Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое применение эластичности в экономическом анализе




Как показывают приведенные ниже примеры, концепция ценовой эластичности спроса имеет важное практическое значение.

Небывалый урожай. Спрос на большинство продуктов сельскохозяйственного производства неэластичен (не более 0,20-0,25). Поэтому увеличение объема производства сельскохозяйственных продуктов, приводит как к снижению цен на фермерскую продукцию, так и к сокращению общей выручки фермеров. Для фермеров, как группы, неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что щедрый урожай может быть весьма нежелательным. А для государственных органов управления это означает, что увеличение дохода фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

Автоматизация. Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического процесса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование и это приводит к технологической безработице 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученная благодаря данному технологическому новшеству, передается потребителям через снижение цен. Воздействие снижения цен на объем продаж фирмы будет зависеть от эластичности спроса на товар. Если спрос эластичен, то продажи могут возрасти на столько, что фирма вновь возьмет на роботу большую часть, если не всех, из 500 уволенных ранее рабочих. Если спрос неэластичен, то снижение цен приведет лишь к незначительному росту объема продаж и лишь немногие (либо вообще никто) из рабочих будут снова приняты на работу.

Дерегулирование воздушного транспорта. Первым следствием дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибылей многих авиакомпаний. Объяснялось это тем, что отмена государственного регулирования привела к усилению конкуренции между авиакомпаниями и, таким образом, к снижению платы за воздушные перевозки. Более низкие транспортные тарифы в сочетании с эластичным спросом на воздушные путешествия вызвали рост доходов авиакомпаний. Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично заполненного, минимальны, рост доходов опережал рост издержек и прибыли увеличивались. Высокие доходы авиакомпаний продержалась недолго по трем причинам: конкурентная борьба за новые маршруты привела к снижению прибылей; рост цен на топливо увеличил эксплуатационные издержки; длительная война тарифов также отрицательно сказалась на прибылях.

Акцизный налог. Выбирая, на какие товары и услуги установить акциз, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой уменьшение налоговых поступлений. Это заставляет законодателей, вводя акцизные налоги, искать такие товары, спрос на которые неэластичен, например, алкогольные напитки, бензин, сигареты. В 1991 г., пытаясь сократить бюджетный дефицит, федеральное правительство США повысило налог именно на эти три категории товаров.

Однако, в том же 1991 г. Конгресс ввел 10%-ный акциз на яхты. Конгресс рассчитывал, что эта мера не окажет сколько-нибудь серьезного воздействия на объем продаж, и надеялся получить за пять лет прирост налоговых поступлений в размере 1,5 млрд дол. Но спрос оказался более эластичным, чем ожидалось. В ответ на повышение налога многие владельцы прогулочных судов решили сохранить свои старые яхты на более длительный срок, а некоторые потенциальные первичные покупатели отказались от их приобретения. В Южной Флориде объем продаж сократился почти на 90%, поскольку многие потенциальные покупатели предпочли уйти от налога, приобретая яхты на Багамах. Кроме того, налоговые поступления правительства сократились и под воздействием экономического спада 1990-1991 гг., в результате которого спрос на большинство товаров длительного пользования, включая яхты, сместился влево. В 1991 г. 10%-ный акциз на яхты принес всего 30 млн. дол. налоговых поступлений.

Введение этого налога в совокупности с экономическим спадом нанесло серьезный удар по производителям яхт. В первый год введения акциза треть яхтостроительных компаний США свернула свое производство и более 20 тыс. рабочих остались без работы. В 1993 г. Конгресс отменил этот налог.

 

Эластичность и структура налогообложения. Налог на бензин: распределение и структура. S1 и D - кривые предложения и спроса до введения налога (T). Первоначально равновесная цена спроса и предложения составляет 1 доллар за галлон бензина. Введенный налог перемещает кривую предложения из положения S1 в положение S2. Теперь цена на бензин должна вырасти до 1,5 долларов за галлон, обеспечивая поставку бензина на рынок в том же объеме. Однако по мере повышения цены на бензин, потенциальные потребители сокращают потребление (графически это интерпретируется сдвигом влево вверх вдоль кривой спроса D). В положении нового равновесия Е2 цена бензина поднимается лишь до 1,4 доллара за галлон. Таким образом, продавцы бензина после выплаты налога получают только 0,9 доллара за

галлон бензина, т.е. налоговое бремя распределиться в следующем соотношении: 0,4 доллара за галлон бензина на покупателей,0,1 доллара - на продавцов. Покупатели в данном случае страдают больше продавцов, так как спрос в данном случае менее эластичен, чем предложение.

 


 
 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.