Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Френсис Бэкон




Философия Нового времени начинается с учения англичанина Френсиса Бэкона (1561–1626). Сфера деятельности барона и виконта Ф. Бэкона была достаточно обширной. Он был адвокатом, историком, политическим

деятелем, членом парламента, лорд-канцлером, лорд-хранителем печати. В 1621 г. обвинен во взяточничестве и отстранен от всех должностей. Бэкон призывал использовать данный людям Богом ум для того, чтобы познавать сотворенную Богом природу «на пользу человеческому роду».

Гносеология. О методах. Об идолах. Эмпиризм

Бэкон отметил, что предшествующая созерцательная наука (Аристотеля и схоластов) опирается на догматический, бесполезный для наук дедуктивный метод исследования, заключающийся в выведении из общих умозрительных положений частных положений. Например, как в силлогизме «Все люди смертны. Сократ – человек. Значит, Сократ смертен». Дедукция не дает прироста знания, а значит, по мнению Бэкона, бесполезна.

Бэкон анализирует причины, из-за которых в познании возникают ошибки. Эти причины философ называет «идолами», «призраками» познания: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка и идолы театра.

Идолы рода – это ошибки общие для всех людей, связанные с природой человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде» [1, 8]. Ум склонен видеть в природе больше гармонии и порядка, чем она содержит. К этой склонности, например, Бэкон относит телеологизм и представления об идеальных круговых движениях планет.

Идолы пещеры – это заблуждения отдельного человека, возникающие из-за особых прирожденных свойств, воспитания, чтения книг, влияния авторитетов, предвзятости ума и т.п. Предвзятый ум пренебрегает фактами, свидетельствующими о противной ему позиции.

Идолы площади возникают из-за использования нечетко установленных слов в пустых и ложных теориях или в толпе. Примеры таких слов: «судьба», «перводвигатель». Идолы площади ведут людей к бесчисленным бесполезным спорам и толкованиям.

Идолы театра – это некритично усвоенные ложные мнения философов или ученых, создающих подобно театру вымышленные миры. Здесь Бэкон критикует метафизику Аристотеля: последний «притягивает к своим мнениям искаженный опыт, как пленника» [1, 29], а его последователи вовсе отказались от опыта.

Бэкон предлагает метод борьбы с идолами познания. Получаемые научные знания следует проверять экспериментом, т.е. активным испытанием природы. Таким образом, Бэкон является основателем эмпиризма – направления в гносеологии, в котором источником и критерием истинного знания признается опыт, эксперимент.

Экспериментальная наука должна опираться на индукцию – умозаключение от частного знания к общему. Например, вода испаряется, керосин испаряется, спирт испаряется, значит, все жидкости испаряются. С помощью индукции Бэкон предлагал познавать формы, под которыми он понимал «не что иное как законы».

Бэкон не был чистым эмпириком. Он считал, что истинным методом и надежным гарантом успеха в познании и практической деятельности может быть только союз опыта и рассудка. Чистый теоретик – догматик – похож на паука, который из самого себя ткет паутину. Сторонник противоположного метода – эмпирик – похож на муравья, беспорядочно хватающегося за все, что ни попадется ему на пути. Эмпирик делает открытия в значительной степени случайно. Сторонник истинного метода подобно пчеле занимается умственной переработкой материалов, доставляемых опытом.

Социальная философия

Бэкон был сторонником абсолютной монархии и сильной централизованной власти. Искушенный политик вносит следующие предложения по руководству государством [2, 380–386].

– Государь не должен отождествлять себя с какой-либо партией, иначе государство будет подобно кораблю, который опрокидывается от неравномерного размещения груза.

– Следует удерживать крепко четыре столпа правления: религию, правосудие, совет и казну; если будет расшатан хотя бы один из них, то людям надо молиться, чтобы миновала их беда. Необходимо устранять материальные причины мятежа: великий голод и великое недовольство.

– Посредством особых законов поощрять производство, искоренять праздность, обуздывать роскошь и расточительство, применять регулирование цен, уменьшать налогообложение, открывать торговые пути, совершенствовать земледелие и т.п.

– «Более всего правительству надлежит заботиться, чтобы деньги и драгоценности не скоплялись в руках немногих».

– «Даровать народу некоторые вольности, возможность приносить жалобы и изливать недовольство (лишь бы это было без излишней наглости и угроз) тоже будет спасительной мерой».

– «Искусно и ловко тешить надеждами, вести народ от одной надежды к другой есть одно из лучших противоядий от недовольства. Поистине, мудро то правительство, которое умеет убаюкивать людей надеждами, когда оно не может удовлетворить их нужды».

Значение учения. Бэкон одним из первых провозгласил необходимость развития научного знания как приоритетную социальную задачу. Он утвердил эмпиризм и индукцию как важнейшие методы познания природы. Эмпиризм способствовал развитию образования, а именно возникновению англо-американского стиля обучения, в котором образовательный процесс идет от опыта к теории. При таком стиле обучения учащиеся доверяют больше себе, чем книгам и авторитетам, а значит, становятся более свободными. Противоположный стиль образования исходит из средневековой схоластики, в нем направление обучения идет от теории, до практики дело часто не доходит.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.