Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность культуры как явления социальной жизни




План

И СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Дополнительная

1. Социология в России XIX - начала XX веков. Социология как наука. Тексты / Под редакцией В.И. Добренькова. – М, 1997.

2. Социологический энциклопедический словарь. – М: ИНФРА-М – Норма, 1998.

3. Волков Ю.Г. Социология: элементарный курс / Ю.Г. Волков. – М., 2001.

4. Социология организаций. Словарь-справочник. – М., 1996.

5. Социологический энциклопедический словарь / Ред-координатор Г.В. Осипов. – М., 2000.

6. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М., 1998.

7. Андреев Ю.П. Социальные институты, содержание, функции, контроль / Ю.П. Андреев, Н.М. Кожевская. – Свердловск, 1989.

 

Тема. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Т е з а у р у с: культура, субкультура, церемонии, ритуалы, контркультура, социальные нормы, пассионарность, искусство, миф, образ жизни, этноцентризм, антиэнтропийность, нравственность, массовая культура, традиции, религия, символы, культура материальная и духовная, артефакт, творчество, красота, гармония, мера, символизм, функционализм, импрессионизм, наследие, универсалии, инновация, динамика, продуцирование ценностей, рациональность, культурная статика.

 

 

1. Сущность культуры как явления социальной жизни и социального института.

2. Основные типы культуры.

3. Ведущие закономерности в развитии культуры.

4. Массовая культура и формы ее выражения.

5. Основные формы духовной культуры.

6. Важнейшие элементы культуры.

 

и социального института

 

Понятие «культура» по значению постоянно меняется, обогащается по содержанию, функциям, элементам, по определению.

В современный период культура употребляется во множестве значений. В настоящее время имеется более 500 определений культуры, отражающих отдельные аспекты этого понятия, в числе существенных характеристик культуры можно выделить следующие:

– культура относится в основном к духовной сфере общества, включая идеалы, смыслы, ценности. Материальная часть культуры как бы опредмечивает духовную в произведениях искусства, технологиях, зданиях, вещах;

– культура носит символический характер, определяется условными значениями, которые люди приписывают объектам, действиям, отношениям, социальным фактам;

– культура обладает многослойной и многоаспектной структурой, выраженной в ее формах, видах;

– культура самобытна, отчего культуру каждого общества следует оценивать как таковую с точки зрения внутренних закономерностей ее саморазвития, а не с позиции какой-то другой культуры;

– культура носит исторический характер, изменяясь со временем. Она более консервативна по сравнению с другими сферами общественной жизни, но активно взаимодействует с ними, испытывая влияние социальных изменений, в то же время являясь их фактором.

Под культурой, понимаемой как социальный институт, выделяют такие ее компоненты, как жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, информация, взаимодействие, отношение, содержание социальной жизни.

Источник: Борцов Ю.С. Социология: учеб. пособие / Ю.С. Борцов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – С. 183-184.

Культура – явление многообразное по характеру, формам своего выражения и функционирования. Она охватывает все достижения общества – материальной и духовной жизни, уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, состояние нравов.

Понятие культуры употребляется для характеристик исторических эпох (античная, досевая, осевая, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое и Античное время, современная), народностей (культура инков, майя, атлантов), наций, специфических сфер жизни – труда, образования, правления. Это зависит от предмета познания.

Американские антропологи А. Кребер и Х. Клакхон, обогащая основные понятия культуры, выделили три основные характеристики, на которые большинство исследователей обращали внимание.

1. Культура – это то, что отличает человека от животного, то, что свойственно только человеческому обществу.

2. Культура – это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения; культура не детерминирована особенностями человека как вида, а создана им; культура противоположна природе.

3. Культура передается при помощи символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов) и связана с идеями.

Отсюда понятие культуры можно определить следующим образом.

Культура – исторически определенный уровень развития общества и человека, который выражен в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности.

В широком смысле культура – все, что создано или создается в обществе человеческой деятельностью. В более узком смысле различают материальную (техника, производственный опыт, материальные ценности, созданные в процессе производства) и духовную культуру (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области языка, науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещения, обычаев). С помощью понятия «культура» характеризуют особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, правовая, политическая, управления и т. д.).

По материальным и духовным ценностям можно судить, каким общество хотело быть и было в действительности, каковы были его представления о себе, что могло оно еще создать, в каком направлении развивалось и изменялось.

Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Недаром говорят, что культура – это то, что не природа, это то, что отделяет человека от животного. Сам же человек есть начало и результат в развитии культуры, он цель и средство ее функционирования, он замысел ее и воплощение.

Культура – это процесс, это социальное движение, это все, что идет от людей как социальных существ и рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.

Итак, мы видим, что понятие культуры многоаспектно:

– это способ жизни и деятельности людей;

– это срез общественной жизни;

– это социальный институт;

– это уровень развития личности и общества;

– это система общественных регулятивных норм;

– это механизм трансляции опыта;

– это то, что позволяет внести в мир, в отношения, в личность человеческое.

В целом следует отметить, что настоящей культуре свойственны:

– красота – соразмерность, определенность, органичность и единство в многообразии;

– мера – это разумная ограниченность существования чего-то определенного;

– гармония – это единство составляющих частей в их многообразии;

– творчество – это создание нового, но такого, которое не забывает, не уничтожает старое, а сохраняет его в себе, включает в себя как момент своей истории, свою предпосылку, меру реакции.

Культура на бытовом уровне, то есть на уровне обыденного сознания – это свойство человека в своем поведении соблюдать тактичность, уважение к другим, деликатность, умение всегда найти меру своего поступка.

Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.

 

Антрополог У. Гуденау выделил четыре элемента культуры:

1) понятия, которые содержатся главным образом в языке и упорядочивают человеческий опыт;

2) отношения, определяющие связь понятий между собой. Они также зависят от уровня знаний и характера представлений данного общества;

3) ценности – общепринятые понятия относительно достойных целей и норм поведения (десять христианских заповедей, воровские «понятия»);

4) правила – нормы, регулирующие поведения людей (уголовный кодекс, моральный кодекс строителя коммунизма).

Гуденау дает следующее определение: «Культура содержит образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этим делать и как делать (нормы)».

 

При этом надо отметить, что существует множество подходов к рассмотрению культуры:

1) с семиотической точки зрения (семиотика – наука о знаках) культура может быть определена как небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт. Указание на небиологический характер в данном случае необходимо, поскольку семиотика изучает и биологические знаковые системы (например, симптомы в медицине);

2) с социологической точки зрения культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества;

3) аксиологический подход (аксиология – наука о ценностях) рассматривает культуру как мир ценностей, представляющий собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества;

4) с точки зрения деятельностного подхода культура определяется как совокупность «технологий», выработанных и используемых человеком для достижения определенных целей. Такие технологии придают деятельности человека особую направленность, а также целостность.

Имеется и другая классификация подходов к культуре:

1. С позиций символизма (Т. Парсонс, К. Гирц): элементами культуры являются в первую очередь символы, которые опосредуют отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)

2. С точки зрения функционализма (Б. Малиновский, А. Ратлифф-Браун): каждый элемент культуры выполняет определенную функцию – удовлетворяет определенные человеческие потребности, занимает в целостной культурной системе определенное место и несет какую-либо функцию.

3. Согласно адаптивно-деятельностному подходу (Э. Маркарян), культура представляет собой способ деятельности, а также систему механизмов небиологического характера, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.