КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные утопии эпохи Возрождения
Говоря о философии свободы эпохи Возрождения, нельзя не упомянуть о возникших в то время социальных утопиях.
Генриху VIII не признавать никакой власти, ни светской, ни церковной, кроме власти королей из династии Тюдоров. После смерти Т. Мор причислен католической церковью к лику святых. Социальная утопия Т. Мора изложена в работе «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). В первой части труда философ критикует существующие социально-политические порядки: королевский деспотизм, тунеядство и алчность аристократии и духовенста, политику разорения крестьянства, неразумность устройства, стремление к войнам. Во второй части Мор описывает свою модель идеального государства – Утопии (от греч. u – нет + topos – место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от греч. eu – благо + topos – место, т.е. благословенная страна). Во главе Утопии должен быть мудрый монарх, все остальные должности выборные. В экономическом плане Утопия – коммунистическое государство с коллективной собственностью на средства производства. Шестичасовой ежедневный ручной труд, в том числе земледельческий, обязателен для всех. Тунеядство уничтожится с уничтожением частной собственности. Рабство не отменено; рабы (военнопленные, преступники, каторжники) выполняют самую тяжелую работу. Распределение производится по потребностям. Здесь презирают роскошь и нет нищеты. Общество держится на нравственности. В Утопии под угрозой лишения гражданства запрещен атеизм. Люди должны верить в загробное воздаяние. Утопийцы – сторонники семейной жизни. Разводы там признаются крайне редко и только по весьма веским основаниям. Все дети учатся, взрослые в свободное от работы время изучают науки.
перед другими богословами, он был вынужден покинуть родину. В 1598 г. Кампанелла был обвинен в колдовстве и политическом заговоре и осужден на пожизненное заключение. Находясь в тюрьме, Кампанелла написал большинство своих трудов, в том числе и свой основной труд «Город Солнца» (1602). В 1626 г. благодаря вмешательству папы Урбана VIII он был выпущен на свободу. Конец своей жизни Кампанелла провел во Франции, где получал пенсию от кардинала Решилье. Онтология. Кампанелла – сторонник органицизма. «Все, что движется естественно, получает движение от себя, а не от особого двигателя». «Мир – это огромное живое существо, а мы живем в его чреве». «Все вещи чувствуют». Социальная философия. Кампанелла предложил свою модель идеального государственного устройства – коммунизма, где «все общее», включая жен и детей. Если нет частной собственности, то нет ни бедных, ни богатых. Кампанелла считает, что «собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей». А значит, что в городе Солнце жены и дети должны быть общими. После вскармливания дети передаются государственным воспитателям. Затем они обучаются различным наукам и ремеслам и получают работу в соответствии со своими достижениями. Технический прогресс позволяет сократить рабочий день до четырех часов. Остальное время солярии посвящают личностному развитию. Во главе государства находится верховный правитель «Метафизик», именуемый «Солнцем», с тремя соправителями: «Мощью», ведающим вопросами войны и мира; «Мудрость», ведающим свободными искусствами, науками, образованием; и «Любовью», занимающимся вопросами деторождения, воспитания, медицины, земледелия, скотоводства, питания, одежды и т.п. Большая четверка избирается пожизненно. Но если появляются лица, превосходящие их своими способностями и познаниями, то они должны уступить им свое место. Солярии должны руководствоваться этическим принципом: чего не хотите самим себе, не делайте этого другим, и чего вы хотите, чтобы люди делали вам, делайте и вы им. *** Итак, Возрождение – это эпоха расцвета искусств, наук, появления гуманистических учений Ф. Петрарки, М. Монтеня, реформации христианства, новых представлений о политике и государстве. Гуманисты эпохи отошли от догматического средневекового типа философствования и поставили в центр мировоззрения человека. Они призывали человека быть творцом самого себя и окружающего мира, т.е. быть свободным. Возникновение протестантизма означает конец средневековой католической моноидеологии, христианский мир становится более разнообразным и свободным. Протестантизм предложил добровольно-общинный характер христианской организации, позволил простым людям самостоятельно познавать библейские истины. Натурфилософские учения Н. Коперника и Дж. Бруно опровергли аристотелевские и церковные догматы о центральном положении Земли в Солнечной системе и в космосе, сформировали первую научную картину мира, заложили предпосылки для возникновения настоящей научной дисциплины – механики. Н. Макиавелли создал первое после античности светское учение о государстве, в котором предписывается государю не быть слишком моральным в делах политики. Т. Мор и Т. Кампанелла создали утопические концепции государств. В целом можно сказать, что эпоха Ренессанса – это эпоха начала перехода от господства веры к господству разума. Контрольные вопросы 1. Что означает выражение гуманизм эпохи Ренессанса? 2. Какие идеи о свободе звучат в учениях Ф. Петрарки и П. Мирандолы? 3. Раскройте этическое учение М. Монтеня. 4. В чем заключаются основные различия между католицизмом и возникшим в эпоху Возрождения протестантизмом? 5. Перечислите основные принципы учения М. Лютера. 6. В чем состоит своеобразие учения Ж. Кальвина. 7. Какое значение имеет концепция предопределения в протестантизме? 8. Оцените вклад протестантизма в развитие свобод западного общества. 9. Сформулируйте основные положения политической философии Н. Макиавелли, изложенные в работе «Государь». 10. Какие аргументы в пользу республиканского типа правления выдвигал Н. Макиавелли в работе «Размышления над первой декадой Тита Ливия»? 11. В чем состоит цель политики, согласно Макиавелли? 12. Какие натурфилософские воззрения были присущи эпохе Возрождения? 13. В чем состоит корень знающего незнания, согласно Н. Кузанскому? 14. Что такое пантеизм? 15. Раскройте основное содержание социальных утопий Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 13869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |