Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Джон Локк




Целью закона является не уничтожение и не
ограничение, а сохранение и расширение свободы…

Джон Локк(1632–1704) – английский политический мыслитель, философ, основатель либерализма и сенсуализма. Локк – один из выдающихся теоретиков либерально-демократического государства. Его работа «Два трак-  

тата о правлении», опубликованная в 1690 г. (спустя два года после английской революции 1688 г.), стала библией либерализма для его современников и последующих поколений.

Гносеология

Локк считается основателем с енсуализма – направления в гносеологии, согласно которому все знания происходят из ощущений и рефлексий.

Ощущения – это данные, полученные посредством зрения, слуха, осязания и других органов чувств, а рефлексии – это «восприятия деятельности нашего ума», идеи о своей собственной деятельности, о своих психических состояниях – эмоциях, желаниях и т.п. Согласно сенсуализму, сознание новорожденного – это «tabula rasa» – «белая бумага без каких-либо знаков и идей», т.е. людям не присущи ни врожденные математические, логические, метафизические знания, ни нравственные принципы; душа человека не мыслит непрерывно.

Сенсуализм стал основанием критики представлений об интеллектуальном преимуществе правящих классов. Люди, по природе, равны между собой: «без какого-либо подчинения или подавления».

Онтология. Локк был сторонником деизма и механицизма.

Политическая философия

Локк считал, что назначение государства состоит в защите неприкосновенности естественных прав человека [38], таких как права на жизнь, свободу и имущество [39].

Свою политическую философию Локк, вслед за Гоббсом, построил на основе концепции договорного возникновения государства. Но в отличие от Гоббса Локк не считал, что в естественном состоянии была война всех против всех. В качестве обоснования позиции Локка выделим из его учения следующие положения.

– Люди различны по своим физическим и интеллектуальным качествам, каждый производит то, к чему более склонен. Поэтому уже в естественном состоянии общества присутствует разделение труда. Люди нуждаются друг в друге, прежде всего, для обмена произведенными продуктами.

– Люди руководствуются естественным законом, предписывающих всем: «Поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого; ибо все люди созданы одним всемогущим и бесконечно мудрым творцом…»

– А если кто «живет не по правилу разума и общего равенства», «становится опасен для человечества, его мира и безопасности», то всякий другой имеет право судить и наказывать его за нарушение естественного закона [8, 265-266]. Вследствие того, что люди, выступающие судьями в собственном деле, как правило, разрешают споры в свою пользу, необъективны, временами возникают междоусобицы и даже войны, но когда «применение силы больше не имеет места, тогда состояние войны прекращается между теми, кто находится в обществе» [8, 273].

Итак, согласно Локку, война не была характерным состоянием естественного общества. В нем царило свободное сосуществование равных индивидов. При отсутствии установленных для всех и служащих мерилом справедливости законов, компетентных судей, знающих эти законы, а также при недостатке силы, способной привести решение суда в исполнение, свобода часто оборачивалась своеволием, и люди находились под постоянной угрозой посягательств на жизнь, собственность и свободу со стороны других. Поэтому люди отказались от своей естественной свободы и заключили общественный договор, подчинив себя законам и властям.

Самой подходящей формой правления для первых государств являлась абсолютная монархия, обеспечивающая главным образом защиту от внешних врагов и успех в войнах. Главы первых государств – монархи – либо отцы семейств, либо «самые храбрые и мудрые, избранные для того, чтобы вести народ против врагов». Подданные первых государств жили достаточно просто и бедно. У них было мало собственности, а значит, мало поводов для споров и преступлений. Соответственно не было нужды ни в многообразии законов, ни в отдельной системе правосудия. Первые монархи не превышали свои полномочия для угнетения народа. Подданные доверяли честности и благоразумию монархов, не ограничивали и не регулировали их власть. Первые монархи заложили основы наследственной или выборной королевской власти. Абсолютная монархия нередко становится ничем не ограниченной тиранией, когда она направляется на защиту от внешних врагов, а не на защиту основных прав человека (на жизнь, собственность и свободу). Таким образом, абсолютная монархия, в сущности, не выводит общество из естественного состояния и «не может быть формой гражданского правления». Здесь Локк приходит к формулировке основных положений либерализма.

Положения либерализма, согласно Локку

– «Поскольку люди являются, как уже говорилось, по природе свободными, равными и независимыми, то никто не может быть выведен из этого состояния и подчинен политической власти другого без своего собственного согласия. Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей свободы и надевает узы гражданского общества, – это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество» [8, 317].

– «Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью», т.е. жизнью, свободой, здоровьем, внешними вещами, такими, как земля, деньги, утварь и т.д. Гражданское общество – это способ «удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества».

– Интересы гражданского общества должно охранять правовое государство.

– Для предотвращения возврата к тирании, для защиты демократического образа правления власть должна быть разделена на три ветви: законодательную (ответственную за принятие разумных законов), исполнительную (действующую на основе этих законов) и федеративную (ведающую международными отношениями)[40].

– Первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти; законодательный орган власти должен избираться и назначаться народом.

– Целью законодательной власти должно быть «сохранение общества и (в той мере, в какой это будет совпадать с общественным благом) каждого члена общества».

– Основным орудием сохранения жизни, свобод и владений индивида должны быть установленные законодательной властью общие для всех, разумные законы. Где нет разумного закона, там нет свободы.

– Закон признается правовым, если он не ограничивает, а сохраняет и расширяет свободу. «Целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы… свобода состоит в том, чтобы не испытывать ограничения и насилия со стороны других, а это не может быть осуществлено там, где нет закона» [46, 293-294].

– Свобода в обществе возможна, только если разумные государственные законы предписывают свободному и разумному человеку действовать в собственных интересах. Действие каждого в собственных интересах служит общему благу.

– Свобода человека в обществе заключается в том, что он подчиняется лишь только установленной по согласию в государстве законодательной власти, и не находится в подчинении чьей-либо воли и не ограничен каким-либо законом, за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием [46, 274].

– В обществе должен функционировать исполнительный орган власти, «куда каждый член этого общества может обратиться, понеся какой-либо ущерб или в случае любого возникшего спора, и этому органу должен повиноваться каждый член этого общества».

– В обществе должны процветать демократические ценности уважения к личности: никто никому не вправе навязывать взгляды силой. Недопустимо также оправдывать жестокие преследования инакомыслящих заботой о государстве.

Философия воспитания. Стоит отметить, что Локк был противником слишком либерального воспитания. Пока индивид находится в состоянии несовершеннолетия и не обладает собственным разумом, способным предложить законы, согласно которым индивид должен собой управлять, ему нельзя доверять безграничной свободы.

Отношение к религии. Будучи протестантом, Джон Локк критически относился к католикам и атеистам. В католиках он видел прежде всего исконных врагов протестантской Англии, ее государственности, в атеистах – людей, лишенных той санкции, которая одна в состоянии обеспечить нравственный образ мыслей и действий. Таким образом, либерал Локк не придерживался идеи свободы вероисповедания. И до сих пор свобода совести не закреплена в Англии на законодательном уровне. Так, например, и сегодня король и его супруга не имеют права быть католиками.

Значение и критика учения. Локк – основатель либерализма, и в этом состоит его выдающаяся заслуга в философии свободы. Сенсуализм Локка ныне оценивается двояко. С одной стороны, он стал основой политической борьбы за равенство людей. Он стал основой марксистско-ленинской теории познания. Ленин писал: «Все знания из опыта, из ощущений, из восприятий. Это так»[41]. С другой стороны, сенсуализм, как отмечает психолог К.Г. Юнг, оказывает пагубное влияние на педагогику. «Чудовищная идея, что все в человеческую душу попадает извне и, таким образом, возникает на чистом листе, породила ошибочное мнение, что в нормальных обстоятельствах психика человека находится в совершенном порядке. Поэтому он ищет спасения у государства… Он думает, что смысл его существования будет ясен, когда бесплатная еда одежда будут лежать у него на пороге или когда каждый будет иметь автомобиль… В результате подобных предрассудков индивидуум чувствует себя полностью зависимым от своего окружения и теряет всякую способность к самосознанию. Его нравственность замещается знанием того, что разрешено, что запрещено и что приказано»[42].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.