Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение протестантизма




В эпоху Возрождения возникает реформаторское направление в христианстве – протестантизм.

М. Лютер Основатели протестантизма – немецкий богослов Мартин Лютер(1483–1546) и проживший значительную часть жизни в Швейцарии французский богослов Жан Кальвин (1455–1536). В самом названии нового религиозного течения   Ж. Кальвин

звучит голос свободы – протест. Протестантское движение начинается с написания и распространения М. Лютером 95 тезисов против индульгенций (1517). Основная мысль тезисов: Папа не Бог, и следовательно, не обладает властью освобождения людей от наказаний за грехи. Лютер призывал к реформации христианства, к отказу от посредника между человеком и Богом – от католической церкви.

На место церковной организации протестанты предложили общинную, сектантскую. Достоинство общинной организации показал исследователь протестантской этики М. Вебер.

«Принадлежность к секте – в противоположность принадлежности к церкви, которая «дана» человеку от «рож­дения», – является своего рода нравственным (прежде всего в деловом отношении) аттестатом личности. «Цер­ковь» – не что иное, как учреждение по дарованию благо­дати… принадлежность к церкви (по идее) обязательна и поэтому сама по себе ни в коей степени не характеризует моральные качества прихожан. «Секта» же, напротив, является волюнтаристским объединением лишь достойных (по идее) в религиозно-этическом отношении людей, квалифицированных в качестве таковых и добро­вольно вступивших в это объединение, при условии столь же добровольно данного им разрешения, ввиду их доказан­ной религиозной избранности. Исключение из секты за нравственные проступки экономически влекло за собой по­терю кредита и социальное деклассирование» [3, 277].

Вебер показал, что добровольно-общинный характер христианского вероисповедания дает больше свободы индивиду, чем обязательно-церковный, и вместе с тем больше ответственности. Члену протестантской общины сложнее нарушить нравственные предписания Христа, чем человеку, просто обязанному верить единой для всех и достаточно отдаленной от него церкви.

Объединившиеся в общины последователи Лютера должны руководствоваться следующими принципами:

1. Только благодать (незаслуженная благосклонность Бога, Его незаслуженная любовь к избранным Им; благодать нельзя заслужить, Бог Сам решил проблему греха и спасения человека, послав на смерть Своего Сына).

2. Только вера (праведность является даром от Бога, который приходит через веру).

3. Только Писание (Библия является единственным источником, указывающим Божественные стандарты для жизни человека).

4. Только Христос (нет иного пути спасения человека, как только вера в Иисуса Христа).

В отличие от католичества, признававшего необходимость добрых дел (молитвы, пост, паломничество, пожертвования, покупки индульгенций) в спасении, Лютер утверждал, что заслужить прощение и спасение добрыми делами нельзя, потому что первородный грех настолько извратил природу человека, что он хоть и остается вполне способным на добрые дела, но не может спастись своими заслугами. Для спасения необходимы нравственные изменения в самом человеке.

«Никогда добро и праведное дело не создадут доброго и праведного человека, но добрый и праведный человек исполнит доброе и праведное дело».

Прощение, праведность и спасение грешный человек может обрести только даром, по вере – вере в искупительную жертву Иисуса Христа, в Бога. Верить в Иисуса Христа и в Бога означает проявлять верность воле Бога, изложенной в Священном Писании, а не в интерпретациях церковных епископов.

О свободе постигать высшие истины. В отличие от католичества, признававшего необходимость посредника между человеком и Богом – католическую церковь, протестантизм освобождает человека от посредников в общении с Богом. Раньше простым верующим католикам (не священникам) было недоступно содержание Библии, изложенной на латинском, греческом и иврите; им приходилось лишь доверять священникам, объяснявшим Священное Писание. Лютер перевел Библию на немецкий язык, и позже она была переведена на другие европейские языки. Вместе с пониманием смысла Учения Христа люди стали осознавать, что не только Церковь может определять картину мира, что человек может сам постигать истину, волю Божью. И в этом позволении состоит главный вклад протестантизма в развитие свобод личности на Западе.

Протестантизм за пределами Германии

В 1518 г. в Швейцарии настоятель церкви Ульрих Цвингли (1484–1531) обратился к паломникам, поклоняющимся «чудодейственной иконе Девы Марии»:

«Не думайте, что Бог пребывает в этом храме больше, чем в каком-либо другом месте. Где бы вы ни находились, Господь рядом с вами и слышит вас… Могут ли бессмысленные дела, долгие паломничества, жертвоприношения, иконы, взывание к Деве Марии или святым даровать вам благодать Божью?.. Какая польза от многословия наших молитв? Зачем нужны роскошное облачение, аккуратно подстриженные волосы, длинная одежда и расшитые золотом туфли?.. Господь смотрит на сердце, а наши сердца далеки от Него» [Цит. по 12, 154].

Цвингли, так же как и Лютер, проповедовал веру в безвозмездное прощение грехов через искупительную жертву Христа.

В 1526 г. лютеранство было объявлено официальным вероисповеданием Пруссии. В это же время оно распространилось в Швеции. После убийства Цвингли в 1531 г. реформаторское дело в Швейцарии продолжил Жан Кальвин.

Учение Кальвина

Жан Кальвин примкнул к протестантскому движению в 1531 г. и уже через 5 лет основал свою кальвинистскую церковь, которая приобрела в Женеве огромное влияние. Верующие собирались в общины, самостоятельно избирали пастора и его помощников на ограниченные сроки. В Женеве предписывалось посещение проповедей и запрещались развлечения, игры.

Главной в кальвинизме считается Божья благодать. Кальвин наставлял, что нет иного способа благоденствия, «чем Божье благословение, поэтому люди должны безбоязненно полагаться и опираться на него». Кальвин учил, что Бог может помочь преодолеть все препятствия: «Одно Его благословение проложит путь через все преграды, чтобы привести нас к счастливому завершению всех дел».

Для получения Божьей благодати следует:

– не жаждать богатства и почестей слишком страстно, полагаясь на свой ум, рвение или покровительство людей либо случая;

– помнить, что все происходит по Божьей воле;

– помнить, что Божье благословение «помогает только тому, кто чист в помыслах и поступках»;

– не совершать обман, хищения или другие преступления, быть чуждым всякому злому умыслу; можно «искать тех благ, которые не нарушат невинности перед Богом».

Протестантизм как этика капитализма. В отличие от католичества все мирское признававшего суетным, протестантство наставляет: «Человек, независимо от Божьего предназначения, обязан трудиться во славу Господа, утверждая Царство Божие на Земле. Праздность и плотские утехи греховны и предосудительны». Мартин Лютер призывал заботиться не о себе, а о других. О себе заботиться не нужно, поскольку вера человека является залогом его блаженства. Лютер обратил внимание на указания апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Галл. 6:2). Для апостола Павла «трудиться, обретать и откладывать средства, помогая тем, кто нуждается», и означает истинную христианскую жизнь. Нужно делать своими руками полезное, «чтоб было из чего уделять нуждающемуся» (Ефес. 4:28). Кальвин наставлял, что нужно трудиться во славу Господа, утверждая Царство Божие на Земле: «Молись и работай!» Протестанты для обоснования этики накопления опирались и на Евангелие: «Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Лук. 19:26). Экономический успех стал знаком особого предназначения и избранности. Таким образом, протестантская этика, как отметил немецкий социолог Макс Вебер, послужила двигателем современного капитализма.

Предопределение и свобода

В трактате «О свободе христианина» Лютер отмечает, что человек обладает двойственной природой: внутренней (духовной) и внешней (телесной). Внутренний духовный человек свободен, а внешний телесный – несвободен. Внутренний человек должен заботиться об обретении веры в Христа, которая делает его и праведным, и блаженным, и обладающим бесконечным богатством.

Отмечается, что сам по себе человек не обладает свободой воли, он не может быть свободным, иначе как от Бога. «Мы ничего не можем», а «если мы делаем что-то, то это делает в нас Бог». Лютер и Кальвин учили, что Всемогущий Бог, воля которого неисповедима, правит миром так, что заранее предопределила каждому спасение или осуждение на погибель, человек же своими силами бессилен изменить предначертание Божье; человеку недоступно знание того, к спасению или гибели предопределил его душу Бог[34]. Тем самым основатели протестантизма отказали человеку в возможности самоопределения. Они призывали человека отказаться от собственной воли. Лютер учил: «Бог вечен, справедлив, свят, праведен… Человек же, напротив, смертен, несправедлив, лжив, исполнен пороков и грехов». А Кальвин наставлял отказаться от собственной воли: «Мы себе не принадлежим; потому ни разум наш, ни воля наша не должны преобладать в наших рассуждениях и поступках. Мы не себе принадлежим; потому забудем, насколько возможно о себе и о всех делах своих. Но мы принадлежим Господу, и потому должны жить и умереть по воле Господней. Ибо страшней чумы судьба людей, повинующихся собственной воле, и единая пристань спасения – ничего не знать собственным разумом и не повиноваться собственному желанию, но положиться на водительство Господа, шествующего впереди нас» [Цит. по 12, 106]. «Если дела не пойдут в соответствии с нашими надеждами и желаниями, эта мысль не позволит нам отчаяться и проклясть судьбу. Ибо мы будем знать, что это ропот на Бога, по воле которого распределяются и бедность, и богатство, и презрение, и почести». Верующий человек должен видеть во всех своих бедах и страданиях Божье милосердие и отеческую заботу, чтобы не ненавидеть жизнь, не хулить Бога, не считать себя несчастным.

Критика раннего протестантизма. Э. Фромм критиковал протестантское учение о греховной, порочной природе человека. Он отмечал: ранне-протестантское представление о том, что Бог может послать любовь и благодать человеку, только если у него наряду с верой в Бога будет отречение от собственной воли, способствовало подготовке человека к полному послушанию и покорности государству или вождю, а также к роли «стать всего лишь инструментом, средством для внешних целей и задач: экономической производительности и накопления капитала» [13, 105].

Значение и развитие протестантизма

Благодаря переводу Библии на национальные европейские языки, ее изучению и применению в жизни каждым протестантом возрос духовный уровень народных масс, что также способствовало развитию свободы в протестантских странах.

Протестантская этика накопления и пуританства, как отметил М. Вебер, стала двигателем капитализма.

Реформационное движение отрицало необходимость единой церкви с ее иерархией и духовенством. Оно способствовало отделению церкви от государства и установлению свободы вероисповедания.

Общинный характер религиозного культа способствовал развитию социальной солидарности в тех странах, где распространился протестантизм, это, прежде всего, страны Западной Европы и США. Развитие солидарности стало существенной основой для развития либеральной демократии на Западе.

Направления протестантизма. Протестантизм ныне объединяет в себе множество течений, называемых «евангельскими церквами». Последователей Кальвина во Франции называли гугенотами, а в Голландии, Англии и Шотландии – пуританами. Помимо лютеранства и кальвинизма другими формами протестантизма стали цвинглианство, анабаптизм, меннонитство, англиканство, баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и другие. Все протестанты придерживаются общехристианских представлений о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде. Вместе с тем они считают принципиальными три положения: спасение личной верой или благословением, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии). Следует здесь отметить, что в современном протестантизме признается свобода воли человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.