Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы творческой деятельности




Многие представители творческих профессий — ученые, изоб­ретатели, писатели — отмечают, что важные, критические этапы в их деятельности носят интуитивный характер. Решение пробле­мы приходит внезапно, а не в результате логических рассуждений. Творчество в своей основе представлено механизмами сверхсозна­ния (Симонов П.В., 1975). Если сознание вооружено речью, мате-


магическими формулами и образами художественных произведе­ний, то язык сверхсознания — это чувства, эмоции. Творческий процесс приводит не только к расширению сферы знания, но и к преодолению ранее существовавших, принятых норм.

Выделяют три основных этапа творческого процесса: замысел, рождение догадки; генерацию различных гипотез, включая самые фан­тастические, для объяснения данного явления; критический анализ и отбор наиболее правдоподобных объяснений, которые протекают на уровне сознания.

Озарение, открытие, нахождение пути решения проблемы воз­никают в виде переживания, чувствования, что выбранное направ­ление — то самое, которое заслуживает внимания. И здесь решаю­щая роль принадлежит чувству, интуиции — языку сверхсознания. Многие изобретатели отмечают, что догадка возникает в виде рас­плывчатого образа, который только еще должен быть выражен словами. Однако внезапность появления догадки, озарения — ка­жущаяся, так как она является следствием интенсивной мысли­тельной работы человека, поглощенного увлекающей его пробле­мой или художественным произведением.

По мнению Р.А. Павлыгиной и П.В. Симонова, доминанта имеет отношение к явлениям озарения, инсайта, составляющим цент­ральное звено творческого процесса. Внезапное отключение доми­нантного состояния может приводить к внезапному замыканию ассоциаций (установлению неожиданных связей). В опытах на кро­ликах показано, что при голодной доминанте, создаваемой есте­ственной пищевой депривацией, любое побочное воздействие, включая обдувание глаза воздухом, вызывает не только мигатель­ную, но и жевательную реакцию. Если голодному животному не­посредственно после обдувания воздухом глаза дать пишу и тем самым снять доминантное состояние, то это приводит к формиро­ванию стабильного инструментального рефлекса. При повторном воспроизведении такой же доминанты кролик стремится регули­ровать свое состояние, демонстрируя мигательную реакцию, ко­торая только один раз сопровождалась устранением доминанты.

Другое явление, которое также имеет отношение к творческо­му мышлению, — это установление ассоциации между подпороговы-ми раздражителями. Совмещение подпороговой стимуляции лапы и круговой мышцы глаза приводило к формированию связи между мигательной реакцией и движением лапы (Павлыгина Р.А., 1990). Ее можно было выявить, заменив подпороговые раздражения над-пороговыми: стимуляция лапы вызывала мигательную реакцию, а раздражение глаза сопровождалось двигательной реакцией конеч­ности (двусторонняя связь, по Э.А. Асратяну).


Таким образом, доминанта сильно напоминает мотивацион-ное состояние, во время которого на основе видового и приобре­тенного опыта актуализируются ассоциации между стимулами, а также между стимулами и реакциями. В процессе анализа этой ин­формации могут быть выявлены ранее скрытые (подпороговые) связи, которые приведут к новому видению проблемы. Явление вне­запного формирования устойчивых ассоциаций в результате устране­ния доминантного возбуждения исследователи рассматривают как нейрофизиологический механизм творческого озарения.

Творчество— создание нового из старых элементов во внутрен­нем мире. Создание нового продукта вызывает положительную эмо­циональную реакцию. Это положительное эмоциональное состоя­ние служит наградой творческому процессу и стимулирует челове­ка действовать в том же направлении.

Выявление нового аспекта в когнитивных процессах обусловле­но работой детекторов новизны, которые способны улавливать но­вое не только во внешнем, но и во внутреннем мире — новые мыс­ли, новые образы. Ориентировочная реакция возникает при этом не на изменение внешнего сигнала, а на преобразование внутреннего образа. При этом она сопровождается положительным эмоциональ­ным переживанием и сама является эмоциональным подкреплени­ем. Детекторы новизны обладают высокой чувствительностью, они сразу же фиксируют факт появления новой мысли еще до того, как она будет оценена. Осознание появления новой мысли сопровож­дается творческим волнением, которое стимулирует умственную работу. И только после появления эмоциональной реакции мысль начинает критически оцениваться. Таким образом, неосознанное сопоставление разного рода информации, содержащейся в памя­ти, порождает новую мысль. Ее последующая оценка осуществля­ется путем сравнения этой мысли с другими, ранее уже осознан­ными. Следовательно, продукция нового осуществляется главным образом в подсознании, а его оценка — на уровне сознания.

Процессы творческого мышления могут быть рассмотрены с точки зрения взаимоотношения ориентировочного и оборонитель­ного рефлексов. Известно, что стресс с высоким уровнем напря­женности выражает защитную, оборонительную реакцию, кото­рая дезорганизует когнитивные функции человека. Согласно за­кону Йеркса—Додсена существует так называемое оптимальное функциональное состояние, определяющее наиболее высокую эффек­тивность деятельности. Изучение механизма оптимизации функцио­нального состояния приводит к представлению о его связи с ориен­тировочным рефлексом. Наличие интереса, увлеченность работой — те предпосылки, которые определяют уровень ее успешности.


Творчество связано с развитием потребности в познании, в по­лучении новой информации, которая достигается в процессе ори­ентировочно-исследовательской деятельности. Последнюю можно рассматривать как цепь ориентировочных рефлексов. Каждый из ориентировочных рефлексов обеспечивает получение определен­ной порции информации.

Творческое мышление— это ориентировочно-исследовательская деятельность, обращенная к следам памяти в сочетании с поступаю­щей актуальной информацией.

Ориентировочный рефлекс как выражение потребности в новой информации конкурирует с оборонительным рефлексом, который является выражением агрессии или страха, тревоги (ОгасЬат Р.К., 1997; Данилова Н.Н„ 1995).

Особыми формами оборонительного поведения являются деп­рессия и тревожность, которые, тормозя ориентировочно-иссле­довательскую деятельность, снижают творческие возможности че­ловека. Депрессия и тревожность могут возникать под влиянием длительного неуспеха в преодолении конфликтных ситуаций. Раз­виваясь, они ведут к соматическим нарушениям, которые, обра­зуя контур обратной положительной связи, еще больше углубляют депрессию и тревожность. Разорвать этот круг самоусиления пас­сивно-оборонительного поведения, приводящего к снижению творческих возможностей человека, можно лишь путем устране­ния конфликтов и оказания психотерапевтической помощи. В ка­честве основы «креативной психотерапии» можно рассматривать создание у индивида творческой установки, усиление его ориен­тировочно-исследовательской деятельности, которые обычно тор­мозят оборонительную доминанту, способствуя раскрытию твор­ческих способностей. Такая креативная установка может быть эле­ментом процесса непрерывного образования человека, в силу того, что она стимулирует его заинтересованность в получении новой информации.

Ориентировочный рефлекс находится в реципрокных отноше­ниях не только с пассивно-оборонительной, но и с активно-обо­ронительной формой поведения — аффективной агрессией. Дли­тельные психологические конфликты могут вызывать функциональ­ные изменения, выражающиеся в понижении порога аффективной агрессии. В результате незначительные воздействия провоцируют агрессивное поведение. Такое снижение порога агрессивного пове­дения иногда наблюдается в период полового созревания в резуль­тате нарушения медиаторного баланса. Одним из радикальных спо­собов снижения агрессивности может быть стимуляция ориенти­ровочно-исследовательской деятельности.


Таким образом, стимуляцию ориентировочно-исследовательс­кой активности можно рассматривать как основу развития твор­ческого потенциала человека и психотерапевтический способ по­давления депрессии, тревожности и агрессивности — основных факторов, препятствующих творческому самовыражению человека.

Реципрокный характер взаимоотношений ориентировочного и оборонительного рефлексов наиболее отчетливо проявляется в ре­акциях сердечного ритма. Тип реакции в виде редукции мощности сосудистой и дыхательной модуляций СР, роста ЧСС, индекса напряжения (ИН), уменьшения величины стандартного отклоне­ния КК-интервала выражает оборонительный рефлекс. Противо­положный тип реакции характеризует ориентировочный рефлекс:

одновременно с падением ЧСС (одним из компонентов ориенти­ровочной реакции) усиливается дыхательная и сосудистая моду­ляция К.К- интервале в. Параллельно падает ИН, а стандартное от­клонение, характеризующее вариабельность СР, растет.

Появление ориентировочного или оборонительного рефлекса в составе когнитивной деятельности зависит от типа информаци­онной нагрузки и ее сложности, а также от индивидуальных осо­бенностей субъекта и прежде всего от его личностной тревожнос­ти, устойчивой индивидуальной склонности более или менее час­то отвечать на различные события как на потенциально опасные. Изменение СР по оборонительному типу преобладает при реше­нии арифметических задач. Последние часто создают стрессовую ситуацию, так как многими людьми процедура выполнения арифметического теста связывается с оценкой их интеллектуаль­ных способностей. Лица с высоким уровнем личностной тревож­ности реагируют даже на стандартную информационную нагрузку преимущественно оборонительными реакциями в виде редукции сосудистой и дыхательной модуляций СР совместно с ростом ЧСС и ИН. Стресс, тревожность тормозят ориентировочную реакцию и усиливают оборонительные, что приводит к подавлению творчес­кой активности человека (Данилова Н.Н., 1995).

Рассматривая нейроанатомические основы творческого мыш­ления, П.В. Симонов связывает его с функциями следующих струк­тур мозга. Ядра миндалины выделяют доминирующую мотивацию, которая стимулирует поиск недостающей информации, необхо­димой для решения определенной проблемы. Другая структура лим- бической системы — гиппокамп— обеспечивает расширенную ак­туализацию следов, извлекаемых из памяти и служащих материа­лом для формирования гипотез. У человека гиппокамп доминантного полушария вовлечен в анализ следов словесных сигналов, а право­го полушария — в обработку следов от невербальных стимулов.


Предполагается, что сами гипотезы генерируются в лобных отде­лах иеокортекса. В правом полушарии происходит их первичная эмоционально-интуитивная оценка, при этом исключаются заве­домо нереальные предположения. Левые лобные доли выступают и роли критика, который выполняет отбор гипотез, наиболее дос­тойных внимания. Взаимодействие правых и левых лобных долей обес­печивает тот диалог двух голосов— фантазирующего и критическо­го, который знаком почти всем творческим личностям. ^Функцио­нальная асимметрия двух полушарий мозга, в сущности, служит сегодня наиболее приемлемой нейробиологической основой взаи­модействия осознаваемых и неосознаваемых компонентов творчес­кого процесса» (Симонов П.В., 1993. С. 75).

Механизмы интуиции при решении различного рода когни­тивных задач с учетом межполушарного взаимодействия были ис­следованы Н.Е. Свидерской (1997). Используя метод компьютер­ной топоскопии синхронных биотоков мозга при одновременном отведении ЭЭГ от 48 электродов, она определяла фокусы макси­мальной активности во время решения задач, требующих различ­ных способов обработки информации: симультантного и сукцес-сивного. Симультантный метод служит для одновременного ана­лиза множества элементов информации. Его связывают с функциями правого полушария. Сукцессивный метод представляет поэтапную обработку информации и относится в основном к дея­тельности левого полушария. Оказалось, что при решении вербаль­ных и невербальных задач фокус активности определяется не ка­чеством или содержанием информации, а способом ее анализа. Если задание требовало сукцессивного метода, фокус активности возникал в передних областях левого полушария, а при выполне­нии симультантных заданий он был локализован в задних зонах правого полушария. При решении нестандартных задач, при не­знании их алгоритма, когда требуется использовать интуитивные формы мышления, активация доминирует в задних отделах правого полушария. Такую же картину можно было видеть у испытуемых, правильно описывающих характер и условия жизни человека по его портрету или местности по ее отдельным фрагментам. Успеш­ное выполнение такого задания возможно только на основе инту­итивной оценки. У субъектов, которые давали неправильное опи­сание человека и местности, фокус активности возникал в пере­дних областях левого полушария. Автор связывает правополушарный фокус активации с симультантным способом обработки как осоз­наваемой, так и неосознаваемой информации.

Вместе с тем симультантный способ обработки, позволяющий оперировать одновременно большим число элементов — целостным


представлением объекта, более адекватен для работы с неосознава­емой информацией. Установлено, что при автоматизации навыка (обучении цифровым кодам ЭВМ), т.е. при переходе от осознавае­мого уровня анализа к неосознаваемому, фокус активации из пере­дних областей левого полушария смещается в задние зоны правого.

Снижение уровня осознания болевой стимуляции, вызванной гипнотической аналгезией, коррелирует с падением активности в передних зонах левого полушария. Левополушарный фокус активно­сти указывает на сукцессивный способ обработки информации, предполагающий анализ материала на осознаваемом уровне.

Совместная деятельность обоих полушарий, каждое из которых использует свои методы обработки информации, обеспечивает наи­более высокую эффективность деятельности. С усложнением зада­чи необходимо объединение усилий обоих полушарий, в то время как при решении простых задач латерализация фокуса активности вполне оправдана. При решении нестандартных, творческих задач используется неосознаваемая информация. Это достигается совме­стной деятельностью обоих полушарий при хорошо выраженном фокусе активности в задних отделах правого полушария.

Глава 10 СОЗНАНИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.