КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мистика Мейстера Экхарта
кратно обвинялся в ересях, например, таких как утверждения о божественном начале в человеке, о вечности (т.е. несотворенности) мира и т.п. В его учении нет обоснования необходимости церкви или доказательств существования Бога, в нем есть лишь учение о том, как реализовать в себе, точнее, в своей доброй душе Бога. О познании. Человеку присущ свет внутреннего познания. Открывший в себе этот свет может познавать вещи, сливаясь с их сущностью, познавать их изнутри, тогда он перестает быть в мире как нечто обособленное, находит все в себе и себя во всем. В каждом человеке заложен божественный потенциал. «Люди часто говорят мне: «Помолись за меня», и я думаю: зачем вы выходите из себя? зачем не останетесь в самих себе и не черпаете из своего собственного сокровища? В вас самих заключена вся истина по существу своему» [16, 43]. О Боге и возможностях его познания. В отличие от средневековых схоластов, пытавшихся рационально постичь сущность или доказать существование Бога, Экхарт считал, что Бог запределен для нашей возможности концептуального понимания его: Бог, а также божественное начало в человеке «свободны от всех имен и ликов». О внутреннем и внешнем человеке «В каждом человеке есть два человека. Во-первых, внешний человек, чувственный; этому человеку служат пять чувств, но они получают свою силу от души; во-вторых, внутренний человек, это сокровенное человека. Знай, что человек, который любит Бога, уподобляет не более душевных сил на внешнего человека, чем того требуют пять чувств: внутренний человек обращается ко внешнему только потому, что он руководитель и наставник, который не дает тратить свои силы по скотскому обычаю, как это делают многие люди, живущие подобно неразумным скотам, ради плотской похоти; эти люди на самом деле более достойны названия скотов, нежели людей… Знай же, что Бог ожидает от каждого духовного человека, чтобы он любил Его всеми силами души; поэтому он и говорит: «Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим». Но есть люди, всецело расточающие свои силы на внешнего человека. Это те, кто все свои помыслы и стремления обращает на преходящее благо. Они ничего не знают о внутреннем человеке!» [16, 74-75] В глубине души есть «благороднейшее» и «горчайшее» начала. «Благороднейшее» начало – это желание добра, это сила в душе человека, «которая не касается плоти и времени; она истекает из духа, в духе пребывает и вся есть дух» [16, 58]. Благороднейшее начало даровано человеку от Бога; оно есть подобие Бога: «без остатка Он рождает в душе все, что в Нем есть сила, истина и мудрость» [16, 25], точно так же как и природа воспроизводит саму себя при размножении. А «горчайшее» начало – это воля ко злу. Если побеждает «благороднейшее» начало, то «человек терпелив, кроток и целомудрен и в нем собраны все добродетели». Если же побеждает горчайшее, то «человек высокомерен, зол, нечист и в нем собраны все пороки» [16, 43]. Как освободить свой дух и реализовать Бога в себе? Во-первых, следует познать Бога, дух, силу в себе. «Он [Бог] присутствует и в камне, и в куске дерева, но они этого не знают» [16, 62]. А человек может осознать, что в его «духе есть сила и лишь эта сила свободна» [16, 60]. «Люди часто говорят мне: "Помолись за меня", и я думаю: зачем вы выходите из себя? зачем не останетесь в самих себе и не черпаете из своего собственного сокровища? В вас самих заключена вся истина по существу своему» [16, 43]. В-вторых, душа «должна пребывать в мире и покое» [16, 34] и отречься от вещного, земного. «Небо повсюду далеко от земли. И душа наша должна быть одинаково далека от всех земных вещей – так, чтобы не была она ближе к одной вещи, чем к другой. Она во что бы то ни стало должна оставаться неизменной в любви и страдании, в обладании и лишении, и должна совершенно умереть для земного, отрешенная вознестись над ним» [16, 64]. «Бог находит себе место только в отрешенном сердце» [16, 67-68]. Что значит отрешенность? «Истинная отрешенность есть не что иное, как дух, который остается неподвижным при любых обстоятельствах, будь то радость или горе, слава или позор, – как неподвижна остается широкая гора при дуновении легкого ветра» [16, 71]. Экхарт считал, что отрешенность выше любви и сострадания: «Если любовь приводит меня к тому, чтобы ради Бога претерпевать все, то отрешенность делает меня восприимчивым к одному только Богу…»; иначе говоря, отрешенный человек невосприимчив к страданиям. В-третьих, на основе отрешенности могут и должны возникнуть цельность и чистота сердца – необходимые условия для появления Бога. Сердце становится чистым, когда оно «все созданное превращает в "ничто"». В-четвертых, «И ты должен наконец освободиться от "ничто"» [16, 40]. В отличие от католиков, призывавших к служению Богу, Экхарт считает, что «праведный человек не служит ни творению, ни Богу, ибо он свободен и чем ближе к справедливости, тем более он сам свобода». В-пятых, нужно желать добра другим, совершенно незнакомым и знакомым людям. Пока человек желает добра лишь себе, он поистине неправ и не заглянул в глубину. В-шестых, если «хорошенько вглядеться в лик смерти и привыкнуть в нему», то тогда можно преодолеть тягу к вещам, очистить сердце, желать добра и ближним и дальним, т.е. обрести свободный дух и реализовать в себе Бога. Несвязанный, свободный, цельный дух «не может желать иного, чем желает Бог», не страшится ничего, с благодарностью переносит любые страдания. *** Итак, средневековая философия – это в основном философия осмысления проблем мира, Бога, человека, общества, государства с позиции христианского католицизма. Следует различать философские идеи христианства и христианского католицизма. Самый значительный вклад христианской философии в философию свободы – это идея всеобщего братства, давшая плоды сначала в либерализме Нового времени, а затем в утверждении по всему миру идеи неотъемлемых прав человека. Философия Средневекового католицизма способствовала: – распространению патернализма, с одной стороны, распространявшему на Западе (пусть даже часто формально) единые моральные нормы, с другой – утверждавшему ориентацию подчиняться, а не быть свободным, верить и не думать; – социальной иерархии (христианство опиралось на идею богоустановленности отношений господства-подчинения, что способствовало сохранению социального порядка и усилению политического влияния самой церкви); выдающиеся философы средневековья Аврелий Августин и Фома Аквинский, следуя иерархическим воззрениям Платона и Аристотеля, а также представлениям о небесной иерархии, отстаивали принцип неравенства (земную иерархию) как вечный и неизменный принцип общественной жизни; – установлению господства веры над разумом (культ веры компенсировал недостаток культуры мышления; Библия и церковные учения практически полностью определяли всю общественную и индивидуальную жизнь); – отказу от светских знаний (все земное – суетно и грешно; все предопределено Всевышним Богом, ничего нельзя изменить); науки о природе либо вовсе признаются ненужными, либо утверждается, что они должны служить религии; средневековая философия исполняла репрессиную функцию по отношению к светским знаниям в целях сохранения и развития веры и нравственности в социальном мире; – подавлению инакомыслия (гонениям еретиков). Конец Средневековья характеризуется упадком нравов, жаждой власти и стремлением к богатству епископов, недостатком образованности низшего слоя священников и ростом недоверия к церкви. Разрушительно на нравственный облик церкви подействовала практика предоставления церковной должности в обмен на денежную плату или по протекции светской власти. В XIV в. обозначается критическое отношение к институту полноты власти Папы Римского. Итальянский политический мыслитель Марсилий Падуанский (ок. 1280–1343) выдвинул идею о разделении политики и религии: религия должна быть частным делом каждого, а церковь должна быть добровольной неполитической организацией. Контрольные вопросы 1. Какие новые императивы несет в себе Новый Завет по сравнению с Ветхим Заветом [см. Приложение 3]? 2. Что такое патристика и апологетика? 3. Какой вклад внес в патристику Тертуллиан? 4. В чем состоит концепция благодати Аврелия Августина? 5. Какими аргументами Аврелий Августин способствовал победе христианства над язычеством и упрочению авторитета Церкви? 6. Раскройте концепции государства, права и справедливости Августина Аврелия. 7. Что такое теодицея? Почему существует зло, согласно учениям Аврелия Августина и Фомы Аквинского? 8. Что такое схоластика? 9. Как объяснила душевные страдания Боэция явившаяся ему, согласно его работе «Утешение философией», богиня Философия? 10. В чем состоит суть спора между реалистами и номиналистами в схоластике? Какое из направлений схоластики – реализм или номинализм – больше соответствует развитию свобод? 11. Какие «доказательства» существования Бога выдвинул Фома Аквинский? 12. Что общего и в чем различия учений о свободе воли Аврелия Августина и Фомы Аквинского? 13. Раскройте основные черты политико-правовой философии Фомы Аквинского. 14. Проследите эволюцию понимания веры и знаний в эпоху Средневековья. 15. Оправдано ли было предписание того, что только церковные служители могут постигать истины Священного Писания? Почему? 16. Какие идеи служили оправданием инквизициям? 17. В чем состоит путь к свободному духу, по М. Экхарту? 18. Каков вклад У. Оккама в философию Средневековья? 19. Оцените вклад западной философии Средневековья в развитие общечеловеческой культуры.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |