Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реально-политическое учение Никколо Макиавелли




Политические учения эпохи Возрождения

Человек, который привык действовать лишь одним определенным образом… не способен изменяться, и если обстоятельства требуют поступать вопреки его привычкам, он обязательно проиграет.

Итальянский политический философ, писатель, историк Никколо Макиавелли (1469–1527) – потомок древнего знатного, но обедневшего рода во Флоренции. В 1494 г. Флоренция изгнала правящую семью Медичи и  

стала Республикой. С 1498 г. по 1512 г. Макиавелли работал на государственной службе, занимаясь дипломатической службой и проблемами защиты Флоренции. В 1512 г. Медичи вернули себе власть, и Республика была отменена. Макиавелли оказался в опале. В годы ссылки (1513–1520) философ написал два своих главных труда. В работе «Размышления над первой декадой Тита Ливия» Макиавелли утверждает, что лучшей формой правления является республика, но для объединения разрозненных государств современной ему Италии он признает необходимой сильную монархию. Знаменитый труд «Государь» мыслитель написал в качестве своеобразной инструкции по удержанию власти правителем. Известно, что этот труд читали Наполеон, Черчилль, Сталин.

О человеке. Макиавелли весьма нелестно отзывается о людях:

«Ведь людей можно охарактеризовать как неблагодарных и переменчивых, расположенных к неискренности и лжи; их пугает опасность и привлекает нажива; пока благоволишь им, они за тебя всей душой, клянутся ничего не жалеть для тебя: ни крови, ни жизни, ни детей, ни добра, но едва они тебе понадобятся, сразу же от тебя отрекутся. И трудно будет тому государю, который, поверив их обещаниям, ничего не предпримет на случай опасности. Ведь дружбу, которая достается за деньги, а не завоевывается величием и великодушием души, можно купить, но нельзя сохранить, чтобы прибегнуть к ее помощи в тяжелое время. К тому же люди меньше всего боятся причинить обиду тому, кто проявляет к ним любовь, чем тому, кто вселяет в них страх, ведь любовь поддерживается признательностью, о которой люди, будучи плохими, могут забыть ради своей выгоды, а страх поддерживается угрозой возмездия, о которой забыть невозможно» [6, 78].

Политическая философия

Макиавелли отвергает теологическую доктрину о главенстве церкви над государством и формулирует первое светское после эпохи Средневековья), реально-политическое (Realpolitik) учение о государстве.

Италия в то время была раздроблена на множество маленьких враждующих друг с другом государств. Макиавелли провозгласил тезис, что для создания стабильного сильного государства обладатель верховной власти, хотя и должен выглядеть добродетельным и быть таковым на самом деле, но если необходимо, он не должен подчиняться никаким моральным нормам и ограничениям закона. Приемлемы не только хитрость, но даже обман и убийство, если они ведут к общему миру и порядку. Цель политики, согласно Макиавелли – общий мир и порядок, «общее благо», безопасность, свободное пользование имуществом гражданами, а не личный и корыстный интерес правителя. И только такая цель, по мнению Макиавелли, «оправдывает средства».

Советы государю

«Главная задача всякого государя избегать ненависти и презрения».

«Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первого часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя... Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков».

«… мудрый правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это наносит вред его интересам и если исчез повод, который побудил его дать обещание» [6, 82].

Макиавелли считает, что при возможности бунта лучше заранее казнить несколько десятков ни в чем неповинных людей, которые могли бы возглавить его, чем допустить сам бунт, в котором наверняка погибнут тысячи.

О лучшем типе правления. Макиавелли в работе «Размышления над первой декадой Тита Ливия» высказал мнение, что монархия необходима при царстве неравенства, для создания и реформирования государств, а для поддержания государственной власти, там, где существует равноправие, наилучшей формой правления является республика, основанная на неприкосновенности частной собственности.

«Республика более жизнеспособна и более счастлива, чем единовластие, поскольку она имеет граждан с разнообразными характерами, способна приспосабливаться к различным обстоятельствам лучше, чем монархическое государство. Человек, который привык действовать лишь одним определенным образом, как уже было сказано, не способен изменяться, и если обстоятельства требуют поступать вопреки его привычкам, он обязательно проиграет» [7, 547-548].

«.. все области и страны, которые пользуются неограниченной свободой, благоденствуют во всех отношениях… богатство таких государств постоянно умножается благодаря земледелию и ремеслам, так как все их граждане не боятся приобретать и приумножать свое имущество, уверенные в том, что никто не запретит свободно им распоряжаться» [6, 352].

О религии. Макиавелли критиковал католицизм за то, что он формирует смиренного, несвободного, отвращенного от реальной жизни человека.

«Если наша религия и требует от нас, чтобы мы были сильными, то только с такой целью, чтобы мы могли переносить страдания, а не для совершения отважных поступков. Это мне кажется ослабило людей и отдало их в руки мерзавцам, которые получили возможность без опаски делать с ними, что им вздумается… Нынешний мир стал изнеженным, надежда на небеса лишила его сил, и это произошло… только из-за презренного малодушия тех, кто толкует нашу религию с точки зрения бездействия, а не доблести… Такое воспитание... привело к тому, что в мире стало намного меньше республик по сравнению с древностью и уменьшило в современных людях любовь к свободе» [7, 350-351].

Значение учения. Главная заслуга Макиавелли перед философией – создание учения о светском характере власти и государства, рассмотрение их как объектов научного изучения. Макиавелли создал первое неморалистическое, так называемое реально-политическое руководство для государя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.