Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные утопии эпохи Возрождения




Читайте также:
  1. II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  2. III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  3. Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
  4. Аудит затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды
  5. Вопрос 2 Основные социальные процессы
  6. Вопрос 8. Биосоциальные факторы в детерминации преступного поведения
  7. Вопрос: Социальные права и свободы человека и гражданина.
  8. Время отдыха. Трудовые и социальные отпуска
  9. Выделение средств на социальные исследования
  10. География Античного времени, Средневековья и эпохи Великих географических открытий
  11. Геополитические эпохи
  12. Глав 2. Социальные механизмы практической реализации концепции идеологии белорусского государства и общества

Говоря о философии свободы эпохи Возрождения, нельзя не упомянуть о возникших в то время социальных утопиях.

  Английский писатель, политический деятель Томас Мор (1478–1535) разработал концепцию утопического социализма. Т. Мор был обезглавлен за сохранение верности католицизму, за то, что он не произнес присягу

Генриху VIII не признавать никакой власти, ни светской, ни церковной, кроме власти королей из династии Тюдоров. После смерти Т. Мор причислен католической церковью к лику святых.

Социальная утопия Т. Мора изложена в работе «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516).

В первой части труда философ критикует существующие социально-политические порядки: королевский деспотизм, тунеядство и алчность аристократии и духовенста, политику разорения крестьянства, неразумность устройства, стремление к войнам.

Во второй части Мор описывает свою модель идеального государства – Утопии (от греч. u – нет + topos – место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от греч. eu – благо + topos – место, т.е. благословенная страна). Во главе Утопии должен быть мудрый монарх, все остальные должности выборные. В экономическом плане Утопия – коммунистическое государство с коллективной собственностью на средства производства. Шестичасовой ежедневный ручной труд, в том числе земледельческий, обязателен для всех. Тунеядство уничтожится с уничтожением частной собственности. Рабство не отменено; рабы (военнопленные, преступники, каторжники) выполняют самую тяжелую работу. Распределение производится по потребностям. Здесь презирают роскошь и нет нищеты. Общество держится на нравственности. В Утопии под угрозой лишения гражданства запрещен атеизм. Люди должны верить в загробное воздаяние. Утопийцы – сторонники семейной жизни. Разводы там признаются крайне редко и только по весьма веским основаниям. Все дети учатся, взрослые в свободное от работы время изучают науки.

  Томмазо Кампанелла (1568–1639) – итальянский философ, писатель, поэт, один из первых утопических социалистов. В молодости Кампанелла вступил в доминиканский орден, но рано обнаружив свое свободомыслие

перед другими богословами, он был вынужден покинуть родину. В 1598 г. Кампанелла был обвинен в колдовстве и политическом заговоре и осужден на пожизненное заключение. Находясь в тюрьме, Кампанелла написал большинство своих трудов, в том числе и свой основной труд «Город Солнца» (1602). В 1626 г. благодаря вмешательству папы Урбана VIII он был выпущен на свободу. Конец своей жизни Кампанелла провел во Франции, где получал пенсию от кардинала Решилье.



Онтология. Кампанелла – сторонник органицизма. «Все, что движется естественно, получает движение от себя, а не от особого двигателя». «Мир – это огромное живое существо, а мы живем в его чреве». «Все вещи чувствуют».

Социальная философия. Кампанелла предложил свою модель идеального государственного устройства – коммунизма, где «все общее», включая жен и детей. Если нет частной собственности, то нет ни бедных, ни богатых. Кампанелла считает, что «собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей». А значит, что в городе Солнце жены и дети должны быть общими. После вскармливания дети передаются государственным воспитателям. Затем они обучаются различным наукам и ремеслам и получают работу в соответствии со своими достижениями. Технический прогресс позволяет сократить рабочий день до четырех часов. Остальное время солярии посвящают личностному развитию. Во главе государства находится верховный правитель «Метафизик», именуемый «Солнцем», с тремя соправителями: «Мощью», ведающим вопросами войны и мира; «Мудрость», ведающим свободными искусствами, науками, образованием; и «Любовью», занимающимся вопросами деторождения, воспитания, медицины, земледелия, скотоводства, питания, одежды и т.п. Большая четверка избирается пожизненно. Но если появляются лица, превосходящие их своими способностями и познаниями, то они должны уступить им свое место. Солярии должны руководствоваться этическим принципом: чего не хотите самим себе, не делайте этого другим, и чего вы хотите, чтобы люди делали вам, делайте и вы им.

***

Итак, Возрождение – это эпоха расцвета искусств, наук, появления гуманистических учений Ф. Петрарки, М. Монтеня, реформации христианства, новых представлений о политике и государстве.

Гуманисты эпохи отошли от догматического средневекового типа философствования и поставили в центр мировоззрения человека. Они призывали человека быть творцом самого себя и окружающего мира, т.е. быть свободным.

Возникновение протестантизма означает конец средневековой католической моноидеологии, христианский мир становится более разнообразным и свободным. Протестантизм предложил добровольно-общинный характер христианской организации, позволил простым людям самостоятельно познавать библейские истины.

Натурфилософские учения Н. Коперника и Дж. Бруно опровергли аристотелевские и церковные догматы о центральном положении Земли в Солнечной системе и в космосе, сформировали первую научную картину мира, заложили предпосылки для возникновения настоящей научной дисциплины – механики.

Н. Макиавелли создал первое после античности светское учение о государстве, в котором предписывается государю не быть слишком моральным в делах политики. Т. Мор и Т. Кампанелла создали утопические концепции государств.

В целом можно сказать, что эпоха Ренессанса – это эпоха начала перехода от господства веры к господству разума.

Контрольные вопросы

1. Что означает выражение гуманизм эпохи Ренессанса?

2. Какие идеи о свободе звучат в учениях Ф. Петрарки и П. Мирандолы?

3. Раскройте этическое учение М. Монтеня.

4. В чем заключаются основные различия между католицизмом и возникшим в эпоху Возрождения протестантизмом?

5. Перечислите основные принципы учения М. Лютера.

6. В чем состоит своеобразие учения Ж. Кальвина.

7. Какое значение имеет концепция предопределения в протестантизме?

8. Оцените вклад протестантизма в развитие свобод западного общества.

9. Сформулируйте основные положения политической философии Н. Макиавелли, изложенные в работе «Государь».

10. Какие аргументы в пользу республиканского типа правления выдвигал Н. Макиавелли в работе «Размышления над первой декадой Тита Ливия»?

11. В чем состоит цель политики, согласно Макиавелли?

12. Какие натурфилософские воззрения были присущи эпохе Возрождения?

13. В чем состоит корень знающего незнания, согласно Н. Кузанскому?

14. Что такое пантеизм?

15. Раскройте основное содержание социальных утопий Т. Мора и Т. Кампанеллы.





Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 9515; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.