Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важнейшие элементы культуры




 

Важнейшими компонентами культуры можно назвать:

1. Знаково-символический элемент, то есть знания, сформулированные в понятиях, представлениях и зафиксированные в языке. Язык – это форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Язык – это система знаков и символов, кодов, наделенных определенным значением, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Люди овладевают ими в процессе воспитания и образования. Это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

2. Ценностно-познавательная система. Ценность – это свойство предмета удовлетворять определенные потребности, интересы. В систему ценностей социального субъекта входит предпочтительное и желательное.

смысложизненные ценности – представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

универсальные: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, семья, родственники, образование, правопорядок), общественного признания (трудолюбие), межличностного общения (честность, бескорыстие), демократические (свобода слова, совести, партий, национального суверенитета);

партикулярные - привязанность к малой родине, семье, вера в Бога.

ценностная установка является программой с возможностью выбора вариантов деятельности, она направляет и стимулирует человека;

мотив – это фактор, который ведет к превращению установок в активную деятельность. На основе интересов субъекта формируется цель деятельности как прообраз будущего.

3. Социокультурные нормы – правила или регулирующие начала. Особенность социальных норм – их императивность (повелительность). Это значит, что поведение, не соответствующее норме, вызывает негативную реакцию у других людей. Нормы возникают стихийно и по мере развития общества либо утверждают, либо утрачивают свое значение.

 

4. Синтетической формой культуры являются образцы поведения:

Обряд – совокупность коллективных действий, вбирающих в себя социальные идеи, нормы, представления и вызывающих коллективные чувства. Обряд эмоционально действует на людей.

Обычай – это форма социального регулирования деятельности и отношений людей, это предписание из прошлого в виде праздников, обрядов, навыков, правил поведения. Обычай – это обобщенный компонент культуры – приготовление пищи, воспитание детей, отношение к старикам, манера поведения.

Традиция – это элементы социального и культурного наследия, переходящего из поколения в поколение длительное время. Совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры.

Символы – образуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы.

Ритуалы – это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определенное время, в строго определенном месте и в строго определенных обстоятельствах.

Модели поведения – это идеальные представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Разъясните понятие «культура», покажите ее основные типы и функции.

2. Проанализируйте культуру по субъектам, по роли, по происхождению, по назначению.

3. Разъясните основополагающие закономерности развития культуры.

4. Сущность массовой культуры, ее функции и цели.

5. Объясните содержание форм духовной культуры.

6. Покажите основные компоненты культуры: элементы, ценности, установки, нормы, традиции, обычаи.

7. Концепции культуры, их сходство и различие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.