Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика кривых безразличия. Карта кривых безразличия




Модель потребительского поведения, а, следовательно, и достижение точки потребительского равновесия могут быть продемонстрированы с помощью кривых безразличия и бюджетной линии. Потребителю лишь стоит сказать, какую комбинацию товаров из двух он выберет и при каких комбинациях выбор ему безразличен, так как уровень полезности, по его мнению, одинаковый. Анализ с помощью этой теории не требует от потребителя совершенной точности в описании предельной полезности.

Кривая безразличия изображает совокупность наборов благ, между которыми потребитель не делает различия. Исходя из этого, следует вывод, что уровень полезности каждого набора одинаков. Поэтому можно считать, что кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности.

 

 

Допустим, что благо X является пепси-колой, а благо Y -гамбургером. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли три гамбургера, запив их одной бутылкой пепси-колы (точка R1) или съесть один гамбургер, запив его тремя бутылками пепси-колы (точка R2) (рис. 24). Кривая безразличия представляет все множество комбинаций пепси-колы и гамбургеров, имеющие одинаковую полезность.

Набор из нескольких кривых безразличия образовывают карту кривых безразличия. Карта кривых безразличия – это способ отображения предпочтений потребителя, которые имеют разный уровень удовлетворения его потребностей (рис.25).

 
 

 


Свойства кривых безразличия:

1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Если и Х, и Y – блага для потребителя, то при потреблении большего количества одного из них, всегда будет уменьшаться потребление другого. Кривые, описывающие обратную зависимость переменных, всегда убывающие.

2. Наборы благ на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, предпочитаются набором на менее удаленных кривых. Это утверждение вытекает из предположения, что большее количество предпочитается меньшему. Так как на более высокой кривой все наборы будут содержать большее количество и X и Y, чем на всех нижележащих кривых, то, безусловно, потребитель всегда выберет набор на ней, при условии, если выбор ничем не ограничивается.

3. Кривые безразличия не пересекаются. Если две кривые пересеклись в т. А, то полезность наборов благ на эти двух кривых одинакова. И они составляют одну кривую безразличия. Это предположение породило противоречие, поэтому оно не верно.

4. Кривые безразличия выпуклы: их наклон уменьшается по мере движения

вниз и вправо вдоль этих кривых. Это связано с таким понятием, как предельная норма замещения МRSxy. Это означает, что потребитель не просто выбирает между двумя благами, а решает проблему замещения определенного количества одного блага некоторым количеством другого.

Предельная норма замещения МRSxy - количество блага Y, которое потребитель готов заменить дополнительной единицей блага X при постоянном общем уровне полезности (то есть, оставаясь на той же кривой безразличия).

МRSxy - пропорция, в которой возможна замена одного товара на другой

МRSxy=∆Qy /∆Qx

МRSxy уменьшается по мере того, как товар Y замещается товаром X, а, следовательно, кривая безразличия становится более пологой.

Предельная норма замещения характеризует вкусы потребителей, то есть относительную ценность благ. Чем больше МRSxy, тем больше блага Y требует потребитель за отказ от единицы блага X, тем ценнее для него продукт X.

Предельная норма замещения может быть связана с предельными полезностями товара X и товара Y:

∆Qy МUx = - ∆Qx МUy

отсюда ∆Qy / ∆Qx = МUx / МUy = МRSxy ,

где МU - предельная полезность, - ∆Qx МUy - потеря полезности товара Y, ∆Qy MUx - прирост полезности товара X.

Поэтому предельная норма замещения товара Y на товар X может быть представлена отношением предельной полезности товара X к предельной полезности товара Y МRSxy= МUx / МUy.

Предельная полезность товара уменьшается, когда его количество в потреблении возрастает, и, соответственно увеличивается, когда его количество в потреблении сокращается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.