КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность культуры как явления социальной жизни
План И СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ Дополнительная 1. Социология в России XIX - начала XX веков. Социология как наука. Тексты / Под редакцией В.И. Добренькова. – М, 1997. 2. Социологический энциклопедический словарь. – М: ИНФРА-М – Норма, 1998. 3. Волков Ю.Г. Социология: элементарный курс / Ю.Г. Волков. – М., 2001. 4. Социология организаций. Словарь-справочник. – М., 1996. 5. Социологический энциклопедический словарь / Ред-координатор Г.В. Осипов. – М., 2000. 6. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М., 1998. 7. Андреев Ю.П. Социальные институты, содержание, функции, контроль / Ю.П. Андреев, Н.М. Кожевская. – Свердловск, 1989.
Тема. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Т е з а у р у с: культура, субкультура, церемонии, ритуалы, контркультура, социальные нормы, пассионарность, искусство, миф, образ жизни, этноцентризм, антиэнтропийность, нравственность, массовая культура, традиции, религия, символы, культура материальная и духовная, артефакт, творчество, красота, гармония, мера, символизм, функционализм, импрессионизм, наследие, универсалии, инновация, динамика, продуцирование ценностей, рациональность, культурная статика.
1. Сущность культуры как явления социальной жизни и социального института. 2. Основные типы культуры. 3. Ведущие закономерности в развитии культуры. 4. Массовая культура и формы ее выражения. 5. Основные формы духовной культуры. 6. Важнейшие элементы культуры.
и социального института
Понятие «культура» по значению постоянно меняется, обогащается по содержанию, функциям, элементам, по определению. В современный период культура употребляется во множестве значений. В настоящее время имеется более 500 определений культуры, отражающих отдельные аспекты этого понятия, в числе существенных характеристик культуры можно выделить следующие: – культура относится в основном к духовной сфере общества, включая идеалы, смыслы, ценности. Материальная часть культуры как бы опредмечивает духовную в произведениях искусства, технологиях, зданиях, вещах; – культура носит символический характер, определяется условными значениями, которые люди приписывают объектам, действиям, отношениям, социальным фактам; – культура обладает многослойной и многоаспектной структурой, выраженной в ее формах, видах; – культура самобытна, отчего культуру каждого общества следует оценивать как таковую с точки зрения внутренних закономерностей ее саморазвития, а не с позиции какой-то другой культуры; – культура носит исторический характер, изменяясь со временем. Она более консервативна по сравнению с другими сферами общественной жизни, но активно взаимодействует с ними, испытывая влияние социальных изменений, в то же время являясь их фактором. Под культурой, понимаемой как социальный институт, выделяют такие ее компоненты, как жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, информация, взаимодействие, отношение, содержание социальной жизни. Источник: Борцов Ю.С. Социология: учеб. пособие / Ю.С. Борцов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – С. 183-184. Культура – явление многообразное по характеру, формам своего выражения и функционирования. Она охватывает все достижения общества – материальной и духовной жизни, уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, состояние нравов. Понятие культуры употребляется для характеристик исторических эпох (античная, досевая, осевая, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое и Античное время, современная), народностей (культура инков, майя, атлантов), наций, специфических сфер жизни – труда, образования, правления. Это зависит от предмета познания. Американские антропологи А. Кребер и Х. Клакхон, обогащая основные понятия культуры, выделили три основные характеристики, на которые большинство исследователей обращали внимание. 1. Культура – это то, что отличает человека от животного, то, что свойственно только человеческому обществу. 2. Культура – это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения; культура не детерминирована особенностями человека как вида, а создана им; культура противоположна природе. 3. Культура передается при помощи символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов) и связана с идеями. Отсюда понятие культуры можно определить следующим образом. Культура – исторически определенный уровень развития общества и человека, который выражен в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности. В широком смысле культура – все, что создано или создается в обществе человеческой деятельностью. В более узком смысле различают материальную (техника, производственный опыт, материальные ценности, созданные в процессе производства) и духовную культуру (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области языка, науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещения, обычаев). С помощью понятия «культура» характеризуют особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, правовая, политическая, управления и т. д.). По материальным и духовным ценностям можно судить, каким общество хотело быть и было в действительности, каковы были его представления о себе, что могло оно еще создать, в каком направлении развивалось и изменялось. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Недаром говорят, что культура – это то, что не природа, это то, что отделяет человека от животного. Сам же человек есть начало и результат в развитии культуры, он цель и средство ее функционирования, он замысел ее и воплощение. Культура – это процесс, это социальное движение, это все, что идет от людей как социальных существ и рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Итак, мы видим, что понятие культуры многоаспектно: – это способ жизни и деятельности людей; – это срез общественной жизни; – это социальный институт; – это уровень развития личности и общества; – это система общественных регулятивных норм; – это механизм трансляции опыта; – это то, что позволяет внести в мир, в отношения, в личность человеческое. В целом следует отметить, что настоящей культуре свойственны: – красота – соразмерность, определенность, органичность и единство в многообразии; – мера – это разумная ограниченность существования чего-то определенного; – гармония – это единство составляющих частей в их многообразии; – творчество – это создание нового, но такого, которое не забывает, не уничтожает старое, а сохраняет его в себе, включает в себя как момент своей истории, свою предпосылку, меру реакции. Культура на бытовом уровне, то есть на уровне обыденного сознания – это свойство человека в своем поведении соблюдать тактичность, уважение к другим, деликатность, умение всегда найти меру своего поступка. Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.
Антрополог У. Гуденау выделил четыре элемента культуры: 1) понятия, которые содержатся главным образом в языке и упорядочивают человеческий опыт; 2) отношения, определяющие связь понятий между собой. Они также зависят от уровня знаний и характера представлений данного общества; 3) ценности – общепринятые понятия относительно достойных целей и норм поведения (десять христианских заповедей, воровские «понятия»); 4) правила – нормы, регулирующие поведения людей (уголовный кодекс, моральный кодекс строителя коммунизма). Гуденау дает следующее определение: «Культура содержит образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этим делать и как делать (нормы)».
При этом надо отметить, что существует множество подходов к рассмотрению культуры: 1) с семиотической точки зрения (семиотика – наука о знаках) культура может быть определена как небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт. Указание на небиологический характер в данном случае необходимо, поскольку семиотика изучает и биологические знаковые системы (например, симптомы в медицине); 2) с социологической точки зрения культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества; 3) аксиологический подход (аксиология – наука о ценностях) рассматривает культуру как мир ценностей, представляющий собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества; 4) с точки зрения деятельностного подхода культура определяется как совокупность «технологий», выработанных и используемых человеком для достижения определенных целей. Такие технологии придают деятельности человека особую направленность, а также целостность. Имеется и другая классификация подходов к культуре: 1. С позиций символизма (Т. Парсонс, К. Гирц): элементами культуры являются в первую очередь символы, которые опосредуют отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.) 2. С точки зрения функционализма (Б. Малиновский, А. Ратлифф-Браун): каждый элемент культуры выполняет определенную функцию – удовлетворяет определенные человеческие потребности, занимает в целостной культурной системе определенное место и несет какую-либо функцию. 3. Согласно адаптивно-деятельностному подходу (Э. Маркарян), культура представляет собой способ деятельности, а также систему механизмов небиологического характера, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |