Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ деловой активности и эффективности деятельности предприятия




Наиболее полное и последовательное исследование экономической эффективности хозяйственной деятельности дается в теории комплексного экономического анализа. Анализу эффективности посвящены все разделы текущего, перспективного и оперативного анализа, в которых оценивается эффективность хозяйственной деятельности, выявляются факторы ее изменения, неиспользованные возможности и резервы повышения.

Результативность или экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряется абсолютными и относительными показателями, среди которых выделяют:

§ экономический эффект – абсолютный, объемный показатель, характеризующий результат деятельности (на макроуровне – валовый национальный продукт, национальный доход, сбережения; на микроуровне - выручка от реализации продукции, прибыль);

§ экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Относительные показатели уже можно использовать в пространственно - временных сопоставлениях, и аналитик должен знать природу каждого экономического показателя, идет ли речь об эффективности деятельности, платежеспособности или деловой активности предприятия.

Оценка деловой активности может быть получена на качественном и количественном уровне. На качественном уровне неформализованными критериями оценки могут быть широта рынков сбыта продукции, наличие продукции на экспорт, репутация предприятия и др.

Количественная оценка деловой активности может осуществляться по двум направлениям:

- по степени выполнения запланированных основных показателей и/или обеспечения заданных темпов их роста;

- по уровню эффективности использования ресурсов предприятия.

Для первого направления характерен учет сравнительной динамики основных показателей, в частности, оптимальными считаются соотношения, которые получили название «золотое правило экономики предприятия»:

 

, (2.4.32)

 

где Тп – темп роста прибыли предприятия;

Тр – темп роста выручки от реализации;

Так – темп изменения авансированного капитала.

 

Золотое правило экономики предприятия означает, что:

- во-первых, экономический потенциал предприятия возрастает;

- во-вторых, по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации продукции возрастает более высокими темпами, т.е. ресурсы предприятия используются более эффективно;

- в третьих, прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и обращения.

Для реализации второго направления рассчитываются различные показатели, характеризующие насколько эффективно фирма использует свои материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Эффективность деятельности измеряется одним из двух способов, отражающих результативность работы предприятия относительно либо величины авансированных ресурсов, либо величины их потребления в процессе производства. Эти показатели характеризуют степень деловой активности предприятия:

 

, (2.4.33)

 

. (2.4.34)

 

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения фирмы, поскольку скорость оборота средств, то есть скорость их превращения в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. При прочих равных условиях увеличение скорости оборота средств отражает повышение экономического потенциала предприятия.

Для оценки деловой активности рассмотрим наиболее важные финансовые коэффициенты - показатели оборачиваемости:

1. Коэффициент общей оборачиваемости активов или капитала (коэффициент трансформации):

 

(2.4.35)

 

Характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов независимо от источника их привлечения; отражает скорость оборота всего капитала предприятия; показывает сколько раз совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде выручки от реализации, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Рост данного показателя означает ускорение кругооборота средств предприятия или инфляционный рост цен в случае снижения рентабельности капитала предприятия.

 

, (2.4.36)

 

где - длительность оборота всего капитала.

 

Данный коэффициент показывает, в течение скольких дней происходит полный оборот всего капитала предприятия.

2. Коэффициент оборачиваемости мобильных активов:

 

 

. (2.4.37)

 

Данный коэффициент показывает, сколько раз в течение периода затраты предприятия на формирование оборотного капитала находят свое возмещение в виде выручки от реализации.

Длительность одного оборота текущих активов рассчитывается по формуле:

 

, (2.4.38)

 

где Т – продолжительность периода в днях.

или

. (2.4.39)

 

Данный коэффициент показывает, в течение скольких дней происходит полный цикл оборота мобильных средств предприятия.

Расчет показателей оборачиваемости производится как по всей совокупности текущих активов, так и по отдельным элементам оборотного капитала:

3. Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов:

 

. (2.4.40)

 

Более точно оборачиваемость материально-производственных запасов можно оценить отношением затрат на производство реализованной продукции к средней за период величине запасов:

 

. (2.4.41)

 

Данный коэффициент отражает число оборотов запасов предприятия за анализируемый период. Снижение его значения свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов и незавершенного производства или о снижении спроса на готовую продукцию.

Длительность одного оборота материально-производственных запасов рассчитывается:

 

(2.4.42)

 

или

 

(2.4.43)

 

и показывает, сколько дней требуется для продажи материально-производственных запасов (без оплаты). В процессе анализа следует учитывать влияние применяемых методов оценки запасов. Чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье оборотных средств, тем более ликвидную структуру имеют оборотные средства и тем устойчивее финансовое состояние предприятия.

4. Коэффициент оборачиваемости незавершенного производства:

 

. (2.4.44)

 

Длительность одного оборота незавершенного производства (в днях):

 

. (2.4.45)

5. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции:

 

(2.4.46)

или

 

(2.4.47)

 

показывает скорость оборота готовой продукции. Рост этого коэффициента означает увеличение спроса на продукцию предприятия, снижение – затоваривание готовой продукции в связи с падением спроса на нее.

Длительность одного оборота готовой продукции (в днях):

 

. (2.4.48)

 

6. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности отражает число оборотов дебиторской задолженности, то есть сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение анализируемого периода. Если коэффициент рассчитывается по сумме погашенной дебиторской задолженности, то его рост может означать сокращение продаж в кредит, а снижение – увеличение объема коммерческого кредита, предоставляемого покупателям:

 

. (2.4.49)

 

Длительность оборота дебиторской задолженности показывает, сколько дней в среднем требуется для оплаты дебиторской задолженности:

 

. (2.4.50)

 

Оборачиваемость дебиторской задолженности, кроме изучения ее в динамике, сравнивается с оборачиваемостью кредиторской задолженности. Такой подход позволяет сопоставить условия коммерческого кредитования, которыми предприятие пользуется у других фирм с теми условиями кредитования, которые предприятие предоставляет другим субъектам хозяйствования.

7. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает расширение или сужение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию:

 

. (2.4.51)

 

Данный коэффициент отражает число оборотов, необходимых фирме для оплаты выставленных ей счетов. Рост значений показателя означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, снижение – рост покупок в кредит.

Длительность оборота кредиторской задолженности характеризует средний срок возврата долгов предприятия:

 

. (2.4.52)

 

8. Коэффициент устойчивости экономического роста показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различными источниками финансирования:

 

. (2.4.53)

В процессе анализа по частным показателям оборачиваемости и длительности одного оборота текущих активов делают выводы о влиянии структуры оборотного капитала на общий уровень ликвидности, выявляют элементы оборотных средств, по которым происходят излишнее накопление либо высвобождение средств. Показатели изучаются путем сравнения с данными предыдущих периодов. По результатам анализа динамики оборачиваемости оборотных средств предлагаются рекомендации по повышению мобильности средств.

При замедлении оборачиваемости текущих активов происходит иммобилизация мобильных средств предприятия в малоликвидные активы, то есть средства отвлекаются из оборота и не участвуют в цикле кругооборота средств. В этом случае происходит падение ликвидности и ухудшаются показатели финансовой устойчивости. Рассчитывается влияние оборачиваемости на величину занятых в обороте текущих активов – суммы высвобождения средств за счет ускорения оборачиваемости или привлечения средств в хозяйственный оборот за счет замедления оборачиваемости:

 

, (2.4.54)

 

«+» –высвобождение средств из оборота;

«-» –иммобилизация (дополнительное вовлечение средств).

Эти суммы также рассчитывают путем умножения изменения продолжительности одного оборота в днях на однодневный оборот по реализации.

При наличии факта иммобилизации следует обратиться к системе частных показателей оборачиваемости; выявить виды мобильных активов, по которым происходит замедление оборачиваемости и предложить меры по их ускорению. Основными путями ускорения оборачиваемости являются: сокращение продолжительности операционного цикла; правильная организация работы по материально- техническому обеспечению; недопущение образования излишних и ненужных запасов; своевременная отгрузка продукции и оформление документации; изучение платежеспособности покупателей и своевременные меры по взысканию дебиторской задолженности; сокращение сроков оборачиваемости по всем этапам кругооборота средств.

Помимо рассмотренных коэффициентов оборачиваемости могут быть рассчитаны коэффициенты оборачиваемости основных средств и прочих необоротных активов, оборачиваемости собственного капитала или чистых активов, а также ряд показателей, характеризующих эффективность использования рабочей силы.

Оборачиваемость активов влияет не только на ликвидность предприятия, но и на уровень его доходности, так как каждый кругооборот средств приводит к получению финансового результата - выручки от реализации продукции, работ, услуг.

Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия также используются показатели рентабельности – прибыльности или доходности его капитала, ресурсов или продукции. Показатели рентабельности позволяют дать оценку эффективности использования менеджментом предприятия его активов и характеризуют финансовые результаты его деятельности. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли, поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. Коэффициенты прибыльности используются аналитиками как:

· показатели эффективности работы менеджмента;

· инструмент инвестиционной политики и ценообразования на предприятии;

· метод прогнозирования прибыли;

· инструмент для принятия решений и контроля.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

· показатели рентабельности капитала (активов);

· показатели рентабельности продукции;

· показатели, рассчитанные на основе денежных потоков предприятия.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение чистой прибыли, определяемой различными способами, к сумме активов или капитала, использованных для получения этой прибыли. Исходя из целей анализа, выбираются компоненты показателя: величина прибыли (чистая, операционная, прибыль до уплаты налогов, валовая), величина актива или капитала (все активы, оборотный капитал, инвестиционный капитал, собственный капитал).

1. Рентабельность активов оценивается путем сопоставления чистой прибыли с общей суммой активов по балансу и является одним из наиболее важных показателей для характеристики рентабельности предприятия (ROA):

, (2.4.55)

 

где - ставка налога на прибыль.

 

Корректировка чистой прибыли производится на сумму уплаченных процентов за кредит, поскольку согласно действующему законодательству процентные платежи за пользование заемными средствами относятся на финансовые издержки.

2. Рентабельность оборотного капитала отражает способность предприятия получать прибыль от осуществления основной деятельности. Прибыль от основной деятельности не включает элементы прибыли от продажи активов и владения корпоративными правами других предприятий. Расчет данного показателя производится по формуле:

 

. (2.4.56)

 

3. Рентабельность собственного капитала (ROE) отражает эффективность использования собственных источников финансирования предприятия и рассчитывается по формуле:

 

. (2.4.57)

 

Значение показателя определяется общей доходностью деятельности предприятия, а также зависит от структуры капитала и характера воздействия финансового левериджа. Динамика показателя оказывает влияние на уровень котировки акций на фондовом рынке, поскольку коэффициент рентабельности собственного капитала показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица.

Для оценки эффективности деятельности предприятия важным является сопоставление рентабельности его активов и рентабельности собственного капитала. Менеджмент предприятия, привлекая заемный капитал, повышает эффективность использования средств владельцев предприятия. Этот эффект носит название «эффекта финансового рычага». Этот эффект является положительным, то есть отражает интересы владельцев компании, если рентабельность активов выше ставки процента по заемному капиталу. В противном случае данный эффект будет отрицательным, и это является следствием высокой цены заемных финансовых ресурсов, привлеченных менеджментом предприятия.

4. Рентабельность перманентного капитала отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок. В экономической литературе данный показатель называют рентабельностью используемого капитала или рентабельностью чистых активов. Для расчета показателя используются формулы:

 

, (2.4.58)

 

или

 

, (2.4.59)

 

где ЧП – чистая прибыль;

- ставка налога на прибыль;

СК – собственный капитал;

ДЗК – долгосрочный заемный капитал.

ТО – текущие обязательства

Вторая группа коэффициентов рентабельности формируется на основе показателей прибыли и выручки от реализации. Рентабельность продаж рассчитывается по всей продукции в целом или по отдельным ее видам. Как и в случае с рентабельностью капитала, существует множество показателей оценки рентабельности, наличие которых обусловлено выбором того или иного вида прибыли. Соответственно производится расчет показателей рентабельности продаж.

5. Валовая рентабельность реализованной продукции:

 

. (2.4.60)

 

Данный коэффициент отражает эффективность производственной деятельности предприятии, а также эффективность политики ценообразования.

 

6. Операционная рентабельность реализованной продукции:

 

(2.4.61)

 

Операционная прибыль – это прибыль, полученная после вычета из валовой прибыли административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов. В числителе этой формулы учтены все издержки, кроме финансовых платежей и налога на прибыль. Поэтому данный коэффициент показывает, насколько эффективна собственно производственная деятельность предприятия.

7. Чистая рентабельность реализованной продукции рассчитывается:

 

(2.4.62)

 

или с учетом исключения процентов из чистой прибыли:

 

, (2.4.63)

 

где ЧП – чистая прибыль;

- ставка налога на прибыль;

 

Неизменность значения показателя операционной рентабельности на протяжении определенного периода с одновременным снижением показателя рентабельности продаж по чистой прибыли может свидетельствовать либо об увеличении финансовых расходов и получении убытков от участия в капитале других фирм, либо о повышении суммы уплачиваемых налоговых платежей. Этот коэффициент отражает полное влияние структуры капитала и финансирования предприятия на его рентабельность.

Третья группа показателей рентабельности формируется аналогично предыдущим группам, однако вместо прибыли в числителе в расчет принимается чистый приток денежных средств предприятия.

Каждый из рассмотренных показателей рентабельности легко моделируется по факторным зависимостям. Наиболее широкое распространение получила факторная модель компании «DuPont», позволяющая определить влияние факторов на рентабельность собственного капитала:

 

, (2.4.64)

 

где ЧП – чистая прибыль;

СК – собственный капитал.

 

Рентабельность собственного капитала согласно представленной модели зависит от трех факторов первого порядка: чистой рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры источников средств, авансированных в деятельность предприятия. Для проведения факторного анализа используются различные приемы элиминирования. Данная модель указывает на пути повышения рентабельности собственного капитала: при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов, и, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство или ростом цен на продукцию, то есть повышением рентабельности продаж, или эффективным использованием заемных источников.

Оценка показателей рентабельности должна дополняться и увязываться с данными анализа прибыли от различных видов деятельности (инвестиционной, финансовой, операционной). В результате обобщения вырабатываются рекомендации по повышению прибыльности деятельности предприятия.

В процессе детализированного анализа финансового состояния предприятия производится оценка его положения на рынке ценных бумаг, если акции компании свободно обращаются на рынке. Показатели рыночной активности компании представляют интерес для владельцев предприятия и его потенциальных инвесторов. Для собственников предприятия важны показатели прибыльности его деятельности, а также их интересует распределение принадлежащей им прибыли на капитализированную часть и долю, выплачиваемую им в качестве дивидендов. Иными словами их интересует влияние результатов деятельности компании на рыночную стоимость их инвестиций.

Анализ рыночной активности не может быть выполнен непосредственно по данным финансовой отчётности, поскольку необходима дополнительная информация с фондового рынка. Коэффициенты рыночной активности включают в себя показатели, характеризующие стоимость и доходность акций компании. Основными показателями в этой группе являются:

1. Прибыль на акцию показывает, какая доля чистой прибыли приходится на одну обыкновенную акцию в обращении. Это один из наиболее важных показателей, влияющих на рыночную стоимость акций компании, что доказывается представительными статистическими исследованиями зарубежных корпораций. Данный показатель используется в стратегическом планировании для формулирования конкретных целей и задач. Коэффициент рассчитывается делением суммы чистой прибыли на общее число обыкновенных акций в обращении. Акции в обращении определяются как разница между общим числом выпущенных обычных акций и собственными акциями в портфеле. Если в структуре компании имеются привилегированные акции, из чистой прибыли должна быть вычтена сумма дивидендов, выплаченных по преференциальным акциям. Для данного показателя существует общепринятое обозначение EPS. Прибыль на одну акцию определяется по формуле:

 

, (2.4.65)

 

где ЧП – чистая прибыль.

 

Показатель EPS может быть пересчитан на денежный базис. В этом случае он носит название показателя поступления денег на акцию. Это приблизительный показатель, и он рассчитывается для определения возможностей кампании выплачивать дивиденды наличными в результате именно основной деятельности предприятия. Расчет показателя поступления денежных средств на одну акцию производится по формуле:

 

. (2.4.66)

 

2. Коэффициент цена/прибыль на одну акцию отражает соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию. Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц согласны заплатить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли компании, и рассчитывается по следующей формуле:

 

. (2.4.67)

 

Этот коэффициент также называется «кратное прибыли», и он отражает, как рынок оценивает результаты деятельности компании и ее перспективы. Важной характеристикой данного показателя является не его уровень на данный момент, а его динамика в сравнении с общей динамикой рынка и с динамикой этого показателя для других компаний. Если рынок адекватно реагирует на изменение прибыли на одну акцию, то величина «кратного прибыли» должна остаться неизменной.

3. Балансовая стоимость одной акции показывает стоимость чистых активов компании, приходящихся на одну обыкновенную акцию в соответствии с данными бухгалтерского учета и отчетности. Этот показатель рассчитывается по формуле:

 

, (2.4.68)

 

где СК –собственный капитал.

 

4. Коэффициент котировки показывает рыночную стоимость одной акции в сравнении с ее балансовой стоимостью и рассчитывается по формуле:

 

. (2.4.69)

 

Значение >1 означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за неё цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала, приходящегося на одну акцию на данный момент.

5. Для оценки доходности акций может быть рассчитано несколько показателей. Различают текущую и совокупную доходность акции. Под текущей доходностью понимают, прежде всего, дивиденды, которые получит владелец акции. Этот коэффициент называется дивидендным доходом или нормой дивиденда и рассчитывается по формуле:

 

. (2.4.70)

 

Этот коэффициент характеризует процент возврата на капитал, вложенный в акции.

6. Коэффициент выплаты дивидендов указывает, какая часть чистой прибыли была выплачена акционерам в виде дивиденда:

 

. (2.4.71)

 

Этот коэффициент используется для характеристики дивидендной политики компании. Анализ данного показателя за ряд лет позволяет оценить тенденции в политике совета директоров компании: либо преобладающее стремление реинвестировать прибыль на развитие компании, либо выплачивать большую долю прибыли держателям акций. Особенностью анализа данного коэффициента является то, что не существует его хорошего или плохого уровня. Наиболее общим критерием является то, что он не должен превышать единицу. Если условие соблюдается, то делают вывод, что компания в отчетном году заработала достаточно прибыли для выплаты дивидендов. Превышение этим коэффициентом единицы свидетельствует либо о нерационально дивидендной политике компании, либо о ее финансовых затруднениях.

7. Доходность акции может быть рассчитана с учетом курсовой разницы, которую владелец акции может получить при продаже акция. Определяющим фактором роста рыночной цены акции является дополнительная экономическая стоимость, то есть обеспечение в долгосрочной перспективе более значительных поступлений денежных средств по сравнению с вложениями за счет операционной, инвестиционной и финансовой деятельности компании. Капитализированный доход компании характеризуется изменениями рыночной цены акций и рассчитывается следующим образом:

 

, (2.4.72)

 

где Р0 – рыночная цена акции на начало года,

Р1 – рыночная цена акции на конец года.

8. Общая сумма дохода держателей акций складывается из дивидендов и изменения рыночной стоимости акций, поэтому совокупная доходность обыкновенной акции определяется как частное от деления суммы дивидендов (Д), полученных наличными за соответствующий период времени, и разницы между рыночной ценой акции на начало периода (Ро) и ее рыночной ценой на конец периода (Р1) на рыночную цену одной акции на начало периода:

 

. (2.4.73)

 

Такой важнейший показатель, как прибыль на одну акцию, может быть получен как произведение коэффициентов – факторов, отражающих взаимосвязь с обобщенной характеристикой. Иерархия показателей позволяет дать системную оценку объекту исследования в целом.

Показатели – факторы обобщённого показателя «прибыль на акцию» могут быть представлены следующей взаимосвязью:

 

, (2.4.74)

 

где ЧП – чистая прибыль;

ВП – валовая прибыль;

ВБ – валюта баланса;

СК – собственный капитал;

N – число обыкновенных акций в обращении.

 

Первый фактор отражает влияние налогообложения на показатель «прибыль на одну акцию»; второй – характеризует эффективность вложений всего капитала компании; третий фактор показывает финансовую структуру организации или воздействие финансового рычага; четвертый – указывает на обеспеченность каждой акции собственным капиталом компании.

Группы показателей, применяемых для оценки финансового состояния субъектов хозяйствования и их нормативные значения, согласно разработанным отечественным методикам [4,5,6,7] представлены в таблице 2.4.7:

4* - Методика интегральной оценки инвестиционной привлекательности предприятий и организаций. Утверждена приказом Агентства по вопросам предупреждения банкротства от 23. 02. 98 г. № 22.

5* - Положение о порядке осуществления анализа финансового состояния предприятий, подлежащих приватизации. Утверждено приказом Министерства финансов Украины и Фонда государственного имущества Украины от 26. 01. 2001 г. № 49 / 121.

6* - Методические рекомендации по выявлению признаков неплатежеспособности предприятия и признаков действий по сокрытию банкротства, фиктивного банкротства или доведения до банкротства. Утверждены приказом Министерства экономики Украины от 17. 01. 2001 г. № 10.

7* - Методические рекомендации по подготовке аудиторского заключения при проверке открытых акционерных обществ и предприятий - эмитентов облигаций (кроме коммерческих банков). Утверждены Аудиторской палатой Украины, протокол от 23. 02. 2001 г. № 99.

 

Таблица 2.4.7 -Система показателей оценки финансового состояния субъектов хозяйствования

    Методика расчета Нормативное назначение (динамика) Утвержден. методики
             
Анализ имущественного положения
1.Сумма средств, находящихся в распоряжении предприятия Итог нетто-баланса     +          
2. Коэффициент износа основных средств Сумма износа ОС Первоначальная стоимость ОС Уменьшение   + +   +
3. Коэффициент обновления основных средств Первонач. стоимость поступивших ОС Первонач. стоимость ОС на К. О. П. Увеличение   + +   +
4. Коэффициент выбытия основных средств Первонач. стоимость выбывших ОС Первонач. стоимость ОС на Н. О. П. Ниже, чем к – т обновления + +   +
5. Доля активной части основных средств Стоимость активной части ОС Балансовая стоимость ОС   +        
Анализ ликвидности
1. Чистый оборотный капитал (величина СОС) Текущие активы – текущие обязательства   > 0 (увеличение)       +         +  
2. Коэффициент покрытия Текущие активы Текущие обязательства > 1 1 - 1, 5 + + + +
3. Коэффициент быстрой ликвидности ДС + ТФИ + ДЗ Текущие обязательства 0, 6 – 0, 8         +     +
4. Коэффициент абсолютной ликвидности ДС + ТФИ Текущие обязательства 0, 2 – 0, 35 (увеличение)   +     +     +
5. Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженностей Кредиторская задолженность Дебиторская задолженность   +        
6. Доля оборотных средств в активах Текущие активы Итог нетто-баланса          
7. Доля производственных запасов в текущих активах Запасы и затраты Текущие активы            
8. Доля ЧОК в покрытии запасов ЧОК Запасы и затраты                  
9. Коэффициент покрытия запасов Нормальные источники покрытия Запасы и затраты          
Анализ финансовой устойчивости (платежеспособности)
1. Коэффициент концентрации собственного капитала (автономии, платежеспособности) Собственный капитал Итог нетто-баланса   > 0, 5 + +   +
                   

 

 

Продолжение таблицы 2.4.7

               
  2. Коэффициент финансирования Привлеченные средства Собственный капитал   > 1 (уменьшение) = 2   + +   +
  3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Собств.оборот.средства Оборотные активы     > 0, 1   +     +         +  
  4. Коэффициент маневренности собственного капитала ЧОК Собственный капитал > 0 (увеличение)   +   +   +
  5. Коэффициент структуры долгосрочных вложений ДЗК Основные средства + прочие НА            
  6. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств ДЗК ДЗК + собственный капитал            
7. Коэффициент финансовой зависимости Итог нетто-баланса Собственный капитал                
8. Коэффициент структуры привлеченного капитала ДЗК Привлеченный капитал                    
9. Коэффициент Бивера Чистая прибыль – амортизация Текущие обязательства > 2 (увеличение)     +      
10. Текущая платежеспособность ДС + их эквиваленты +высоколикв. активы Текущие обязательства > 0 (увеличение)     +      
11. Коэффициент финансовой устойчивости СК + ДЗК Итог нетто- баланса 0,85<К<0,9 +          
Анализ деловой активности  
1. Коэффициент оборачиваемости активов (трансформации) Нетто-выручка от реализации Средняя величина итога баланса Увеличение + +   +  
2. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности Нетто-выручка от реализации Средняя величина КЗ Увеличение + +   +  
3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности Нетто выручка от реализации Средняя величина ДЗ Увеличение + +   +  
4. Срок погашения дебиторской задолженности (дни) Средняя величина ДЗ * продолжительность Нетто-выручка периода (360)   + +   +  
5. Срок погашения кредиторской задолженности (дни) Средняя величина КЗ * продолжительность Нетто-выручка периода (360) Уменьшение + +   +  
                             

 

Продолжение таблицы 2.4.7

             
6. Коэффициент оборачиваемости материальных запасов Себестоимость реализованной продукции Стоимость материальных запасов Увеличение + +   +
7. Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача) Нетто-выручка от реализации Среднегодовая стоимость основных средств Увеличение + +   +
8. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала Нетто-выручка от реализации Среднегодовая величина СК Увеличение + +   +
9. Производительность труда Выручка от реализации Среднесписочная численность работников     +          
10. Продолжительность оборота материально-производственных запасов (в днях) 360 (90) коэффициент оборачиваемости МПЗ   +      
11. Продолжительность операционного цикла п. 4 + п. 10            
12. Продолжительность финансового цикла п. 4 + п. 10 – п. 5            
13. Коэффициент устойчивости экономического роста Чистая прибыль – дивиденды Собственный капитал          
Анализ рентабельности
1. Коэффициент рентабельности активов (ROA) Чистая прибыль Среднегодовая величина активов > 0 Увеличение   +     +       +  
2. Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE) Чистая прибыль Среднегодовая стоимость СК > 0 Увеличение   +     +       +  
3. Коэффициент рентабельности деятельности Чистая прибыль Нетто-выручка от реализации > 0 Увеличение   +     +       +  
4. Коэффициент рентабельности продукции Прибыль от реализации продукции Себестоимость РП + административные затраты + расходы на сбыт > 0 Увеличение     +   +
5. Коэффициент прибыльности (инвестиционного объекта) Прибыль до уплаты налогов Долгосрочные и среднесрочные пассивы     +        
6. Коэффициент эксплуатационных расходов Выручка от реализации Прибыль после уплаты налогов   +      
                   

 

Продолжение таблицы 2.4.7

             
7. Рентабельность продаж Прибыль от реализации продукции Нетто-выручка от реализации          
8. Период окупаемости собственного капитала Средняя величина СК Чистая прибыль          
Анализ рыночной активности
1. Чистая прибыль, приходящаяся на одну простую акцию (доход на акцию) Чистая прибыль – дивиденды по префакциям Число обычных акций в обращении              
2. Коэффициент прибыльности акции Чистая прибыль на одну акцию Рыночная стоимость одной акции           +
3. Ценность акции Рыночная стоимость одной акции Чистая прибыль на одну акцию              
4. Рентабельность акции (коэффициент дивидендного дохода) Дивиденд на одну акцию Рыночная цена одной акции           +
5. Коэффициент выплаты дивидендов (дивидендный выход) Дивиденд на одну акцию Чистая прибыль на одну акцию           +
6. Коэффициент котировки Рыночная цена одной акции Балансовая цена одной акции              

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 4372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.