Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный контроль над конфликтными ситуациями




Способствуют созданию новых социальных институтов.

Способствуют введению социальных инноваций.

7. Стимулируют нормотворчество и элементы социального контроля.

8. Помогают социализации и адаптации индивидов и групп.

В зависимости от того, что участники конфликта, находясь в едином социальном поле, должны обладать определенной автономией, и одновременно должны быть взаимосвязаны, их можно классифицировать на два больших типа:

1. Внесистемные конфликты – это такие конфликты, в ходе которых участники, обладающие автономной социальной волей, стремятся приобрести или увеличить свои уже имеющиеся преимущества, либо преследуя свои экономические интересы, либо повышая степень своей социальной интеграции. То есть это реальные участники, борющиеся друг с другом за территории или конкретные социальные блага.

2. Внутрисистемные конфликты – это конфликты, не вызванные столкновением двух разных социальных систем, или двух личностей, а отражающие внутренние противоречия, укоренившиеся в рамках единой системы.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от ряда признаков.

Например, в зависимости от того, какие субъекты противодействуют друг другу, социальные конфликты разделяются на:

1) внутриличностный конфликт – столкновение разных ролевых требований, психологический разлад в рамках единой личности.

 

Он может принимать различные формы:

ролевой конфликт возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы;

внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями;

– межличностный конфликт – противостояние, возникающее между двумя или более людьми. Он может проявляться также как столкновение личностей с разными чертами характера, взглядами, ценностями;

– конфликт между личностью и группой. Он возникает:

если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности;

если эта личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы;

– межгрупповой конфликт – столкновение между социальными группами и общностями, вызываемое противоположностью их интересов, целей.

Типологию социального конфликта можно представить в виде следующих позиций:

- конфронтация – пассивное открытое противостояния групп или индивидов, интересы которых находятся в полярном противоречии между собой;

- соперничество – менее острое и более продолжительное по времени противостояние индивидов или групп, имеющих примерно равные потенции и достижения, связанные с борьбой за признание обществом или группой их результатов или качеств;

- конкуренция – борьба, обычно экономическая или политическая, за конкретные экономические блага: как рынки сбыта или за политическую власть на уровне индивидов – за должность или статус;

- война – как организованная вооруженная форма конфликта между государствами, классами, нациями. За последние 5,5 тыс. лет учеными зафиксировано примерно 14,5 тыс. больших и малых войн, в ходе которых погибли, умерли от голода, эпидемий более 3,6 млрд. человек;

- терроризм – политика насилия, запугивания, убийства, покушения на жизнь глав государств, членов правительства, захват заложников, угон самолетов и другие провокации;

- революции, восстания, путчи, бунты, мятежи, контрреволюции, ведущие в конечном итоге к стабильности общества и выводу его из кризиса;

- разногласия, неповиновение, непринятия общественного неравенства, привилегий, нарушения прав и др.

Американский социолог М. Дойч выделил шесть типов конфликтов:

1) истинный конфликт – объективно существующий и «правильно» воспринимаемый сторонами;

2) случайный конфликт, возникающий по поводу ресурсов, изыскать которые можно где-то в другом месте, а не обязательно у соперника;

3) «подмененный конфликт» – манифестирующий неглавные противоречия в качестве основных;

4) безатрибутивный конфликт – когда стороны сталкиваются по поводу противоречий, причина которых вне их компетенции;

5) латентный конфликт – который должен возникнуть, но не возникает, так как он подавлен, «подменен» или безатрибутивен;

6) фальшивый конфликт – возникающий вследствие неверного восприятия при отсутствии объективных причин.

Согласно классификации К. Боулдинга, можно выделить следующие шесть типов конфликтов:

- реальный конфликт – объективно существующий в рамках конкретной социальной системы;

- случайный конфликт – возникающий вне связи с основными противоречиями общества или группы, порожденный привходящими обстоятельствами;

- замещающий конфликт – сложившийся на почве другого, скрытого и по каким-то причинам не могущего проявиться конфликта;

- конфликт, обусловленный разделенностью и малой информированностью сторон;

- скрытый, или латентный конфликт – развивающийся незаметно для наблюдателя и даже для самих участников;

- псевдоконфликт – конфликт, не имеющий под собой объективной почвы, возникающий в результате взаимодействия чисто субъективных, психологических факторов.

К числу типов конфликтов можно также отнести следующие:

а) конфликты, в которых объектом выступает человек;

б) конфликты вокруг материальных ценностей (предметы собственности, например, земля, дом, квартира, деньги, ценные бумаги; условия труда и его оплата);

в) конфликты вокруг интеллектуальной собственности;

г) конфликты вокруг «престижных» объектов и (или) объектов, способных принести выгоду (престижная должность);

д) конфликты, связанные с религиозной верой, протекающие внутри конфессий (раздоры по поводу толкования догматов веры, культа, церковной собственности и др.), и межконфессиональные конфликты;

е) конфликт, связанный с тем, что были нарушены представления одной из сторон о справедливости вознаграждения (спор вокруг наград, споры вокруг оплаты труда).

Многочисленность типологий конфликта отражает факт, что возникающие в обществе конфликтные ситуации чрезвычайно разнообразны, хотя в своей динамике раскрывают единые закономерности.

Поэтому конфликты классифицируются и по многим другим основаниям, например:

– показатели массовости их участников;

– социальные статусы конфликтующих сторон;

– реальность причины;

– временная длительность и характер протекания;

– степень остроты и степень регулируемости (управляемости);

– психологическая форма проявления и др.

Обычно в социологической литературе отмечают три стадии конфликта – предконфликтную, непосредственно конфликтную и послеконфликтную.

Предконфликтная – это период, в течение которого накапливаются противоречия.

Непосредственно конфликтная стадия конфликта – это его деятельная часть. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон.

Стадия разрешения конфликта – это период частичной или полной реализации целей противоборствующих сторон. Такое разрешение конфликта означает устранение причин, вызвавших противоборство.

Что касается динамики развития конфликтов, то обычно выделяют следующие этапы их противоречия.

1. Скрытая стадия. Здесь участники конфликта еще не осознают противоречий, сам конфликт проявляется в явном или неявном недовольстве ситуацией.

2. Формирование конфликта. На этой стадии формируются противоречия, четко осознаются претензии к другой стороне.

3. Инцидент – период, когда конфликт переводится в стадию активных действий, стороны решают вступить в открытую борьбу.

4. Активные действия сторон. Конфликт быстро достигает критической точки, а затем идет на убыль.

5. Завершение конфликта, здесь либо стороны выиграли, либо удовлетворили свои притязания. Но на конкретном уровне бывает три исхода: «выигрыш –проигрыш», «выигрыш – выигрыш», «проигрыш – проигрыш».

 

 

Конфликт, как показывают социологи, является фактором проявления одного из важнейших законов – закона единства и борьбы противоположностей.

Отсутствие конфликтов выступает фактором застоя, отсутствия развития. Значит, общество без конфликтов существовать не может.

Социальный конфликт – это естественный элемент существования любого коллектива. Он представляет собой требующее разрешения назревшее противоречие в социальной среде.

Главное – использовать конструктивную силу конфликта и минимизировать его разрушающий потенциал.

Контроль над развитием конфликта, управление им, определение его реальных границ, деловой зоны помогут локализовать конфликт, не допустить его расширения.

Лучший способ регулирования социального конфликта – его предупреждение, умение действовать превентивно.

 

Для выработки практических рекомендаций по разрешению социального конфликта необходимо определить, как минимум, следующее:

– участники конфликта и их роль в конфликте, в том числе: конфликтующие стороны, провокаторы конфликта, организаторы, активисты, пассивные сторонники, посредники конфликта;

– мотивировки конфликтующих сторон, то есть объяснения причин конфликта, которые дают непосредственные его участники;

– повод, то есть событие, которое предшествовало конфликту, и было его предлогом;

– цели конфликтующих сторон (задачи, которые они хотят решить с помощью конфликта);

– степень соответствия целей конфликтующих сторон их интересам;

– интересы конфликтующих сторон;

– система объективных и субъективных причин конфликта, а также его первопричина;

– функции социального конфликта относительно его участников и той социальной системы, элементами и структурами которой они являются;

– этап конфликта;

– стратегия и тактика конфликтующих сторон;

– эмоциональный фон конфликта и возможности его нормализации;

– круг вопросов, по которым возможно сближение позиций конфликтующих сторон;

– подходящая модель разрешения данного конфликта (компромисс, одностороннее подавление, интегративный способ).

 

Наиболее часто применяемые для разрешения или урегулирования социальных конфликтов методы:

Уход от конфликта: группа стремится избежать конфликта, покидая «сцену» развивающегося конфликтного действия физически или психологически. Этот метод применяется в случае ненужности данного конфликта и отсутствия следствий от самого уклонения. Показания к применению такого метода – очень высокая цена и издержки данного конфликта.

Метод сглаживания используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, в случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычки членов коллектива к идеологическим моделям действия. Данный подход основан на убеждении, что различия между сталкивающимися сторонами не столь значительны. Напротив, подчеркиваются общие интересы: «Мы одна общая семья».

Метод «скрытых действий» применяется в том случае, когда управление конфликтом нуждается, с точки зрения руководства, в скрытых средствах его регулирования.

Метод «быстрого разрешения»: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки. Его использование обосновывается лимитом времени, желанием обеих сторон участвовать в поиске наиболее эффективных соглашений, вероятностью минимизации издержек при решении социального конфликта.

Метод «компромисса»: обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений. Суть метода – управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственного участия (переговоров) сторон.

Метод «сотрудничества»: соперничающие стороны стараются найти оптимальное решение конфликтной ситуации.

Метод «силы»: стремление одной стороны навязать решение другой. Зачастую наиболее сильная сторона стремится заставить принять свою точку зрения любой ценой. Этот метод эффективен при условии, если одна сторона имеет значительный перевес.

В целом методы управления развитием конфликта можно классифицировать на:

1) организационно-административные – базируются на воздействии на конфликтующие стороны законов, указов и распоряжений, то есть документов, регламентирующих и ограничивающих агрессивные действия субъектов конфликта;

2) экономические – к ним относятся разнообразные способы воздействия на участников конфликта посредством материальных и финансовых стимулов, работы с их экономическими интересами и потребностями;

3) социально-психологические – понимается деятельность по корректировке поведения участников конфликта.

Среди конкретных методов разрешения социального конфликта можно назвать следующие:

- превентивный метод ухода от конфликта – уклонение от встреч с потенциальным противником, устранение факторов, которые могли бы способствовать нагнетанию напряженности и началу конфликта;

- метод переговоров, позволяющий снизить остроту конфликта благодаря открытому и конструктивному обмену мнениями, избежать неконтролируемого применения насилия, правильно оценить ситуацию и потенции ее развития;

- метод использования посредников – авторитетных и компетентных лиц и общественных организаций, своевременное вмешательство которых позволяет примирить враждующих или, по крайней мере, найти компромисс;

- арбитраж – обращение к уважаемому обеими сторонами третьему лицу за помощью в разрешении спорных вопросов;

- метод откладывания принятия окончательного решения по проблемам конфликта. Иногда оттягивание принятия решения приводит к самопроизвольному снижению напряженности между сторонами, однако такие случаи редки и метод нельзя назвать эффективным.

Отметим наиболее распространенные формы социального контроля над конфликтными ситуациями, практикуемые противостоящими сторонами в повседневной практике.

1. Своевременная диагностика причин конфликта.

2. Взаимный обмен информацией об интересах, намерениях, очередных шагах сторон конфликта, переговоры, рассмотрение альтернативных ситуаций, избежание конфликта.

3. Взаимное воздержание от применения силы и угроз, уход с политической арены одной из сторон.

4. Подключение арбитров, посредников, примирителей, третейского разбирательства, рекомендации которых ведут к компромиссу.

5. Использование правовых норм, процедур, сближающих позиции сторон конфликта.

6. Откладывание конфликта, создание делового партнерства, доверия как гарантий предотвращения конфликтов.

7. Поиск консенсусов, создание атмосферы солидарности через образование и воспитание, через регулирование социальных процессов.

Социологи отмечают, что при разрешении, устранении конфликтов допускаются ошибки. Наиболее заметные из них:

– превращение переговоров в процесс подсчета очков, набранных сторонами;

– поиск, кто прав и кто виноват;

– отказ от подхода «давайте говорить по делу»;

– оценка переговоров как провалившихся, когда они заходят в тупик;

– смешивание упорства в переговорах с упрямством;

– непонимание манипуляций – как собственных, так и другой стороны;

– рассматривание перерыва в переговорах как признака слабости;

– видение совместного поиска решений как отступления другой стороны.

 

Таким образом, отметим, что ни одному обществу, как показывает практика, не удалось еще достигнуть бесконфликтного существования, и задача состоит в том, чтобы научиться минимизировать негативные последствия конфликтов.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Объясните, в чем состоит сущность конфликтов.

2. Раскройте причины и сферы конфликтов.

3. Раскройте содержание конфликтов в современной России.

4. Назовите конфликтные ситуации, наблюдаемые вами в обществе.

5. Покажите, какими путями можно разрешать конфликтные ситуации.

6. В чем опасность скрытых затяжных социальных конфликтов? Приведите пример.

7. Влияет ли на появление конфликтов усложнение общества, всех сторон его жизни

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.