Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Проблема человека в философии




Дополнительная

Основная

1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.

1. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

2. Руткевич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

3. Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1991.

4. Кезин, А.В. Идеалы научности / А.В. Кезин // Философия и методология науки. – М., 1996.

5. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. – М., 2000.

6. Моисеев, Н.Н. Современный рационализм / Н.Н. Моисеев. – М., 1995.

7. Рассел, Б. Человеческое познание / Б. Рассел. – Киев, 1997.

8. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. – М., 2000.

9. Степин, В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М., 1996.

10. Фоллмер, Г. Эволюционная теория познания / Г. Фоллмер. – М., 1998.


 
 


Вы будете изучать:

  • тайну человеческого «Я»;
  • проблему антропосоциогенеза;
  • биологическое и социальное в человеке;
  • образы человека в истории философской мысли;
  • ценности человеческого существования

Цели темы:

  • дать основные понятия философской антропологии;
  • представить смысл проблем, занимавших мыслителей;
  • проследить постоянное изменение взглядов философов в понимании человека;
  • познакомить с современными философскими теориями, посвящёнными проблеме личности;
  • развить способность к пониманию другого человека

После изучения темы вы сможете:

  • убедиться в том, что теории философской антропологии находят своё отражение в современных дискуссиях о роли и месте человека в мире;
  • различать типы философских позиций в понимании отношений личности и общества;
  • рассматривать свои собственные представления о человеке в контексте истории философии;
  • разбираться в таком разделе философии, как философская антропология;
  • понимать причины изменений представлений о человеке;
  • ориентироваться во множестве современных теорий личности

Термин «антропология» означает учение о человеке, а философская антропология, соответственно, философское учение о человеке, или философия человека.

Философская антропология – направление философии, занимающееся изучением человека, его природы и сущности.

Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследующей естественно-историческое происхождение человека и человеческих рас; социологией, рассматривающей социальные особенности человеческого существования; педагогикой – наукой о воспитании человека, а также психологией, изучающей особенности индивидуального поведения.

Отличие философского учения о человеке от других наук состоит в том, что оно исследует наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека как вида.

 


Важнейшие проблемы и вопросы философской антропологии:

§ сущность и природа человека;

§ антропогенез;

§ психический мир человека;

§ скрытые духовные силы человека;

§ проблема существования человека

§ проблема жизни после смерти;

§ духовное развитие человека;

§ перспективы эволюции человека;

§ смысл жизни человека;

§ проблемы свободы и ответственности человека;

§ ценности в жизни человека

На рубеже XX – XXI вв. Проблема человека становится центральной в философском знании. Проявляется обострённое внимание к тому, что в философии называется «экзистенциальной проблематикой»: вопросам о смысле жизни и ценности человеческого существования. Напротив, интерес к онтологии и гносеологии как частям философского знания заметно снижается. Почему так происходит?

Проблема человека приобретает особую актуальность в те периоды развития истории, когда остро встаёт вопрос о смысле жизни и цели существования не только отдельного человека, но и всего общества. Именно такой период переживает как отечественная, так и мировая история.

Обыденному мышлению представляется, что человек не заключает в себе никакой тайны, ведь каждый из нас уверенно выделяет человека из остального мира, и его отличие от других существ представляется совершенно очевидным. Но, как говорил испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, философии оправдана тем, что выходит за пределы очевидности. Выходит она за такие пределы и в исследовании человека. Испанский мыслитель не одинок в своём мнении. Ещё И. Кант пришёл к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?», «Что я должен делать?» И все они перекрываются одним вопросом: «Что такое человек?».

Философы считают, что проблема человека содержит в себе много тайн и загадок. Именно в этих выражениях говорили о человеке многие мыслители. «Человек, - писал Ф. М. Достоевский, - есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Для Достоевского очевидно не только то, что человек есть тайна, но и то, что соответствовать своему понятию человек может, только занимаясь этой тайной, причём занимаясь всю жизнь.

Человек есть тайна и в том смысле, что к нему не может быть вполне применён исключительно рационалистический, сугубо научный подход. Какие бы науки не занимались изучением человека, их методы всегда направлены на его «препарирование». Простая сумма знаний частных наук о человеке не даёт искомого образа, поэтому философия всегда стремилась к постижению его целостности и пыталась выработать собственные средства познания сущности человека.

Современная философская антропология включает в себя многообразные и противоречивые школы и направления, активно обсуждающие такие проблемы, как сущность и существование человека, соотношение в его природе биологического и социального, происхождение человека (антропогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи), социализация личности, бытие человека в культуре.

Для того чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо представить себе те результаты, которые были достигнуты в истории философии, поскольку есть некоторая традиция, преемственность взглядов на сущность человека.

Какие же образы человека существовали в истории философской мысли?

 

1. Античность: космоцентризм, человек - часть космоса, в своих человеческих проявлениях подчинённый высшему началу - судьбе
Сократ:человек познает самого себя Эпикур:свобода и счастье человека Диоген:аскетизм Платон, Аристотель: человек - гражданин - государство
2. Средневековье: теоцентризм, человек есть образ и подобие Бога, идеальный образ человека – образ святого; главный признак человечности – любовь к Богу
человек - тварное существо зло произошло от собственной воли человека человек - промежуточное существо между животным и Богом человек раздвоен: тело бренно, душа бессмертна смысл жизни - познание себя
3. Возрождение: человек - предмет культа
Оптимистический гуманизм - вера в силы человека человек - творец своей судьбы человек на одной ступени с Богом человек красив, деятелен, свободен
4. Новое время: человек - сложная машина
человек - порождение природы человек есть мыслящее существо (Р. Декарт) человек изменяет мир с помощью знаний человек революционным образом меняет мир: насилие над историей
5. Немецкая классическая философия:а) человек - существо духовное б) человек - творец истории
6. Марксизм: человек - совокупность общественных отношений
трудовая деятельность - основная форма существования человек в человеке отражается эпоха человек - автор, режиссер, актер своей собственной драмы принадлежность человека к определенной социальной группе человек не рассматривается как индивидуум
7. Русская философия: православная направленность
обращена к душе человека не заинтересованность в подчинении окружающему миру главная проблема - усовершенствование человека цель - поиск правды и справедливости
8. Новейшее время
Фрейдизм Сознание человека управляется иррационально, то есть бессознательно Экзистенциализм Решающее воздействие на человека оказывают воля к жизни, воля к власти, вера, стремление к переживанию подлинности жизни
                                   

 

Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек – это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, то есть существом социальным. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Встаёт вопрос о том, каким образом происходило формирование человека как разумного, социального и деятельного существа.

 

При рассмотрении этой проблемы следует выделить три основных подхода:

§ Креационная концепция. Концепция творения человека Богом или иной надчеловеческой личностью, или безличной сущностью в силу свободного акта свободного волеизъявления этой сущности, непостижимого для ума.

Многие философы считают библейскую версию происхождения человека правдоподобней, чем дарвиновскую – об этом, считает, например, русский мыслитель Лев Шестов, свидетельствуют неутолимая тоска и вечная духовная жажда человека. Если бы человек произошёл от обезьяны, он по-обезьяньи умел бы быстро найти всё, что ему нужно. Правда, на свете очень много людей, сумевших по-обезьяньи приспособиться к жизни: они весьма изобретательны в добывании пищи и вполне довольны своей жизнью.

Но, пояснял Шестов и Дарвин и Библия правы. Часть людей произошла от согрешившего Адама, чувствует в своей крови грех предков, мучается этим грехом, а другие от несогрешившей обезьяны, их совесть спокойна, они не терзаются и не мечтают.

Другой русский философ С. Л. Франк считал, что теория эволюции сводит бытие человека лишь к его природному существованию и даёт беспомощные объяснения его происхождения, с её точки зрения человек с его душой, разумом постепенно развился из какой-нибудь амёбы или протоплазмы. Это всё равно, если бы мы сказали, что круг постепенно развился из треугольника или точки, а машина из гайки. Теория эволюции – это наивная мифология. Человек не может развиться из того, что в принципе ему чуждо, он возникает совсем из другого источника.

 

§ Теория естественного эволюционного происхождения:

1. общая космологическая теория эволюции. Человек есть часть всеобщего процесса эволюции космоса.

2. синтетическая теория эволюции (Ч. Дарвин). Человек есть продукт естественного отбора и генетических мутаций. То есть мы, как и все другие представители нашего мира являемся продуктом эволюции путём естественного отбора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.