Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность как социальное свойство индивида




План

Тема. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Дополнительная

1. Социологический энциклопедический словарь / Ред.–корд. – академик РАН Г.В. Осипов. – М, 1998.

2. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное / А.В. Дмитриев. – М., 2002.

3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. – М., 1996.

4. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру / Ч. Ликсон. – СПб., 1997.

5. Дойч М. Разрешение конфликт (конструктивные и деструктивные процессы) / М. Дойч //Социально-политический журнал. – 1997. – № 1.

6. Конфликтология: учебник/ Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 2001.

7. Зайцев А.К. Социальный конфликт/ А.К. Зайцев. – М., 2000.

8. Руденко Р.И. Практикум по социологии: учеб. пособие для вузов / Р.И. Руденко. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 1999.

 

 


 

Т е з а у р у с: личность, социализация, адаптация, социальная роль, социальный статус, социальные ценности, нормы, стандарты поведения, депривация, интериоризация.

 

 

1. Личность как социальное свойство индивида.

2. Структура личности.

3. Социальные роли и статусы личности.

4. Типы личности, зависящие от ценностных ее ориентации.

5. Н. Смелзер о роли социализации личности.

 

Ученый - врач и философ А. Н. Лук в книге «Эмоции и личность» (М.: Знание, 1982. –С. 6) отмечает, что созревание личности включает в себя несколько этапов. Среди них – переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье — к равенству, от беспечности — к пониманию своей ответственности, от ограниченного числа поведенческих реакций — к разнообразному и богатому поведенческому репертуару, от примитивных интересов — к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков, преследующих лишь краткосрочные цели,— к поведению, которое опирается на весь предшествующий опыт и определяется весьма отдаленными задачами. При этом вырабатывается умение подавить свои побуждения, отказаться от немедленного исполнения желаний ради достижения сознательно намеченных рубежей в грядущем. В процессе созревания личности расширяется ее «поле активности»: от действий, направленных на ближайшее окружение,— к поступкам, затрагивающим все более отдаленные объекты и пространства.

Это говорит о том, что развитие личности – процесс непрерывный, сложный, многоплановый. Поэтому не случайно существует отрасль социологии – социология личности. Она изучает личность как социальный феномен, то есть социальное явление. Необходимость в социологии личности предопределяется тем, что личность связана с материальными, социальными и духовными проблемами. Распространенными терминами и понятиями социологии личности являются: человек, индивид, индивидуальность, личность, социальная роль, социальный статус, социализация, ценностная ориентация и др.

Человек – понятие самое общее, включает родовые черты, говорит о том, что человек принадлежит к человеческому роду и ведет свое начало с момента выделения мыслящего человека.

Индивид – это отдельный конкретный человек, единичный представитель человеческого рода, принадлежащий и природе и человеческому обществу.

Индивидуальность есть совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на уровнях биохимическом, психологическом, социальном.

Личность выделяет, подчеркивает неприродный, социальный характер человека и индивида, то есть выделяются особо социальные его начала, но отмечает его индивидуальность по способу существования.

Личность – это социальное свойство индивида, это совокупность черт, образовавшихся при взаимодействии данного лица с другими людьми, и делающих его субъектом труда, познания и общения.

При рассмотрении проблемы человека и личности особо нужно обратить внимание на то, что каждое общество заинтересовано в лучшем типе личности и предъявляет особые требования к ее формированию через систему семьи, образования, воспитания, средств массовой информации, влияние трудовых коллективов. Часто поведение личности может быть созидательным и разрушительным, стихийным и сознательным. Это во многом зависит от социальной структуры общества, от норм и ценностей, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.

С точки зрения современного осмысления, к понятию «личность» можно выделить три основных подхода.

Антропологический подход, где личность рассматривается как предмет природы. При этом игнорируется весь комплекс социальных условий, влияющих на личность, и она практикуется как некая биосистема, а человек представляется в виде существа. Приверженцы этой точки зрения игнорируют определяющую роль социальной среды, в ее влиянии, наоборот, усматривают негативный аспект. Они утверждают, что человек рождается свободным от всех пороков, а жизнь формирует в нем отрицательные черты, делает его зависимым, ленивым, жестоким.

Социологический подход рассматривает личность как объект и продукт социальных отношений. Согласно теории ролей, каждому человеку предопределен в общественной жизни определенный успех. Переход от одной роли к другой крайне затруднен, связан с ломкой коренных устоев жизни.

Персоналистский подход рассматривает личность как абсолютно самостоятельную и индивидуально- неповторимую ценностность. Влияние окружающей среды рассматривается как фактор, препятствующий личности уйти в свой внутренний мир.

Изучение личности связано с исследованием множества различных проблем: социальных, биологических, физиологических, конституциональных и других.

Российская физиологическая и медицинская наука (Л.Н. Мечников, 1838-1888, И.М. Сеченов, 1829-1905, И.П. Павлов, 1844–1936, естествоиспытатель К.А. Тимирязев 1843-1927) утверждали взгляд на человека как на биосоциальное существо, которое проходит эволюционное развитие от индивида к человеку и от них к личности.

Философское определение личности связано с генезисом человека и его местом в окружающем мире. Личность рассматривается как результат цивилизационного развития мира.

Социально-психологический подход оценивает личность с точки зрения ее структуры, форм деятельности, видов общения, связей личности, группового поведения.

Общепсихологический подход рассматривает личность с точки зрения характеристик ее активности, эмоционального состояния, проявления чувств, способностей, темперамента и других психологических механизмов поведения.

Этический подход определяет личность через ее отношение ко всей совокупности социальных норм. В данном случае личность ограничивают рамками усвоения норм господствующей нравственности и морали.

Социологическая теория утверждает, что ведущим фактором определения понятия «личность» является анализ личности как субъекта социальных отношений, сама личность представляется продуктом истории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.