранный капитал);

-характер инвестиций, преобладающих в редакционном бюджете (инвестиционные бюджеты – за счет государства, спонсоров и др.; рекламные бюджеты – за счет поступлений от рекламы; коммерческие бюджеты – подписка, розничная продажа информационных продуктов и услуг и др.);

-по результатам хозяйственной деятельности (доходные или убыточные СМИ).

3. Аудиторные признаки (по характеру аудиторных групп):

-территория распространения (транснациональные, национальные (общероссийские), межрегиональные, региональные, местные СМИ);

-по формату (массовые, «качественные» (в том числе деловые издания), издания бульварного типа);

-по профилю аудитории (ориентированные на определенные возрастные группы - детей, молодежь и т.д.; для женщин / мужчин; для отдельных групп населения – членов партии, верующих, работников образования и пр.).

4. Х арактер, тип информации:

-по освещаемой тематике (предмету отражения):

а) массово-публицистические издания и программы (отражают публичную сферу, текущую действительность в произведениях жанров журналистики, публицистики),

б) литературные издания и программы,

в) художественные;

г) художественно-публицистические;

д) литературно-художественные;

е) культурно-просветительские;

ж) для развлечения, игр, проведения досуга;

з) учебные и методические;

и) научные;

к) научно-популярные;

л) научно-практические;

м) научно-производственные;

н) производственно-практические;

о) официально-документальные;

п) религиозные;

р) рекламные, информационно-справочные;

с) другие;

-по политической ориентации (лояльные власти или оппозиционные ей; правые, левые, центристские; либеральные, коммунистические, национал-патриотические, социал-демократические и пр).

5. Целевое назначение СМИ (по характеру осуществляемых функций):

-информационные,

-аналитические,

-организационные,

-коммуникация в сфере экономики (политики, науки, искусства и пр.),

-и пр.

6. Организационные признаки:

-по организационно-правовой форме (ОАО, ЗАО, АНО и пр.);

-организационно-политические (СМИ, учредителем или издателем которых являются государственные, а также партийные, профсоюзные и другие организации гражданского общества);

-организационно-экономические (отраслевые, ведомственные, корпоративные СМИ);

-СМИ различных научных, образовательных организаций;

-СМИ творческих союзов (театральных и других обществ) и др.[64] М.В. Шкондин и Л.Л. Реснянская отмечают, что в процессе типологического анализа издания выясняется, насколько реальные характеристики исследуемого объекта соответствуют тем, которые должны быть свойственны ему согласно его месту в системе печати, занимаемой информационной нише. Одной из общепризнанных является методика, предложенная исследователем журналов А.И.Акоповым. Несмотря на то, что сам Акопов разработал ее для анализа журнальных изданий, считается, что она подходит и для других типов печатных СМИ.

 

Итак, согласно А.И. Акопову, существуют типоформирующие, вторичные и формальные типологические признаки изданий[65] [14]. Типоформирующие (типообразующие) признаки – это основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа издания.

В состав типоформирующих признаков входят:

1. издатель – учреждение, общественная организация или иной социальный институт, выпускающий данный орган печати;

2. цели и задачи – проектируемый образ результата, на достижение которого направлены стратегические и тактические действия издателя;

3. читательская аудитория – категория людей, читающих данное издание.

Таким образом, первая группа признаков отвечает на вопросы: кто, для кого и с какой целью выпускает издание. Эти три признака неразрывно связаны друг с другом и в совокупности формируют тип печатного издания.

Вторичные (зависимые) признаки – вид признаков, характеризующих тип издания в зависимости от типоформирующих признаков и определяемых этим типом.

В число вторичных признаков входят:

1)авторский состав – контингент авторов материалов, публикуемых в издании;

2) внутренняя структура – система разделов и рубрик, рубрикации внутри издания или ее отсутствие;

3) жанры – набор используемых в данном периодическом издании жанров журналистики;

4) оформление (дизайн) – наличие или отсутствие элементов художественного оформления.

На эти признаки оказывают непосредственное влияние типоформирующие признаки. В зависимости от издателя, целей издания и читательской аудитории выбирается соответственное оформление, состав авторов, жанры материалов, внутренняя структура. Точный выбор этих признаков и их составляющих во многом предопределяет успех издания на информационном рынке.

Наконец, еще в более подчиненном, зависимом состоянии находятся такие признаки, как периодичность, объем и тираж, называемые формальными (подчиненными) типологическими признаками. Они также зависят от сложившегося типа, читательской аудитории, целей издания, и, в меньшей степени, от вторичных признаков (например, оформление, внутренняя структура и жанры могут влиять на тираж издания, хотя и опосредованно).

Формальные типологические признаки – это признаки, характеризующие тип издания с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных типологических признаков. Широко известные как выходные сведения издательской продукции, данные признаки используются в следующих значениях:

1) периодичность – число выпусков (номеров) издания за определенный период времени (в год, месяц, неделю и т.п.);

2) объем – размер одного выпуска (номера) издания в полосах (при заданном формате), печатных знаках, учетно-издательских листах;

3) тираж – количество экземпляров одного выпуска (номера) издания.

Осуществив типологический анализ по методике, предложенной А.И. Акоповым, можно определить тип конкретного издания или группы изданий, а также выстроить модель издания того или иного типа.

 

Пример: воспользовавшись методикой типологического анализа А.И. Акопова, разработаем модель общественно-политической газеты.

Типоформирующие признаки общественно-политической газеты:

1. Если говорить об издателе (владельце) общественно-политических газет, то ими, по преимуществу, являются:

а) главы промышленно-финансовых групп, лояльно относящихся к правительству (к примеру, общественно-политическая газета «Коммерсантъ» принадлежит главе дочерней компании «Газпрома» - "Газпроминвестхолдинга" – Алишеру Усманову; владельцы «Промсвязьбанка» братья Ананьевы контролируют издательский дом «АиФ»);

б) государство (известно, что количество прибыльных общественно-политических газет в стране колеблется в пределах от 10 % до 12 % их общего количества, остальные издания в той или иной мере живут на дотации государства);

в) политики или политические партии (они начинают выпускать издание либо накануне выборов, как, к примеру, это делает СПС, выпуская газету «Проблема №1», либо издают газету на постоянной основе, как бывший депутат Государственной Думы РФ, бизнесмен Александр Лебедев и экс-президент СССР Михаил Горбачев, которым принадлежит «Новая газета»).

2. Выпуск общественно-политической газеты, как правило, бывает инициирован следующими целями и задачами:

а) все перечисленные типы владельцев стремятся к оказанию влияния на массовое сознание и поведение людей посредством представления определенной картины действительности и формирования общественного мнения;

б) политики и политические партии стремятся обеспечить поддержку собственных взглядов среди населения, сформировать свой электорат, обеспечить свое политическое влияние;

в) в современных рыночных условиях не стоит сбрасывать со счетов и такую цель, преследуемую владельцами, как получение прибыли от выпуска издания. Переход общественно-политических газет «Аргументы и Факты» и «Комсомольская правда» на формат массового издания был инициирован, среди прочего, и желанием увеличить прибыль от выпуска газеты за счет расширения аудитории.

3. Какая же аудитория у общественно-политических газет?

Наибольший интерес к изданиям общественно-политического характера проявляют мужчины: 29 % против 20 % женщин читают эти издания 4–5 раз в неделю и чаще. Так же общественно-политическую прессу предпочитают люди зрелого возраста. Средний возраст читающих ее составляет 33–36 лет [6].

Итак, общественно-политическая газета приобретается сегодня представителями политической и экономической элиты как актив, позволяющий оказывать влияние на сознание и поведение критически настроенной аудитории.

И далее по схеме.

 

Для типологического анализа теле- и радиокомпаний можно использовать методику, предложенную профессором Я.Н. Засурским. Согласно ему, при определении типа теле- или радиокомпании, необходимо учитывать:

1. Тип собственности компании:

-государственное радиовещание/телевещание, включающее центральные общероссийские радио- и телеканалы и муниципальные телекомпании и радиостанции;

-телекомпании и радиостанции, принадлежащие некоммерческим и прочим организациям;

-коммерческие и частные телекомпании и радиостанции, которые, в свою очередь, делятся на франчайзинговые, местные, частные медиа холдинги;

-телекомпании и радиостанции со смешанным типом собственности, акционерные общества с участием государственных структур.

2. Охват аудитории компанией:

-общенациональные и центральные компании;

-региональные телекомпании и радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны;

-локальные телекомпании и радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.

3. Тематическую направленность, характер предлагаемой информации:

- телекомпании / радиостанции универсального, или общего, характера;

- информационные телекомпании и радиостанции;

- музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные радиостанции, которые, в свою очередь, делятся по музыкальному формату;

- информационные, информационно-развлекательные, развлекательные, научно-популярные и другие телекомпании.

4. Рейтинг популярности среди населения (отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей).

 

 

9.2. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

 

Основой анализа творческой деятельности определенного журналиста может послужить информация, полученная в ходе контент-анализа созданных им журналистских текстов, а также почерпнутая из интервью с самим журналистом и его коллегами. Другое дело, что не всегда есть возможность побеседовать с интересующим исследователя журналистом, особенно если он не является сотрудником местного издания.

Обозначим основные направления анализа творческой деятельности журналиста:

1. История творческой деятельности.

Такие факторы как образование, стаж и место работы, этапы профессиональной деятельности, а также круг обязанностей (или должности), которые выполнял (занимал) журналист, влияют на процесс творчества, отражают развитие творческой деятельности индивида.

Подобная информация может быть получена в ходе глубинного интервью с журналистом.

2. Анализ творческой деятельности.

Здесь важны следующие моменты:

- активность журналиста (умение находить и разрабатывать новые темы, интересные для аудитории);

- владение журналистскими методами сбора информации, такими, как наблюдение, интервью, эксперимент, работа с документами;

- источники информации, с которыми предпочитает работать журналист (документы, люди, предметно-вещественная среда); можно проанализировать, сколько источников информации в среднем использует в одном материале журналист;

- умение работать в различных жанрах (информационных, аналитических, художественно-публицистических);

- владение методами анализа информации, такими как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, обобщение, систематизация, классификация, типологизация;

- владение методами предъявления фактов (описание, повествование, характеристика, объяснение, рассуждение, типизация).

В основном, данные по этим критериям могут быть получены на основе контент-анализа журналистских материалов интересующего вас автора.

3. Анализ результатов деятельности (созданных материалов).

Согласно М.Киму[66], главными критериями творчества являются оригинальность результата, его новизна и актуальность. Исходя из этого, критериями для оценки результатов творческой деятельности определенного журналиста могут быть следующие:

- каковы основные объекты творчества журналиста (какие проблемы и темы разрабатывает журналист, его тематическая специализация);

- актуальность и социальная значимость разрабатываемой тематики, исследуемых проблем;

- новизна и конструктивность идеи материала;

- особенности публицистического стиля автора (Е.С. Дорощук в качестве особенностей авторского стиля предлагает рассматривать его аналитичность / художественность, эвристичность / репродуктивность, дифференцированность / интеграцию[67]);

- владение образными и выразительными средствами при построении текста;

- текстовые характеристики творческого стиля (особенности композиции, предпочтительный вид сюжета, особенности архитектоники, предпочтительная структурная модель текста);

- тип текста с точки зрения творчества: эвристический (создающий что-то новое в содержании или форме), качественный продукт, массовый продукт.

Результаты деятельности журналиста также оцениваются на основе контент-анализа созданных им материалов.

 

Мы рассмотрели многообразие методов, используемых при изучении журналистики. Владение средствами научного познания позволяет организовать и успешно реализовать научно-исследовательскую деятельность студента. Курсовая или дипломная работа, выполненная в соответствии с правилами и нормами научного познания, демонстрирует исследовательскую культуру автора и производит благоприятное впечатление на тех, кто с ней знакомится.

 


РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «МЕТОДИКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА»

 

Практическое занятие № 1

Работа с текстом: составление плана

 

Цель: формирование умений и навыков работы с текстом.

 

Задание: прочитайте предложенный преподавателем текст. Составьте план текста.

Алгоритм:

· выясните значение непонятных слов;

· определите тему и основную мысль текста;

· разделите текст на смысловые части, озаглавьте их;

· напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста;

· проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать) текст;

· аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана;

· выпишите ключевые слова, опорные словосочетания, цифровые данные, необходимые для передачи основного содержания текста;

· используя план и выписки, устно восстановите основное содержание текста.

 

Домашнее задание:

1. Прочитайте главу вторую данного пособия.

2. На основе плана составьте тезисы предложенного преподавателем текста.

3. Составьте конспект текста.

 

Литература:

1. Безрукова А. В. Конспект и конспектирование // Валентина Безрукова // Нар. образование. – 2001. – № 5. – С. 150-154.

2. Граник Г. Г. Составление конспекта / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая // Вечерняя сред. шк.~ 1990. – No 3. – С. 52-54.

3. Золкин А. С. Как написать тезисы к курсовой работе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nsu.ru/psj/kursovye/tesis.html.

4. Соловьева Н. Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов: (для студ. и аспирантов) / Н. Н. Соловьева. – М.: АПК и ПРО, 2000. – 74 с.

 

 

Практическое занятие № 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.14 сек.