Месяц
жизни
| Ведущие линии развития
| Показатели развития
| |
|
| A3
| Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой
| |
АС
| Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач
| |
ДО
| Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе
| |
РА
| При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки
| |
Э
| Первая улыбка при общении со взрослым
| |
| РН
| Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, но нерезко выражены и непостоянны
| |
A3 АС
| Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы
| |
ДО
| Удерживает голову в вертикальном положении, лежа на животе
| |
РА
| Крик интонационно выразительный. Начальное гуление
| |
Э
| Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым
| |
| РН
| Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги
| |
A3
| Плавно следит н длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете
| |
ДО
ДР
| Хорошо держит голову. Опора па предплечья лежа на животе, поворачивается на живот Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча
| |
РА
| Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление
| |
Э
| Комплекс «оживления» - безудержная радость при общении с родителями
| |
| РН
| Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Кернига и Моро. Исчезает физиологический гипертопус в руках
| |
A3 АС
| Четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку
| |
ДО ДР
| Поворачивается со спины на живот. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку
| |
РА
| Певучее продолжительное гуление. Начинает смеяться в голос
| |
СП
| Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде
| |
| РН
| Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Исчезает гипертонус мышц-сгибателей в ногах
| |
ДО
| Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается с живота на спину. Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук
| |
ДР
| Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот
| |
РА
| Продолжительно певуче гулит цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем н пр.
| |
СП
| Различает близких н чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха
| |
| A3
| Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет н вытягивает руки
| |
ДОДР
| При подтягивании за руки изгибает голову, садится. Перекладывает в руках игрушку
| |
РА
| Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги
| |
Н
| Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки
| |
ЭСП
| По-разному реагирует на свое и чужое имя. Формируется активное внимание.
| |
| ДО
| Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки
| |
ДР
| Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку
| |
РП РА
| На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает па пего пальнем. Подолгу активно лепечет
| |
Н
| Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый
| |
СП
| Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес
| |
| A3
| Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии
| |
ДО
| Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает
| |
РП
РА
| Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет
| |
Н
| Сам держит сухари к, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их
| |
СП И
| Играет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.
| |
| ДО
ДР
| Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку
| |
РП
| По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается на зов
| |
РА
| Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Интонационно-выразительная имитация фразы
| |
Н
| Спокойно относится к высаживанию на горшок
| |
СП
| Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами
| |
| ДО
| Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за нее одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы
| |
ДР
| По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет ранне известные действия «сорока», «ладушки», до свидания
| |
РП
| По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки
| |
РА
| Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя
| |
СП
| Голосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми
| |
| ДО
| Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры
| |
ДР
| Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком
| |
РП
| Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела
| |
РА
| Увеличивается запас лепетных слов, появляются первые упрощенные слова
| |
СП
| Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям и взрослым, очень любит трогать животных
| |
| ДО
| Первые самостоятельные шаги без поддержки
| |
ДР
| Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку
| |
РП
| Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке
| |
РА
| Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения
| |
СР
| Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики
| |